Библиографическое описание:

Пушкина Е. Ю. Современное состояние и будущее печатных средств массовой информации // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 411-415.

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности. В современном мире роль интернета быстро растет, но традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Несомненно, цифровые технологии оказывают влияние на медиа среду.

Очевидно, что для рынка прессы сегодня остаются актуальными следующие проблемы — сокращение тиражей периодических СМИ, падение интереса к чтению среди потребителей, появление цифровых носителей.

На графике 1 показано, что 60 % населения планеты используют телевидение, как основной источник получения информации, при этом на втором месте по популярности находятся газеты — 30 %, социальные сети используют 29 % населения, последним в списке оказалось радио — 19 %. Причем социальные сети и интернет в целом не вызывает доверия у большинства пользователей [1, 5].

Рис. 1. Источники получения информации

Пользователи считают достоверность распространяемых в интернете сведений невысокой. Традиционные СМИ также могут искажать информацию, но, как показывает практика, делают это гораздо реже. Газеты и журналы выделяются тем, что проверяют информацию, тем самым выигрывают в объективности у интернет-СМИ. Чтобы получить оптимальный результат потребитель стремится получать информацию с помощью как традиционных СМИ, так и новых медиа. Печатные издания обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественных новостей и информации для граждан. Бумажные СМИ постепенно превращаются в новый информационный продукт и постепенно становятся самым комфортным носителем информации для человека.

По оценкам компании «PwC» (Price water house Coopers) наблюдается невысокая динамика развития рынка печатной прессы и книг. По её данным, книжный рынок будет сокращаться на 2,9 % в год, а газетный, наоборот, расти на 2,1 % ежегодно. Общий объём рынка печатной прессы России в 2012 году в денежном выражении составил 117,42 млрд руб., в том числе: 47,6 млрд руб. — выручка от реализации прессы в розницу, 21,2 млрд руб. — выручка от подписки, 48,62 млрд руб. — выручка от рекламы. В совокупности это всего на 3,93 % (4,62 млрд. руб.) больше уровня 2011 года, когда рынок оценивался в112,8 млрд. руб. и по сравнению с 2010 годом вырос на 4,3 % [1, 7].

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), цены на печатные СМИ за 2010–2012 годы выросли на 35 %, причём в 2012 году больше, чем ранее.

В настоящее время, говоря о печатных СМИ невозможно не затронуть тему цифровой прессы. В последнее время мнение о том, что онлайн-СМИ затмят печатную прессу, стало очень популярным. При этом издатели получают стабильный и немалый доход от реализации печатных СМИ, тогда как «выгода» от онлайн изданий не так стабильна, при этом бесплатный доступ к информационным ресурсам абсолютно нежизнеспособный, также публиковать в сети бесплатные версии газет и журналов «невыгодно».

Поэтому сегодня главная проблема издателей — это выбор между онлайновыми и печатными продуктами.

На иностранном рынке происходит переориентация рынка прессы, об этом говорит сокращение числа печатных изданий у читающих. На западном рынке периодической печати прослеживается тенденция отказа от бумажного формата в пользу электронных версий. Многие западные журналы и газеты дополняют свои печатные версии цифровыми это происходит главным образом из-за снижения тиража и доходов от рекламы.

Ситуация затронула такие страны как Германия, Великобритания и Франция. При этом на азиатском рынке печатных СМИ ситуация противоположная. Можно наблюдать рост газетных тиражей, это сопровождается увеличением доходов печатных газет и журналов от рекламы.

Несмотря на меняющуюся ситуацию, печатные газеты по-прежнему остаются одним из главных источников получения информации для людей во всем мире.

По итогам опроса, проведенного в 2012 году английскими учеными (рис. 2) было выявлено, что только 9 % опрашиваемых согласны отказаться от печатных СМИ в пользу цифровых изданий. При этом 66 % предпочтут интернет-изданиям привычные бумажные. Остальные 25 % готовы получать информацию, как из бумажной, так и из цифровой прессы вместе.

Рис. 2. Потребительские предпочтения

Аудитория газет и журналов — это потребители старше 25 лет. Группа потребителей до 25 заинтересованы в получении информации из разных источников, способны одновременно пользоваться всеми возможными ресурсами. Но со временем, потребитель переключается на более серьезные источники информации.

По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), больше половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, при этом в бумажном формате это делает 2,5 млрд. человек, а в цифровом — более 600 млн. человек.

Сейчас печатные СМИ постепенно теряют аудиторию, чего нельзя сказать о нишевых изданиях, которые демонстрируют рост тиражей. При этом сокращения незначительные. Но современные условия требуют от бумажных СМИ оперативной реакции на изменения, происходящие на рынке.

Будущее печатных СМИ выглядит следующим образом:

1.                  Стремительное развитие новых технологий затормозит дальнейший рост печатных СМИ.

2.                  Появление новых технологий будут в большей степени удовлетворять растущие запросы потребителей.

3.                  Развитие сегмента цифровых СМИи качественное изменение контента уже присутствующих на рынке изданий продолжатся.

4.                  За счет пользователей Интернета аудитория традиционных газет будет снижаться.

5.                  От издателей потребуется разработкановых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.

6.                  Общее снижение спроса со стороны потребителей.

7.                  Значительная часть издательств попытаются остаться на плаву с помощью перехода в интернет.

8.                  Внедрение платного доступа к материалам, размещенным в Интернете. Сегодня не имея в своём ассортименте предложений с использованием современных электронных продуктов, печатные СМИ рискуют остаться без рекламодателей, поскольку рекламодатели заинтересованы тратить свои средства на интернет, а не на газеты.

9.                  Диверсификация бизнеса. Для этого есть немало путей — например, можно предлагать B2B-услуги, поменять способы распространения своей продукции, например, переход к массовому распространению контента. Издатели будут постепенно переходить к бесплатному распространению печатных версий с целью увеличения охвата аудитории и роста тиражей. При этом контент на сайтах этих изданий также останется бесплатными [2].

При анализе аудиторий газет в Москве нетрудно заметить, что более-менее значительную положительную динамику показывают только издания с бесплатным распространением — «Metro» и «Вечерняя Москва», аудитория же остальных изданий либо показывает отрицательную динамику, либо совершенно незначительные колебания.

Говоря о печатных СМИ, мы имеем в виду как газетный, так и журнальный рынок. Можно выделить следующие тенденции развития газетной и журнальной индустрии:

1.                  Газеты должны восприниматься, как в бумажном, традиционном формате, так и различных цифровых форматах, таких как он-лайн, мобильных версиях и др.

2.                  Массовый выход на газетный рынок бесплатных изданий.

3.                  Развитие направленных на узкую, определенную аудиторию и сокращение тиражей универсальных, массовых газет.

4.                  Разработка ниши «бесплатных» журналов различной тематики.

5.                  Распространение журнального контента с помощью платформы мобильных телефонов и планшетов.

Можно выделить и негативные тенденции на рынке распространения печатных СМИ:

1.                  Специализированные объекты прессы на территории России будут сокращаться.

2.                  Сокращение площадей под периодику в сетях FMCG, уменьшение ассортимента наименований журналов и газет.

3.                  Сокращение ассортимента товаров в специализированных киосках, павильонах, мини-маркетах и магазинах прессы.

4.     Сокращение реализуемых тиражей на одну торговую точку.

Поэтому можно сделать вывод, что бумажная пресса как будет существовать долго, при этом адаптируясь к наступающей бурной цифровой эпохе. Издатели уже тестируют появляющиеся повсеместно технологии и новинки. Важно выпускать не конкретные виды издания, а следовать мировым тенденциям и распространять свою продукцию на различных платформах.

При этом остаются издатели утверждающие, что совершенно неважно в каком формате они будут выпускать свои издания — бумажном или цифровом.

Что бы следовать всем тенденциям любое СМИ сегодня должно отвечать требованиям мобильности и интерактивности.

Большой нишей на рынке остаются газеты, распространяемые бесплатно, которые живут за счет рекламы и имеют значительную аудиторию, сравнимую с аудиторией платных газет. Аудитория цифровых носителей тоже увеличивается, так как имеет большую популярность. Однако читатели утверждают, что электронные версии — не самый удобный способ для чтения. При этом в сравнении с компьютерами мобильные устройства побеждают, а распространение мобильных телефонов и планшетов растет.

По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, 53 % пользователей предпочитают использовать планшеты каждый день, 30 % пользуются планшетами чаще, чем изданиями, напечатанными на бумаге (рис.3).

Рис. 3. Предпочтения пользователей печатной и электронной продукции

Люди используют интернет, как источник информации, но не замещают им традиционные медиа.

Сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. Именно в связи с этим у экспертов и у участников рынка есть сомнения в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями. Это вполне обосновано. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.

Главными задачами в сложившейся ситуации являются:

-          сохранение киосковых сетей на территории всей страны;

-          необходимость добиваться расширения в торговых объектах прессы ассортимента;

-          необходимо консолидированное воздействие медиа сообщества на власть в целях укрепления экономики данного вида деятельности, прежде всего в области снижения налогообложения и снятия запретов на рекламу в журналах и газетах.

Печатным изданиям не обязательно отходить от печатного формата, можно просто дополнять его новыми инструментами и необходимо разработать бизнес-модели, которые позволят печатной прессе успешно функционировать в цифровую эру и идти в ногу со временем.

Поэтому, пока преждевременно говорить о «смерти» печатных газет, из-за развития Интернет, российская пресса настойчиво борется за свою нишу в современном информационном пространстве.

Литература:

1.                 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям — Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Москва, 2013

2.                 Газетный рынок 2012: доминирующие тенденции и практика развития. Статья. Москва, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle