Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Маслова В. С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 143-145.

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, девиантное поведение.

Abstract. This article investigates the problem of Internet addiction in adolescence. We explore the relationship of this phenomenon and manifestation of deviant behavior in adolescents.

Keywords: internet addiction, adolescence, deviant behavior.

 

Современное общество предъявляет к каждому вступающему в жизнь молодому человеку, тем более – в жизнь профессиональную, требования, согласно которым он должен быть готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;  способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

В то же время в условиях стремительно нарастающего развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их влияния в жизни человека, когда ИКТ становятся неотъемлемым атрибутом информационного общества, исследователи обращаются к изучению интернета не только с позиций особой сферы социализации и средства социального воспитания, но и с точки зрения негативных последствий развития личности. Анализируя заметные последствия длительного пользования интернета и других ИКТ (сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости), клинические психологи и психиатры одними из первых пришли к выводу о существовании некоторых вариантов патологического влияния интернета в процессе социализации молодых людей, особенно подростков.

Термин «интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder») введен в научный и практический оборот в 1995 году психиатром А. Голдбергом, который, как и клинический психолог К. Янг, изучая феномен зависимости от интернета, определил его как «подобие алкогольной или наркотической зависимости и поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь» [5, с. 86].

По мнению К. Янга, существует несколько основных признаков, которые позволяют сделать вывод о наличии у человека интернет-зависимости: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное желание следующего выхода в интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете [1].

В этой связи не случайны тревога и обеспокоенность психологов, педагогов, медиков (О.Н. Арестова, Ю.Б. Бабанин, А.Е. Войскуновский, О.В. Смыслова, К. Янг и др.), разрабатывающих проблему зависимости как причины и формы девиантного поведения в целом и зависимости от Интернета в частности. По данным социально-психологического исследования представлений детей и взрослых об интернете, всемирная паутина поглощает в свои сети все большее количество людей, контингент пользователей с каждым годом становится моложе. Статистика показывает, что с сентября 2009 года в нашей стране на 39% возросло число пользователей поисковой системы «Яндекс», на 29% – интернет-ресурса «mail.ru», на 32% – социальной сети «vkontakte.ru» [3, с. 22]. Современных подростков чаще можно увидеть «online» в социальных сетях, чем в спортивных секциях или играющих в парке.

В 2013 году Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке «Google» было проведено первое в России научное исследование цифровой компетентности подростков и их родителей. По его результатам в нашей стране ежедневно пользуются интернетом 89% детей в возрасте от 12 до17 лет и 53% их родителей. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% юношей и девушек, в выходные – 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей [4, с. 5].

Большинство подростков и взрослых используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности у юношей и девушек – поиск информации для учебы. Как оказалось, почти треть опрошенных подростков считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета. Главный вывод исследования состоит в том, что уровень цифровой компетентности, как у подростков, так и у их родителей составляет в России примерно третью часть от максимально возможного (34 % и 31% соответственно).

Исследователи отмечают, что стремительный рост числа интернет-зависимых пользователей в нашей стране связан с тем, что у четверти из них зависимость от интернета формируется уже после полугода его использования.

В настоящее время практически каждое образовательное учреждение оснащено компьютерами, многие из учащихся имеют неограниченный доступ в сеть Internet дома, в кафе и других общедоступных местах. А это значит, что в паутину интернет-пространства погружен практически каждый школьник, учащийся среднего профессионального образовательного учреждения, студент вуза.

Интернет-паутина для современного подростка – это не только и не столько способ получения и передачи информации, способ общения, а возможность рассказать о себе всему миру, заявить о себе. В первую очередь, это связанно с возрастными особенностями данного периода. Подростковый возраст – период кризиса. Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, – открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений; возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств [2].

Интернет-пространство дает возможность подростку реализовать большую часть своих потребностей и в первую очередь, связанных с самореализацией, с возможностью заявить о себе на весь мир. И какой способ для этого выбрать, он решает сам. Настораживает ученых, родителей, педагогов тот факт, что все чаще в сводках новостей и телевизионных программах мелькают чудовищные кадры видеосъемки, главными героями которой становятся подростки с ярко выраженным девиантным поведением. Эти видеокадры полны сцен насилия, психологического давления, физической расправы с ровесниками, а также и с пожилыми людьми. С каждым годом растет число жестоких преступлений, совершенных детьми, страдающими кибер-зависимостью и не контролирующими свои действия. Невольно возникает вопрос, что является причиной такого поведения, что толкает их делать такое видео и выкладывать его в сеть?

Большинство исследований, направленных на изучение причин девиантного поведения подростков, рассматривают особенности взаимоотношений детей с родителями, педагогами, сверстниками, изучают уровень агрессии, коммуникации, развитие когнитивных процессов. Феномен интернет-зависимости как возможной причины и формы девиантного поведения у подростков в настоящее время является мало изученным, но очень актуальным с позиций психолого-педагогического сопровождения развития личности подростков, помощи их родителям и педагогам. Особого внимания в этом смысле требуют сельские школьники, которые в погоне за городскими сверстниками стараются быть модными, соответствовать их уровню, чем пугают своих родителей, не столь готовых к использованию ИКТ в своей жизни.

В проведенном нами по просьбе руководства Пустынской общеобразовательной школы Арзамасского района исследовании участвовали 11 детей 13-15 летнего возраста, учащиеся среднего звена с 7 по 9 класс. Данная группа подростков имеет: низкий коммуникативный уровень, низкий уровень мотивации к обучению, импульсивный характер, эмоциональную лабильность, отсутствие критической оценки своих действий, проявления девиантного поведения. Исследуя характеристики детей и проведя беседу с работниками учреждения, мы пришли к выводу, что у ребят сложные отношения с родителями и педагогами, а также их одноклассниками, однако большинство из них увлекаются интернетом, активно позиционируют себя в доступных социальных сетях.

Для уточнения проблем и причин нарушений и трудностей в поведении подростков была использована «Методика диагностики выявления интернет-зависимости К. Янга». Результаты показали, что у 45,5 % (5 человек) подростков наблюдается интернет-зависимость, проявляющаяся в неумении самостоятельно контролировать время пребывания в интернет-сети, в постоянном навязчивом желании следующего выхода в сеть.

36,3 % учащихся (4 человека) представляют средних пользователей интернет-сетью: эти дети полностью контролируют свое время пребывание в интернете, не имеют навязчивого желания следующего выхода в сеть. 18,2 % (2 человека) проводят в интернет-сети минимальное количество времени, следовательно, у них нет риска зависимости.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство участников данной выборки нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на выявление причин формирующейся зависимости от интернета, возможностей улучшения реального общения со сверстниками в совместной деятельности, поиск ресурсов конструктивного планирования своего времени, занятости продуктивной деятельностью и общением.

Серьезной работы требует взаимодействие с педагогами и родителями подростков с выявленной формирующейся зависимостью. Особое внимание необходимо уделить причинам начального формирования интернет-зависимости, ситуациям, в которых у подростка возникает ответная негативная или даже агрессивная, или протестная реакция на взрослых, их поручения, просьбы.

Программа психолого-педагогического просвещения педагогов, с точки зрения профилактики возникновения интернет-зависимости у подростков, может быть направлена на помощь им в освоении умений:

– применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени;

– использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в сельской школе;

– эффективно организовывать образовательную среду для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия.

В то же время родителей и учащихся можно (и нужно) привлекать для участия:

– в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды современной школы;

– в разработке информационных и методических материалов по использованию ИКТ в воспитательной работе, в повседневной жизни;

– в проектировании и реализации в ближайшем микросоциуме исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения.

Проведенное исследование и предложенные рекомендации могут стать отправной точкой для дальнейшей разработки проблемы причин возникновения у подростков интернет-зависимости, профилактики ее формирования как стойкой формы девиации, просвещения педагогов и родителей в отношении возможностей конструктивного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе и семейном быту.

 

Литература:

1.      Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – С.189-193 [Электронный ресурс]. URL:: http://www.zpu-journal.ru (дата обращения: 11.11.2014).

2.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

3.      Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Пойманные одной сетью: социально-психологические представления детей и взрослых об интернете. – М.: Фонд Развития Интернет, 2011. – 176 с.

4.      Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.

5.      Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle