Библиографическое описание:

Насретдинова Л. М., Хусаенова А. А., Асадуллина Т. С., Газимов А. Х. Особенности модульной организации образовательного процесса // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2546/ (дата обращения: 23.05.2018).



Основу теории модульного обучения составляет «концепция овладения», согласно которой все студенты при наличии достаточного времени могут достичь поставленных целей, выполнив работу на установленном для каждой цели уровне. Скорость продвижения студента по материалу учебной программы определяется достигнутыми результатами обучения, в соответствии с индивидуальными способностями каждого студента. Переход к следующему модулю возможен только тогда, когда студент показал, что он достиг того уровня выполнения задания, который был определен преподавателем (т. е. достиг целей обучения).

Возможны три варианта использования модулей в обучении: часть традиционного курса; полный курс, состоящий из одного большого модуля или ряда «мини-модулей»; полная учебная программа.

Основные вопросы, которые ставит перед собой преподаватель:

‒ что студент должен знать, понимать и делать к концу обучения;

‒ какими путями и средствами он может этого достичь;

‒ как можно доказать, что он их приобрел, т. е. достиг цели.

Исходя из сказанного выше, модуль должен включать: четко поставленные диагностируемые цели; рекомендуемые студентам методы и приемы; оценку достижения цели.

Структура модуля включает:

‒ его название в строгом соответствии с учебной программой;

‒ введение, характеризующее цель модуля и его значимость;

‒ цели модуля (предполагаемый конечный результат, его «образ»);

‒ учебные методы, направленные на достижение цели (действия);

‒ информационные учебные материалы, дидактические пособия;

‒ проблемные задания, обеспечивающие отработку действий студентов;

‒ дополнительную информацию для заинтересовавшихся студентов;

‒ критерии оценки модуля студентом (обратная связь для педагога);

‒ пакет тестовых заданий для оценки достижений студентов.

Из этого перечисления наиболее важными являются три пункта: цели, учебные методы (действия студентов) и итоговое тестирование (посттест). В качестве дополнительных возможны:

‒ перечень необходимых условий для реализации целей;

‒ оценка исходного уровня знаний и умений;

‒ инструкция по работе с модулем (технологические карты);

‒ план действий студента.

Название модуля должно определять его содержание. Оно должно быть кратким, соответствующим тому или иному разделу программы.

Введение раскрывает цели и значимость модуля, его содержание, связь с другими модулями.

Модуль представляет собой законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей.

По каждому модулю разрабатываются учебно-методические материалы:

‒ методические разработки уроков — лекций;

‒ методические рекомендации к выполнению практических занятий;

‒ задания для выполнения практических работ по темам курса;

‒ проблемные задания для итоговых занятий;

‒ задания — рекомендации по проведению исследовательской работы;

‒ контрольные работы и др.

Готовится и используется раздаточный материал: схемы, организационные и нормативные документы, оперативные планы и т. д.

Учебный модуль представляет собой часть учебного материала, в основе которого лежит разделение видов деятельности на логически завершенные части.

Цели и принципы организации целостного модульного обучения обусловливает как структурные, так и функциональные особенности его учебно — методического обучения.

Модульная технология учебной работы в образовательной организации представляет собой разработанный пакет учебно-методической документации:

1) модульную программу;

2) учебный информационный материал, сопровождаемый иллюстрациями, блоком информации, содержанием практических манипуляций для отработок необходимых профессиональных навыков;

3) список обязательной и дополнительной литературы;

4) контрольные работы и тесты для оценки знаний студентов;

5) список оборудования к практическим занятиям;

6) график работы по дисциплине;

7) методические пособия для студентов, которые включают:

‒ цели занятия (дидактические, развивающие, воспитательные);

‒ информационный блок;

‒ алгоритмы выполнения обязательных практических манипуляций;

‒ глоссарий;

‒ тестовые задания;

‒ ситуационные задачи;

‒ эталоны ответов;

‒ предполагаемый план самостоятельного изучения модуля.

Целевой план модульного обучения позволяет студенту планировать свою деятельность и в процессе ее реализации соотносить систему выполненных действий с результатом.

По окончании изучения согласно содержанию модульного блока учебной программы осуществляется переход к следующему модулю. Таким образом, при модульном обучении исключается возможность разрыва между уровнем знаний по предмету и квалификацией студентов, требуемой для выполнения профессиональной деятельности [1].

Составлению модулей предшествует трудоемкая работа, направленная на каждый из элементов модуля, разработка путей координации модульных единиц, входящих в модуль, выявление межпредметных и внутрипредметных связей, установление наиболее приемлемого соотношение теоретического и практического материала.

Таким образом осуществляется обратная связь и выполняется тематический и итоговый контроль по усвоению учебного материала.

В данном случае контроль знаний студентов осуществляется преподавателем на основе сравнения результатов с поставленной целью модульной единицы и модуля в целом.

Этап контроля создает основу для следующего действия — оценки. Функция оценки состоит в том, чтобы определить, освоил ли студент заданный способ деятельности перед новым этапом решения учебных задач.

При модульном обучении проектируется содержание учебного предмета на деятельность по усвоению его информационного содержания. Содержание обучения представляется в виде организованной по определенным правилам учебной деятельности студентов.

Модульное обучение осуществляет синтез содержательной и процессуальной сторон образовательного процесса. При таком подходе обеспечивается создание наиболее оптимальных условий развития студентов путем формирования способов учебно-познавательной деятельности. Кроме того, органично разработанная модульная программа обеспечивает определенные преимущества как для преподавателя, так и для студентов.

Учебная деятельность при модульной технологии является проблемно-поисковой; основная цель — формирование обобщенных способов действий при изучении нового учебного материала.

Модульная система обучения является прогрессивной формой обучения, т. к. позволяет выпускать квалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Хусаенова А. А. Компетентностный подход в высшем образовании // Образование и воспитание. — 2015. — № 4. — С. 23–26.
Основные термины (генерируются автоматически): учебного материала, модульного обучения, следующему модулю, знаний студентов, учебной программы, теории модульного обучения, Хусаенова А, модульном обучении, целостного модульного обучения, образовательного процесса, учебной деятельности студентов, модульного блока учебной, материалу учебной программы, модульной организации образовательного, Модульная система обучения, Модульная технология учебной, часть учебного материала, оценки знаний студентов, усвоению учебного материала, уровня выполнения задания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос