Авторы: Храпченкова Надежда Ивановна, Смолькина Татьяна Петровна, Коростелева Наталья Александровна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Храпченкова Н. И., Смолькина Т. П., Коростелева Н. А. Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак» // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 109-112.



 

Процессы глобализации, происходящие в современном обществе, требуют от систем образования, в том числе и высшего, новой целевой ориентации, отвечающей интересам международной практики. Это влечет за собой неизбежность приспособления к меняющимся условиям современного мира, что находит свое выражение в изменении целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью, приведении содержания и технологий образования в соответствие с международными установками. Республикой Казахстан подписан Болонскую Декларацию в 2010 году и стала первой Центрально-Азиатской страной — участницей Болонского процесса и Европейской зоны высшего образования. Цели Болонской декларации — единый общеевропейский рынок труда для специалистов с высшим образованием, беспрепятственный доступ к международному образованию, обеспечение сопоставимой системы ступеней высшего образования. Основной целью участия Казахстана в Болонском процессе является повышение конкурентоспособности высшего образования через реализацию его основных положений, таких как:

                   введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании; для облегчения процедуры подтверждения дипломов, полученных в других странах, необходимо унифицировать перечень сведений, отражающих объем знаний и навыков, которыми владеет выпускник;

                   введение единого для всего европейского образовательного пространства механизма учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS — European Credit Transfer System;

                   создание условий для повышения мобильности студентов и преподавателей; в связи с тем, что рынок труда и требования работодателей к уровню и объему знаний специалистов меняются с течением времени, выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными в других регионах;

                   повышение качества образования и установление общеевропейских критериев его оценки, что невозможно без универсальной единой системы его контроля;

                   развитие непрерывного образования;

                   введение совместных(эквивалентных) образовательных программ и степеней;

                   усиление интеграции науки и образования и др. [1].

Объективно усиливающийся процесс международного сотрудничества и вхождения Казахстана в мировую систему является мощным двигателем развития высшего образования, способным решить такие важные задачи, как:

                   выполнение социального заказа через соблюдение соответствия содержания и уровня высшего образования потребностям социально-экономического развития общества;

                   расширение доступности европейского образования для казахстанской молодежи и сближение национальных образовательных систем;

Лабиринт                    повышение качества образования через принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования;

                   выравнивание уровней подготовки специалистов в международном образовательном пространстве, их взаимодополняемость;

                   внедрение кредитной системы и выдача выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому;

                   согласованность деятельности в сфере высшего образования между государствами и укрепление партнерства;

                   переход к новому качеству образования, повышение его эффективности и обеспечение доступности образования;

                   поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Это, в свою очередь, позволит обеспечить признание образовательных программ казахстанских вузов, учебных планов, отечественных дипломов за рубежом, будет способствовать развитию академической мобильности студентов и преподавателей, даст право выпускникам работать в любой стране и др. Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство, нашла отражение в миссии Карагандинского университета «Болашак» — обеспечение качественного, доступного, современного образования, обеспечивающего выпускникам конкурентоспособность и мобильность, повышение интеллектуального и духовного потенциала нации, как ресурса и гаранта устойчивого развития общества.

Карагандинский университет «Болашак» проводит большую работу по реализации принципов Болонского процесса:

1)                успешно внедрена кредитная система обучения, о чем свидетельствуют созданные организационные предпосылки, в частности, утверждены Положение об организации учебного процесса в Академии «Болашак», Положение о контроле качества организации и содержания учебного процесса в Академии «Болашак» и др.;

2)                образовательные программы и действующие рабочие учебные планы приведены в соответствие с европейскими стандартами, базируются на параметрах кредитной системы обучения; в рабочих учебных планах произведен пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS;

3)                реализуется академическая мобильность студентов и преподавателей;

4)                реализуются договоры о сотрудничестве с зарубежными университетами (Россия, Белоруссия, Таджикистан, Турция и др.);

5)                в декабре 2014 г. КУ «Болашак» прошел специализированную и институциональную аккредитацию Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО);

Лабиринт 6)                осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр — магистр — доктор Ph.D и др.

Одна из важных задач современной системы образования — проблема повышения качества образования, которая решается на нескольких уровнях:

                   европейском, включающем разработку согласованных в рамках единого образовательного пространства перечня стандартов, процедур и основных принципов обеспечения качества образования;

                   национальном, обеспечивающим качество образования через точное распределение обязанностей участвующих в образовательной деятельности органов и учреждений, внешнюю и внутреннюю экспертизу, аккредитацию и аттестацию вузов, международное партнерство в сфере качества образования;

                   вузовском, включающем рейтинговую оценку деятельности преподавателей и учебу студентов, академическую мобильность и модульный принцип построения учебного процесса.

Как известно, одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей, представляющая собой возможность для студентов и преподавателей «перемещаться» из одного вуза в другой для проведения академических занятий, обмена опытом, устранения национальной обособленности и приобретения общеевропейской перспективы.

В 2014–2015 уч.г. преподавателями кафедры педагогики и психологии в рамках академической мобильности были прочитаны лекции по дисциплинам: «Введение в педагогическую специальность», «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы» студентам 1–3 курсов специальностей «Казахский язык и литература» и «История» Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы); цикл лекций по дисциплине «Педагогическая психология» студентам педагогических специальностей Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни; проведены курсы повышения квалификации в Институте партнерства и бизнеса (г. Караганда) по теме «Психология государственных служащих» и др. Участвуют в академической мобильности не только преподаватели кафедры, но и студенты. Так, в 2014–2015 учебном году был осуществлен взаимный обмен студентами специальности 5В010300 — «Педагогика и психология» с Кокшетауским университетом им. Абая Мырзахметова, а студенты специальности 5В010100 — «Дошкольное обучение и воспитание» прошли обучение в Павлодарском государственном педагогическом институте. В текущем учебном году студенты специальности «Педагогика и психология» проходят обучение в Кокшетауском университете им. А.Мырзахметова, а студентка Павлодарского государственного университета обучается у нас.

На современном этапе в условиях кредитной технологии обучения важное значение приобретает относительно новое, вместе с тем и достаточно сложное для отечественных вузов модульное построение образовательных программ как средство достижения цели профессионального обучения.

С 2013–2014 учебного года ведется работа по составлению модульных образовательных программ путем определения содержания и структуры образовательной программы на основе концепции организации учебного процесса, в которой совокупность профессиональных компетенций обучающегося выступает в качестве цели обучения. В организационно-правовом отношении порядок формирования модульных образовательных программ регламентируется Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом МОН РК № 152 от 20 апреля 2011 г. Модульный принцип построения образовательных программ и внедрение кредитной системы обучения направлены на формирование индивидуальной образовательной траектории студента, обеспечение международной академической мобильности в рамках мировых интеграционных процессов [2].

Модульная структура основной образовательной программы позволяет оперативно и качественно расширять и углублять образовательную программу через создание образовательных модулей. В научной литературе существуют разные определения понятия «модуль», сгруппированные по трём критериям:

                   модуль как единица учебного плана по специальности, состоящая из учебных дисциплин, отвечающих требованиям квалификационной характеристики;

                   модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, состоящая из тем (разделов) по разным учебным дисциплинам, необходимым для освоения специальности;

                   модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

Лабиринт При составлении модульной образовательной программы мы исходили из понимания «модуля» как единицы учебного плана по специальности, представляющей набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики, логически завершённый и относительно обособленный по содержания обучения от остального учебного материала. Модуль имеет чётко сформулированные цели обучения (планируемые результаты обучения, выражающиеся в компетенциях, которыми должен овладеть выпускник по специальности), логическую схему, показывающую место модуля в образовательной программе, алгоритм его изучения, учебные материалы, необходимые для освоения модуля, процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль. Согласно модульному принципу образовательная программа состоит из инвариантной части (модулей для обязательного изучения) и вариативных модулей (включающих выборные дисциплины), которые позволяют изменять глубину и направленность обучения, быстро реагировать на запросы участников образовательного процесса, работодателей и рынка труда.

Для достижения более высоких результатов обучения мы сформировали не только модульные образовательные программы, но и модульные учебные планы, привели в соответствие учебные дисциплины. Содержание обучения выстроили в автономные организационно-методические модули. Набор модулей, их содержание, объем и сочетание варьируются в зависимости от дидактических целей, специализации и уровня обучения, а также обеспечивают должную степень гибкости и свободы в отборе учебного материала обучающимися, выборе индивидуальной образовательной траектории и достижения целей обучения. Основываясь на принципе преемственности дисциплин, мы выстраивали модульную образовательную программу с делением на семестры, на обязательный и элективный компоненты, общеобразовательные, базовые, и профилирующие дисциплины, включая практику. При составлении модульной образовательной программы мы исходили из требований Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных МОН РК, в соответствии с которыми модули подразделяются на следующие виды:

1)                общие модули, включающие общеобразовательные и базовые дисциплины, формирующие общеобразовательные компетенции, напрямую не связанные со специальностью, а также социально-этические, культурные, экономические и организационно-управленческие компетенции;

2)                модули специальности, включающие дисциплины циклов БД и профилирующих дисциплин, составляющие основу специальности и направленные на формирование общепрофессиональных и специальных компетенций в рамках конкретной образовательной программы;

3)                дополнительные модули, выходящие за рамки квалификации, включающие циклы дисциплин, не относящиеся к специальности и направленные на формирование дополнительных компетенций [3].

В соответствии с данными Правилами один модуль состоит из одной или нескольких дисциплин больших по объему (3 и более кредитов Республики Казахстан или 5 и более кредитов ECTS) и завершенных по времени и содержанию [3]. Дисциплины по содержанию являются родственными, смежными, взаимно дополняют друг друга, обеспечивают преемственность учебной программы. Такой подход обеспечивает междисциплинарность модуля и его направленность на формирование широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля. Описание модуля также построено в соответствии с требованиями Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения [3].

Модульный подход обеспечивает поэтапное освоение учебной программы в течение 8 семестров продолжительностью 15 недель каждый. Учебная нагрузка студентов состоит из лекций, семинаров, консультаций (контактные виды занятий), самостоятельной внеаудиторной работы, учебной и профессиональной практик. В процессе освоения модулей студенты приобретают профессиональные компетенции, связанные с формированием методологических принципов мышления в ходе изучения дисциплин историко-социального, коммуникативного, естественнонаучного, экономико-правового и социально-гуманитарного модулей. Теоретические знания и практические навыки по профилю подготовки студенты приобретают в процессе изучения базовых, профилирующих дисциплин и педагогической практики, входящих в пропедевтический, педагогический, психологический, профессионально-педагогический и профессионально-психологический, интерактивно-исследовательский, методический и др. модули.

К примеру, в содержание образовательной программы и модульного учебного плана по специальности 5В0101000 — «Дошкольное обучение и воспитание», разработанного ЧУ «Академия «Болашак», входит 17 модулей, состоящих из 3–5 родственных, смежных дисциплин, которые обеспечивают преемственность учебной программы. Модули состоят из образовательных блоков: историко-социальный, коммуникативный, естественнонаучный, экономико-правовой, профессионально-педагогический, интерактивно-исследовательский и др., представляющие собой профессионально значимые действия. Смежные дисциплины обеспечивают междисциплинарность модуля и направлены на формирование широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля. Каждый отдельно взятый модуль учебного плана и образовательной программы ориентирован на достижение определенного результата обучения, то есть компетентности.

Модульное обучение предполагает реализацию не только модульной образовательной программы, но и модульного учебного плана и комплекта модульных программ учебных дисциплин. Разделение учебного плана на модули позволяет облегчить трансферт знаний, а наличие выборных модулей способствует формированию гибкой траектории обучения.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию модульных учебных планов и модульных образовательных программ, привлекаем работодателей, которые вносят свои предложения по включению элективных дисциплин в структуры модульных образовательных программ.

 

Литература:

 

  1.              Болонский процесс: середина пути. М.: ИЦПКПС, 2005. — 378 с.
  2.              Закирова Г. Д., Наренова М. Н., Кеншинбай Т. И., Усенбаева Г. Д. и др. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий. — Алматы, 2009.-120 с.
  3.              Правила организации учебного процесса при кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 20 апреля 2011 г. //atu.kz
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной программы, учебного плана, учебного процесса, организации учебного процесса, образовательных программ, кредитной технологии обучения, высшего образования, модульной образовательной программы, модульных образовательных программ, содержания обучения, образовательного процесса, качества образования, учебных дисциплин, и модульного учебного плана,                    модуль, составлении модульной образовательной, индивидуальной образовательной траектории, преемственность учебной программы, учебного материала, цели обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос