Библиографическое описание:

Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 9-11.



Образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы он мог быть успешным в современном мире.

В современном обществе ученики и родители предъявляют заказы на такую форму образования, которая учитывала бы способности каждого ребенка, умела создать условия, в которых ребенок мог бы быстрее найти себя, развивать свои способности.

В нашем учреждении индивидуальные различия детей очевидны в связи с большим спектром заболеваний и не могут не признаваться учителями на пути реализации единой учебной программы. Учитель оказывается в весьма затруднительном положении, он вынужден учитывать их в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу, что представляет для учителя значительную нагрузку.

В нашем образовательном учреждении эти вопросы решаются через создание индивидуальной образовательной траектории учащегося с помощью организационной модели дистанционного обучения. Модель дистанционного обучения представлена тремя блоками:

- Создание информационной, образовательной среды

- Управление персоналом

- Управление контингентом

Создание информационной образовательной среды направлено на создание площадки ДО, составление рабочих программ и размещение в ней учительских разработок, адаптированных образовательных ресурсов и готовых курсов.

Управление персоналом включает повышение квалификации педагогов, формирование личностной информационно- коммуникационной среды, управление деятельностью педколлектива (планирование занятости, организация совместной деятельности, учет результатов деятельности) в соответствии с приведённой схемой.

Обеспечение корпоративного обучения педагогов начинается с совершенствования нормативной базы (разработка и утверждение локальных актов школы, программы повышения квалификации и составления календаря-графика внутришкольного обучения педагогов).

Инструментальный блок системы позволяет осуществить взаимодействие и мониторинг педагогов через серверы Google и обеспечение участников образовательного процесса материально-технической базой.

Методическая составляющая системы заключается в адаптации педагогических технологий, создании учебных модулей, обучающих сайтов и блогов учителей, создании матрицы образовательных ресурсов.

Изучая ЛИКС педагогов, в школе проводится мониторинг, результатом которого является сегментирование кадров на три уровня: высокий, средний, низкий. Корпоративное обучение педагогов обеспечивается работой экспертов, координаторов, модераторов, тьютеров и консультантов. Для подготовки данных специалистов педагогам высокого и среднего уровня рекомендуем внешнее обучение (АППО; РЦОКОиИТ; ИМЦ). На следующем этапе составляем Google-календарь внутрифирменного обучения педагогов, назначая дату и время консультаций, мастер-классов и семинаров по программе повышения квалификации школы. При изучении показателей и критериев эффективности деятельности педагогов, каждые полгода проводим самоанализ и мониторинг оценки компетенций педагогов и переводим их на следующий уровень.

Раздел «Управление контингентом» состоит из следующих этапов:

- Сегментирование групп

- Выстраивание диагностических комплексов для групп (рекомендации по диагностике)

- Диагностика образовательных возможностей

- Построение матрицы ресурсных возможностей

- Определение элементов образовательных траекторий в соответствии с результатами диагностики

- Конструирование образовательных траекторий из выявленных элементов с использованием возможностей построенной матрицы

- Формирование учебного графика, реализующего индивидуальные образовательные траектории с учетом организации совместной деятельности.

Сегментирование групп учащихся проводится на основе предварительной встречи родителей, сбора информации от специалистов, ознакомление с индивидуальной программой реабилитации (для детей-инвалидов). Составляется педагогическая диагностика учащихся в соответствии с УУД, углублённый мониторинг родителей, проводится консультации со специалистами и диагностические контрольные работы. На основании проведённого анализа происходит сегментирование учащихся на три группы:

базовый: учащиеся умеют делать простые обобщения, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового;

продвинутый: учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности.

одарённые: учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде.

При формировании УУД и составлении индивидуальной траектории педагоги учитывают большой спектр заболеваний учащихся и другие уважительные причины длительного отсутствия детей в учебном процессе. Этот фактор регламентирует углублённую сегментацию каждой группы.

На основании полученных данных разрабатываем диагностические комплексы карты образовательных возможностей, где отражаем все диагностические данные учащихся.

Адаптированные образовательные ресурсы, прикреплённые к рабочей программе, распределены в соответствии с уровнем обучения и заболеванием ребёнка. Использование соответствующих кодификаторов и фильтра позволяет получить матрицу образовательных ресурсов для обучения конкретной группы учащихся.

Карта образовательных возможностей, индивидуальный учебный план с матрицей образовательных ресурсов позволяет формировать график, реализующий индивидуальные образовательные траектории с учетом организации совместной деятельности всех субъектов образования.

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. В силу этих обстоятельств, ИОТ подвержена переменам. Как правило, она не носит устойчивый и прямолинейный характер, а может существенно изменяться с течением времени или под влиянием внешних условий.

Литература:

  1. Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 78-80.
  2. Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30
  3. Сухоруков, Д.В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса/ Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730-732.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательных ресурсов, обучения педагогов, образовательных траекторий, образовательных возможностей, индивидуальные образовательные траектории, дистанционного обучения, модели дистанционного обучения, совместной деятельности, организационной модели дистанционного, организации совместной деятельности, учетом организации совместной, образовательных траекторий различных, внутришкольного обучения педагогов, внутрифирменного обучения педагогов, корпоративного обучения педагогов, Конструирование образовательных траекторий, индивидуальной образовательной траектории, элементов образовательных траекторий, повышение квалификации педагогов, эффективности деятельности педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос