Лексико-стилистические особенности газетных заголовков современной французской прессы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Георгиева А. А., Ольховикова Ю. А. Лексико-стилистические особенности газетных заголовков современной французской прессы // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 38-39. — URL https://moluch.ru/archive/90/18104/ (дата обращения: 22.07.2018).

В наши дни огромное количество ученых проявляет большой интерес к изучению газетных заголовков. В центре внимания многих исследователей (И. С. Стам, Л. А. Манькова, О. А. Ляпина) находится рассмотрение проблем выразительности газетного заголовка. Анализ литературы показывает значимость проблемы заголовка для лингвистов и необходимость ее дальнейшего исследования. Как и для газетно-публицистического текста, для заголовков характерна такая коммуникативно-прагматическая черта, как сочетание стандартных фраз (клише) и экспрессивных форм языкового выражения [Кожина,1993: 184; Прозоров, 2004: 103]. Поскольку основная задача газеты — быстрая подача материала, журналист должен использовать определенные языковые средства выражения и притом сделать этот «язык» понятным читателю. Также газетный заголовок должен отличаться образностью, оценочностью, выразительностью для привлечения внимания читателя. Чтобы достичь этой цели, авторы используют различные стилистические средства. В данной публикации рассматриваются лексико-стилистические средства, используемые в заголовках французских газет. Материалом для исследования послужили статьи популярных ежедневников Франции («Le Monde», «Le Figaro», «Le Point», «L’Humanité»).

В результате анализа практического материала были выявлены такие стилистические средства, как метафора (35 %): Poutineveut«défendre» l'Internetrussecontrelesattaquesdel'Amérique(«Путин хочет «защитить» российский Интернет от атак Америки», LeFigaro, 10.10.2014), Les oripeauxdel'arméerusse («Пестрые лохмотья русской армии», LeFigaro, 25.10.2014), метонимия (6 %):Tignous, traittalentueux («Тиньюс, талантливый штрих», LeFigaro 12.01.2015), лексический повтор (6 %): Ainsifond, fond, fondlamajorité gouvernementale («Все глубже, глубже, глубже правительственное большинство», LeMonde 07.01.2015)., риторическое обращение (6 %): Pour défendrelaliberté, machérie («Чтобы защитить свободу, моя дорогая», LeMonde 08.01.2015), ирония (6 %): LesfrèresKouachi: des «gaminsinoffensifs» quiontpassé sixansenCorrèze («Братья Куаши: «безобидные мальчишки», которые провели 6 лет в Коррэзе», LeFigaro 09.01.2015), гипербола (17 %): Onrevientà lpoquegauloise («Мы возвращаемся к галльской эпохе», LeFigaro 09.01.2015). и градация (12 %): Rouble, pétrole, déflation: jusqu'où ira la crise? (Рубль, нефть, дефолт: до чего дойдет кризис?», Le Monde, 25.01.2015).

Таким образом, анализ газетных заголовков показывает, что авторы публикаций прибегают к разнообразным стилистическим приёмам, стараясь привлечь интерес читающей аудитории. Наиболее частотным из них является метафора. Яркие метафорические образы способствуют лучшему запоминанию заголовка и, как следствие, — информации, представленной в статье.

 

Литература:

1.                 Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие [Текст] / А. Н. Баранов. — 2-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2009.

2.                 Болдырева М.М, Шамова П. И. Французский язык: Общественно-политическая лексика: Учеб.пособие для ин-тов и фак. иностр.яз. — М.: Высш. шк., 1989.

3.                 Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе [Текст]: монография/ Э. В. Будаев, А. П. Чудинов; Урал. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург, 2006.

4.                 Вейман, Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. История и критика новейших методов интерпретации [Текст] / Р. Вейман. — М.: Прогресс, 1965.

5.                 Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] /М. Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1993.

6.                 Прозоров, В.В.. Власть современной журналистики, или СМИ наяву [Текст] / В. В. Прозоров. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): газетный заголовок.


Похожие статьи

Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте...

А. П. Бессонов в книге «Газетный заголовок» называет и характеризует назначение основных элементов, которые дополняют заголовок, предшествующий тексту статьи.

Употребление фразеологизма в современном газетном заголовке

Газета, как важнейшее средство массовой информации, касается экономических, политических, философских, научных, технологических, социальных, культурных и других сфер...

Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи

До недавнего времени особенности функционирования языка в сфере масс медиа изучались в рамках таких направлений лингвистической науки, как синтаксис, стилистика, социолингвистика...

Лексические особенности англоязычных газетных заголовков...

Кто владеет информацией, тот владеет миром. В современном мире очень большую роль играют средства массовой информации.

Стилистические особенности заголовков российской и британской...

Газетные заголовки отражают специфику печатного издания: публицистичность, социальную значимость, актуальность, жанровость.

Способы реализации иронического в агрессивных текстах...

В данном изыскании рассматривается достаточно животрепещущая проблема современного медиатекста – воплощения иронии в слове в заголовках газетных статей с целью...

Лексические приёмы перевода английских газетных заголовков

Основные лексические трудности при переводе газетных заголовков связаны с тем, что в них встречается большое количество сокращений, названий, различного рода реалий...

Прописная буква как выразительное средство в языке СМИ

При этом главным оружием, как правило, становится газетный заголовок: броский, интригующий.

Как придумать хорошее название для научной статьи — Молодой...

В дискуссиях по вопросу о заголовках научных статей можно встретить мнение о том, что степень точности и ясности названия статьи зависит от научной сферы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте...

А. П. Бессонов в книге «Газетный заголовок» называет и характеризует назначение основных элементов, которые дополняют заголовок, предшествующий тексту статьи.

Употребление фразеологизма в современном газетном заголовке

Газета, как важнейшее средство массовой информации, касается экономических, политических, философских, научных, технологических, социальных, культурных и других сфер...

Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи

До недавнего времени особенности функционирования языка в сфере масс медиа изучались в рамках таких направлений лингвистической науки, как синтаксис, стилистика, социолингвистика...

Лексические особенности англоязычных газетных заголовков...

Кто владеет информацией, тот владеет миром. В современном мире очень большую роль играют средства массовой информации.

Стилистические особенности заголовков российской и британской...

Газетные заголовки отражают специфику печатного издания: публицистичность, социальную значимость, актуальность, жанровость.

Способы реализации иронического в агрессивных текстах...

В данном изыскании рассматривается достаточно животрепещущая проблема современного медиатекста – воплощения иронии в слове в заголовках газетных статей с целью...

Лексические приёмы перевода английских газетных заголовков

Основные лексические трудности при переводе газетных заголовков связаны с тем, что в них встречается большое количество сокращений, названий, различного рода реалий...

Прописная буква как выразительное средство в языке СМИ

При этом главным оружием, как правило, становится газетный заголовок: броский, интригующий.

Как придумать хорошее название для научной статьи — Молодой...

В дискуссиях по вопросу о заголовках научных статей можно встретить мнение о том, что степень точности и ясности названия статьи зависит от научной сферы.

Задать вопрос