Библиографическое описание:

Бойцова И. Д. Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 17-20.

 

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель жизни общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и формирует прогноз на ее развитие в будущем. Одной из главных составляющих национального проекта «Наша новая школа» является здоровье школьников. В документе отмечено: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги». [5]

 «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким» - эти слова Жан-Жака Руссо в настоящее время обретают особую актуальность, ведь здоровье в новых образовательных стандартах рассматривается как результат образовательной деятельности. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. И это та часть целого, на которую может оказать влияние школьный учитель. [3]

Термин «здоровьесбережение» в современной педагогической литературе является общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии, применяемые на уроке, можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Анализируя современную педагогическую литературу и руководствуясь личным опытом можно выделить следующие факторы образовательного процесса, влияющие на здоровье и здоровый образ жизни. Это умение отслеживать позитивные и негативные изменения в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих; умение составлять программу сохранения своего здоровья; умение создавать безопасную здоровьесберегающую образовательную среду; владение образовательными технологиями, сохраняющими здоровье учащихся; владение способами организации деятельности по профилактике и здоровьесбережению.

Безопасная здоровьесберегающая среда – это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в образовательных учреждениях и семье. Такая среда в школе предоставляет ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его потребностям и интересам.

Целью формирования здоровьесберегающей среды на уроках химии является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них навыков организации здорового образа жизни средствами предмета.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его интеллектуальной и этической культуры, поэтому очень важно конструирование и осуществление каждого урока. Любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.

На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Учащимся необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Иногда, особенно в 8 классе, упражнения вплетаются в канву урока. Например, при изучении тем «Простые и сложные вещества», «Химические элементы и простые вещества», «Сложные вещества и смеси» и т.д. при названии элемента или простого вещества можно вставать или поднимать руки, подниматься на носки и др. Далеко не всем учащимся легко дается химия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Важно помнить, что отдых – это смена видов деятельности. В этой связи при планировании урока следует не допускать однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память, часто использовать эксперимент, при его недоступности – виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал. При этом снижает нервно-психическое напряжение.

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание терминов, правил. Бывает, что ученик, понимающий смысл сложного термина, не может его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Огромное значение для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, умение связывать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры» можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно рассказать о холестерине. Холестерин – один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы.

 При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. При изучении темы «Алюминий» рассматриваем свойства алюминиевой ткани и т.д.

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» – говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь – продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. В 8 классе при изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.

«Вино губит душу людей и их потомство» – эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия». Основная цель такого урока - показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

На уроках химии желательно использовать разнообразные типы уроков: игра-исследование, урок – путешествие, урок – расследование, урок – викторина, ролевые и деловые игры и многое другое. Каждый новый урок должен быть интересным и познавательным, чтобы школьники проявляли интерес к знаниям и стремление узнать что-то новое. Наличие на уроке оригинальных задач, юмористических шуток, высказываний, весёлых картинок и поговорок делают урок интереснее и не приводят к усталости.

Для снижения нервно-психического напряжения в подростковой среде при оценивании результатов деятельности следует включить рейтинговую оценку. Она включает в себя такие важные характеристики, как самооценка; коррекционную оценка; оценка товарища, друга по парте; совместная оценка учителя и ученика. «Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в ситуации традиционного оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине». [4] Одним из важных средств оценивания является похвала ученика. Похвала может выражаться словами - «хорошо», «молодец!», «ты справишься!». Могут использоваться и невербальные методы поощрения - аплодисменты, улыбка, жесты, мимика, и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». Доброжелательный эмоциональный тон педагога – важный момент ощущения безопасности учеником.

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ребята умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технологии проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов. Разнообразие видов деятельности снижает монотонию учебного труда и позитивно отражается на здоровье школьников. [1,2]

Учителя всегда чувствуют, когда дети устали, когда пропадает интерес, внимание становится рассеянным и предпринимают различные методические приемы, в том числе эмоциональные и динамические паузы. Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Они проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего - на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений (потягивания, прогибания, полунаклоны, различные движения рук). В физкультминутку обязательно нужно включать простейшие упражнения для глаз, неплохо проводить массаж биологически активных точек на теле. Тренировка дыхания, в свою очередь, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. 

 Таким образом, формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии зависит от грамотно организованной педагогической деятельности учителя. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.

 

Литература:

1.                  Гецерова Н.А. Здоровьесберегающая педагогика и технология ее реализации // «Здаровы лад жыцця», 2004, № 11. С.9.

2.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)

3.      Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики"
"Просвещение", Москва, 1982 г.

4.      Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения (книга).-М.: Владос, 2004.-161с.

5.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle