Библиографическое описание:

Ковалёва О. Ю., Кашигина Е. А. Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 784-787.

На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.

О необходимости индивидуализации образования говорится в ряде нормативно-правовых документов РФ:

-          «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании») [2];

-          «… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» — 2020) [4].

На практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а группы обучающихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим; иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного обучающегося (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме образовательной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения колледжной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов и механизмов оценки обучения, вторая — создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых обучающимся, и третья — формирование различных типов групп и специальностей.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой движение студента в содержании обучения, во времени и в пространстве при одновременном освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ в Колледже или, по разным образовательным учреждениям в случае реализации сетевой образовательной программы. Отсюда вытекает основная задача — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Студентам предоставляются академическое право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Индивидуальным учебным планом может предусматриваться: самостоятельное освоение обучающимися основных профессиональных образовательных программ, свободное посещение занятий, проведение занятий с обучающимися вне Колледжа, изменение учебного графика, введение дополнительных форм контроля по изучаемым дисциплинам (курсам, модулям), изменение сроков проведения промежуточной аттестации, применение балльно-рейтинговой системы контроля (кредитная система).

Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей). При этом кредитная система обычно бывает неодномерной — модулю предписывается не только вес, но и принадлежность к определенному предмету (скажем, изучение литературы или производственная практика). Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 30 — по географии, не менее не менее 10 –за практику и т. д.). По желанию образовательного учреждения кредитная система может применяться в предлагаемой программе индивидуального обучения, так как каждый учебный модуль имеет заранее заданный вес (число часов учебной программы). Применение кредитной системы целесообразно в случае дробления программы на мелкие модули и при обеспечении достаточной свободы в выборе образовательного маршрута и гибкости в его корректировке

Обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться как по очной, так и по заочной форме; как по отдельно взятой учебной дисциплине (курсу, модулю), так и по всему учебному плану по специальности.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть предоставлено с целью ликвидации разницы в основных профессиональных образовательных программах, с целью ликвидации академической задолженности для следующих категорий обучающихся, не прошедших в установленные сроки промежуточную аттестацию по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, переведенным в Колледж из других образовательных учреждений, переведенным внутри Колледжа на обучение с одной образовательной программы на другую или с одной формы обучения на другую, восстановленным в Колледж для продолжения обучения или приступившим к занятиям после окончания академического отпуска, при наличии разницы в основных образовательных программах, с целью создания условий для продолжения и завершения обучения следующим обучающимся: привлекаемым к выполнению государственных и общественных обязанностей, участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях; находящимся на длительном стационарном, амбулаторном или санаторно-курортном лечении, родителям, воспитывающим детей до 3-х лет, обучающимся выпускных групп, трудоустроившимся по специальности, обучающимся, зачисленным в высшие учебные заведения, либо зачисленным в Колледж на обучение по второй специальности, в иных исключительных случаях [5].

В индивидуальном учебном плане указываются наименование дисциплин, тем междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, подлежащих освоению, формы участия преподавателя в процессе их освоения (установочные лекции, консультации, индивидуальные занятия и т. д.), дополнительные формы контроля (собеседование, зачет, контрольная работа, практическое занятие и т. п.) и даты их проведения.

Обучение по индивидуальному учебному плану освобождает обучающегося от посещения учебных занятий по расписанию, но не отменяет для обучающегося обязанности освоения основной профессиональной образовательной программы в полном объеме.

Обучающийся обязан ознакомиться с учебно-методическим комплексом по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включенным в индивидуальный план обучения, и согласовать с ведущим преподавателем график и сроки индивидуального изучения учебной дисциплины, темы междисциплинарного курса, профессионального модуля. Текущий контроль знаний может осуществляться в Колледже или с использованием технологии дистанционного обучения.

Практика обучающихся по индивидуальному учебному плану должна проходить в соответствующих направлению подготовки организациях по месту проживания или работы при условии предоставления соответствующего письма-согласия на это руководства организации. Консультирование обучающегося, проверка контрольных работ, проведение иных, предусмотренных индивидуальным учебным планом мероприятий, осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины, профессионального модуля, ведущим занятия в учебной группе. Он же ведет индивидуальный учет выполненных мероприятий по индивидуальному учебному плану по каждому обучающемуся.

В связи с вышесказанным значение административного контроля в управлении особенно возрастает, в связи с предоставлением индивидуализации обучения с целью оценки качества освоения основной образовательной программы.

Со стороны администрации осуществляется персонифицированный механизм контроля, в зависимости от того, к какой группе относится обучающийся согласно его индивидуальной траектории обучения.

Механизм административного контроля представлен графически на схеме 1

В завершение рассмотрения данного вопроса мы можем констатировать, что индивидуальный подход и механизмы административного контроля должны рассматриваться как один из важнейших принципов обучения, поскольку именно в процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития обучающегося.

 

Литература:

 

1.         Бабанский Ю. К., Сорокин Н. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст]/Ю. К. Бабанский, под ред. Ю. К. Бабанского.-М., Просвещение,1988. — 497 с.

2.         Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

3.         Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

4.         Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (модель 2020) [Электронный ресурс] http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/bs-pravila/y3p.htm

5.         Положение «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГу» (НИУ)» [Текст] № 02–03 от 11мая 2014г. г. Челябинска

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальному учебному плану, административного контроля, индивидуализации обучения, контроля качества образовательного, образовательной программы, индивидуальным учебным, качества образовательного процесса, профессиональных образовательных, индивидуального обучения, кредитная система, основных профессиональных образовательных, профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения с целью, контроля качества обучения, необходимости индивидуализации образования, учебным планом, и механизмов оценки обучения, учебной дисциплине, в процессе индивидуального обучения, административного контроля качества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle