Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Панкова О. М., Гладкова Н. А. Отработка здоровьесберегающих технологий в школьном спортивно-оздоровительном центре [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 48-50.



Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся, создание условий для полезного досуга исключительно важно для современной общеобразовательной школы. Необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся и ростом числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Стремясь повлиять на сложившуюся тревожную ситуацию, в нашей школе создан спортивно-оздоровительный центр, который является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в соответствии с ее уставом и положением о комплексном спортивно-оздоровительном центре.

Этот центр объединяет и координирует усилия медицинских работников, педагога-психолога, учителей физической культуры, других предметников и классных руководителей в совместной деятельности по обеспечению физического и духовного становления личности учащихся, формированию здорового образа жизни, созданию условий, сохраняющих здоровье всех участников образовательного процесса и обеспечивающих полезный досуг.

Функции и основные направления работы центра обусловливаются потребностями личностно-физического развития членов школьного коллектива, целевыми установками, интересами и возможностями работников школы.

Центр состоит из отделений, которые проводят работу по соответствующим направлениям:

‒ психологическое и социально-педагогическое — осуществляют изучение воспитательного потенциала семьи, школьного и классного коллективов, окружающего социума, влияющего на формирование здорового образа жизни; организуют деятельность по социальной защите учащихся и членов их семей;

‒ медицинское и логопедическое — осуществляют мониторинг за состоянием здоровья учащихся, медицинское просвещение педагогических кадров и родителей, оказывают помощь учащимся в решении вопросов по спортивно-оздоровительному досугу;

‒ организационно-оздоровительное — осуществляет комплектование оздоровительных групп и контроль за реализацией оздоровительных методик; организует научно- исследовательскую работу и деятельность по повышению квалификации педагогов;

‒ спортивно-массовое — проводит спортивно-оздоровительные мероприятия развивающего, коррекционного, компенсирующего характера, используя групповые, индивидуальные и массовые формы работы.

На начальном этапе работы центра было сформировано 16 групп из учащихся всех параллелей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной физкультурной группе, а также имеющих низкий уровень физической подготовленности. Учащиеся данных групп два раза в неделю во внеурочное время занимались ритмической гимнастикой, плаванием, подвижными и спортивными играми, оздоровительной гимнастикой, обучались у психолога основам саморегуляции. Таким образом, увеличился объем двигательной активности учащихся до 136 часов в год (с учетом уроков физической культуры), что способствовало повышению резистентности и общей работоспособности организма.

Систематически осуществлялся медико-педагогический контроль за проведением занятий.

Педагоги проводили исследовательскую работу: формировали банк данных о каждом ученике, вели валеологическую карту, в которой прослеживались результаты тестирования: уровень физического развития и его оценка; уровень физической подготовленности; оценка психического развития.

В процессе работы учителя отрабатывают здоровьесберегающие технологии по профилактике и коррекции нарушений органов зрения, опорно-двигательного аппарата и других отклонений в состоянии здоровья.

В результате работы были достигнуты ощутимые результаты: простудные заболевания по школе составили 49 %, а по оздоровительному центру — 15,8 %. По уровню физической подготовленности улучшили показатели 27 % учащихся.

Учитывая положительную динамику в работе центра, были введены дополнительные факультативные занятия в каждом классе, проводят их квалифицированные специалисты:

‒ антистрессовая пластическая гимнастика — новое направление массовой оздоровительной физкультуры, которая обеспечивает единый подход как к физическому, так и нравственному здоровью;

‒ ритмическая гимнастика — позволяет развивать координацию;

‒ плавание — способствует закаливанию, формированию осанки, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Создано 8 групп внеурочной деятельности для 1–5 классов, где учащиеся ежедневно занимаются физическими упражнениями, преимущественно на свежем воздухе, и осваивают курс «Основы саморегуляции», который помогает понять тесную взаимосвязь физического и психического здоровья и овладеть доступными средствами регуляции как своего психического состояния, так и поведения в целом.

Возобновлены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня — гимнастика до занятий и динамические перемены, на более высоком уровне организуются традиционные спортивные праздники и соревнования.

Реализуется междисциплинарная программа «Здоровье» — целостная образовательная программа, направленная на укрепление здоровья и составленная с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами. Как основа деятельности школьников позиционируется усвоение гуманистических форм общественного взаимодействия, духовных и нравственных традиций.

Функционирует клуб «Здоровье» для учителей и «Школа здоровья» для родителей, в которых проводятся консультации по закаливанию в повседневной жизни, единству школы и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка. Дополнительные занятия во внеурочное время позволяет на 50 % компенсировать дефицит двигательной активности учащихся, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать духовные и творческие способности и эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Таким образом, воплощается в жизнь важнейшая цель дальнейшего развития школы — создание единого образовательного пространства, где учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на формирование образа выпускника — человека нравственного, обладающего устойчивой системой духовных ценностей. Во главу угла ставится Человек как исследователь и творец, преодолевающий препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к знаниям и представлениям другого человека.

Литература:

  1. Иванов, И. И. Управление регионом / И. И. Иванов // Региональные эксперименты. — 2010. — № 1. — С. 33–38.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья учащихся, двигательной активности учащихся, физической подготовленности, уровень физической подготовленности, здорового образа жизни, ухудшением здоровья учащихся, укреплению здоровья учащихся, состоянием здоровья учащихся, исследовательскую работу, становления личности учащихся, физической культуры, социальной защите учащихся, спортивно-оздоровительном центре, психофизиологических особенностей учащихся, работы центра, формированию здорового образа, формирование здорового образа, уровню физической подготовленности, низкий уровень физической, учителей физической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос