Трансформация российских СМИ: результаты исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.09.2014

Статья просмотрена: 2672 раза

Библиографическое описание:

Касаткин, С. С. Трансформация российских СМИ: результаты исследования / С. С. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12448/ (дата обращения: 26.04.2024).

Российские СМИ в постсоветский период находятся в непрекращающемся процессе трансформации ввиду социальных, экономических и технологических факторов. Авторское исследование было направлено на описание уже выявленных тенденций и фиксацию новых, возникающих в условиях трансформации среды СМИ в 2014 году.

Ключевые слова:средства массовой информации в России, трансформация, мобильные устройства, электронные СМИ.

СМИ в России, как и все медиа за рубежом, находятся в процессе трансформации, которая носит структурный и функциональный характер. В качестве факторов трансформации можно выделить социальный (потребности аудитории), экономический (рекламные сборы) и технологический (развитие интернет-СМИ, приложения для смартфонов и планшетов). С середины 1990-х годов появились первые интернет-СМИ: онлайн-газеты, информационные агентства. Некоторые из них существовали независимо от традиционных видов СМИ (печать, радио, ТВ), как например, Gazeta.ru, или были дополнением к печатной версии изданий — Rbc.ru, Kommersant.ru, Rg.ru и другие. Позже на ресурсах стали появляться pdf-версии печатных изданий, на сайты стали загружать аудио и видео. С начала 2000-х появились текстовые трансляции, а позже и Интернет-вещание телевизионных каналов. С 2006 года, в связи с развитием социальных сервисов, журналисты и СМИ в целом стали заводить свои персональные страницы и сообщества и охватывать социальные сети и блоги изнутри. С развитием проникновения в сеть устройств (планшеты и смартфоны) сайты стали создавать мобильные версии своих ресурсов и приложения на устройства. СМИ продолжали распределяться по сегментам, которые возникали под воздействием постоянно изменяющихся потребительских предпочтений аудитории. В итоге, можно утверждать то, что современную структуру и функциональность СМИ определяют аудитория, технологическая революция и особенности рекламного рынка.

В период с июня по август 2014 было проведено авторское социологическое исследование. В ходе онлайн опроса было опрошено 310 респондентов в возрасте от 12 лет. Регион: Москва и Подмосковье. Состав опрошенных по гендерному признаку: 43,5 % мужчин (135 чел.) и 56,5 % женщин (175 чел.). 80 % (248 чел.) респондентов имеют высшее образование, 15,5 % (48 чел.) среднее, а 3,5 % (11 чел.) неполное среднее.

Рис. 1. Распределение по вопросу «Ваш возраст»

По результатам авторского онлайн опроса на сайте Sociotrix.com «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» [1] был выявлен ряд характерных особенностей в восприятии россиянами средств массовой информации и потреблении информации.

Печатные СМИ ещё пользуются спросом

Больше половины опрошенных, 64,5 % респондентов, ответили, что за последний месяц читали печатные СМИ. Половозрастной состав респондентов при этом, в отличие от разреза всей выборки, изменяется незначительно.

Другие исследования [2] также доказывают тот факт, что вопреки ожиданиям экспертов в области СМИ, газеты и журналы рано оставлять в прошлом. Печатные СМИ находятся в поиске новых рынков сбыта и способов распространения. Так, например, многие издания сотрудничают с авиакомпаниями (распространение в залах ожидания и на бортах самолётов), кафе и ресторанами (стойки с прессой), ВУЗами (стойки с прессой), бизнес-центрами и другими организацию, в результате договорённости с которыми будет получена площадка для распространения.

Способы распространения печатных СМИ

Самым популярным способом получения печатных СМИ стало «бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе», так ответило 38,06 % респондентов (118 чел.). Вторым по популярности стала «покупка в розницу» — 30,32 % ответивших (94 чел.). «Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых» печатные СМИ получило 12,9 % (40 чел.). И, наконец, последний вид распространения, популярный в советские годы и в 1990-е в России «платная подписка на печатное издание» выбрало 12,25 % (38 чел.).

Таблица 1

Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»

 

Вариант

Количество

1

Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых

40

2

Бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе и т. д

118

3

Покупал(а) в розницу

94

4

Платная подписка на печатное издание

38

5

Не приобретал и не брал ни газет, ни журналов

108

Рис. 2. Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»

Таким, образом, можно сделать заключение о том, что бесплатное распространение печатных изданий становится основным способом получения читателями газет и журналов. Среди подобных изданий известны газеты «Metro» (распространение в Метро), «Вечерняя Москва» (распространение в общественных местах, у метро), «Из рук в руки» (общественные места, стойки), журналы «Большой город» (стойки в кафе, ресторанах), «Электричка» (в вагонах пригородных поездов). Постепенно читательская аудитория привыкает к доступности печатных СМИ, что в определённой мере отрицательно влияет на мотивацию при покупке газет и журналов в розничных точках продажи или при подписке.

Планшеты и смартфоны в контексте потребления информации

Приложения российских СМИ на своих мобильных устройствах (смартфонах и планшетах) использует 41,1 % ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.

Таблица 2

Распределение по вопросу «Как часто Вы просматриваете электронные СМИ через указанные ниже устройства?»

 

Вариант

Каждый день

2–3 раза в неделю

1 раз в неделю и реже

Не просматриваю

1

Стационарный компьютер

143

29

21

71

2

Ноутбук

106

35

26

85

3

Планшет

54

42

25

102

4

Смартфон

85

58

27

85

Из приведённых выше данных можно выявить тенденцию активного потребления информации с помощью компьютеров и мобильных устройств. Потребление информации у респондентов в большинстве случаев происходит «каждый день». В общей сложности среди всех ответивших электронные СМИ просматривают (выбраны первые три ответа) с помощью стационарного компьютера 62,26 % (193 чел.), смартфон — 54,84 % (170 чел.), ноутбук — 53,87 % (167 чел.), смартфон — 39,03 % (121 чел.). Следуют отметить высокую степень вхождения через планшеты и смартфоны.

Приложения СМИ для планшетов и смартфонов

Для ознакомления и успешной монетизации контента СМИ начали создавать приложения для смартфонов и планшетов на Apple iOS, Android, Symbian OS, Windows Phone и других операционных системах. Приложение для мобильных устройств (смартфонов и планшетов) использует 41,1 % из всего числа ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.

Вопрос доверия СМИ

Одной из задач проведённого социологического исследования «Трансформация СМИ в России: факторы и тенденции» было выявление степени доверия СМИ и определение факторов, повлиявших на ответ. Для решения данной задачи было задано два вопроса: «Информации из каких СМИ Вы доверяете больше всего?» и полузакрытый вопрос «Журналист в современных СМИ — это…». Больше всего респондентов доверяет информации из Интернета (43,23 %) и из газет и журналов (23,87 %). В то время 40 % из всех опрошенных в полной мере не доверяет никаким СМИ.

Факт цензуры в СМИ считается нормальным

80 % опрошенных считает, что «цензура присутствует во всех крупных СМИ разных стран». Наоборот думает только 1,6 % респондентов, которые считают, что «цензура не присутствует нигде». Возможно, ввиду политической ситуации в 2014 6,5 % посчитало, что цензура есть «только в российских СМИ», а 1,6 %, что «только в мировых». У 10,3 % из всех опрошенных возникли затруднения при ответе на данный вопрос. В итоге, 88,08 % опрошенных (273 чел.) считает, что цензура в СМИ существует, однако, при этом 94,19 % (293 чел.) продолжают читать либо печатные СМИ, либо электронные.

Рис. 3. Распределение по вопросу «Присутствует ли, по Вашему мнению, цензура в российских и мировых СМИ?»

СМИ через 10 лет

В рамках социологического опроса респонденты отвечали на вопрос «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет». Только 2,26 % опрошенных считает, что «все изменения уже произошли», остальные 97,74 % предполагают, что наиболее вероятны как «изменение формы подачи и изложения информации» и «усиление цензуры», так и «появление новых видов СМИ».

Таблица 3

Распределение по вопросу «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет?»

 

Вариант

Количество

1

изменится форма подачи и изложения информации

118

2

усиление цензуры

112

3

появятся новые виды СМИ

99

4

появятся новые тематические сегменты СМИ

83

5

упадёт интерес к СМИ и информации

80

6

уменьшится количество СМИ

62

7

увеличится количество СМИ

58

8

возрастёт интерес к СМИ и информации

32

9

ослабление цензуры

25

10

затрудняюсь ответить

17

11

ничего, все изменения уже произошли

7

Выводы

В качестве выводов к исследованию можно выделить несколько тезисов:

1.         Развитие технологий продолжает влиять на структуру СМИ и способы передачи информационного сообщения. Читатели используют новые устройства и программные средства (приложения)

2.         Большая часть аудитории СМИ потребляет информацию ежедневно

3.         Самый распространённый вид получения читателем печатных СМИ — это бесплатное распространение

4.         Печатные СМИ продолжают читать. Половозрастной разрез аудитории газет и журналов от потребителей информации в электронном виде отличается незначительно

5.         Доля пользователей мобильных приложений среди потребителей информации продолжает расти

6.         Аудитория СМИ считает, что среда медиа продолжит изменяться

Литература:

1.         Авторское исследование к диссертационной работе с использованием сервиса Sociotrix.com, который в 2014 году создан автором исследования как площадка для организации и проведения бесплатных онлайн опросов. В опросе «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» приняло участие 310 человек. Данные находятся в открытом доступе. Доступна сортировка и фильтрация данных по вопросам. URL: http://sociotrix.com/result?id=5.

2.         TNS Media. База NRS-Россия и COMCON Russian Target Group Index(Российский Индекс Целевых Групп). Период: 2009–2014.

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, Россия, смартфон, журнал, планшет, последний месяц, респондент, бесплатное распространение, возрастная группа, массовая информация.


Ключевые слова

трансформация, средства массовой информации в России, мобильные устройства, электронные СМИ., электронные СМИ

Похожие статьи

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

4. Разработка ниши «бесплатных» журналов различной тематики. 5. Распространение журнального контента с помощью платформы мобильных телефонов и планшетов.

Основа средств массовой информации. Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

(звонок бесплатный).

Основополагающей причиной обращения к изучению специфики позиционирования коммерческих СМИ в современной России является тот факт, что средства массовой информации

Рис. 1. Территориальное распространение журнала «Эксперт».

Концепции средств массовой информации на примере...

(звонок бесплатный).

Современные СМИ придерживаются последней концепции, позволяющей совмещать свободу слова и ответственность.

Похожие статьи. Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи.

Средства массовой информации в сопровождении...

(звонок бесплатный).

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации.

- поиск, создание и распространение массовой информации

Так каковы же особенности средств массовой информации России в эпоху глобализации?

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

(звонок бесплатный).

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство, информация, социальная ответственность, государственная власть, роль СМИ, политический процесс, том.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ.

(звонок бесплатный).

Современные тенденции развития глянцевых изданий: поиск...

За последние несколько лет ситуация в СМИ кардинально изменилась — теперь

В Harper’s Bazaar есть страница с фото всех участников производства журнала: от корректора до главного редактора.

Ведь изначально хэштеги получили широкое распространение, благодаря...

Современные глянцевые медиапроекты: новые требования...

Одной из последних и самых затратных сделок Facebook стала покупка бесплатного мобильного приложения для обмена сообщениями WhatsApp

Хлопунова, О. В. Конвергентные модификации СМИ в регионе (на примере средств массовой информации муниципального...

Похожие статьи

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

4. Разработка ниши «бесплатных» журналов различной тематики. 5. Распространение журнального контента с помощью платформы мобильных телефонов и планшетов.

Основа средств массовой информации. Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

(звонок бесплатный).

Основополагающей причиной обращения к изучению специфики позиционирования коммерческих СМИ в современной России является тот факт, что средства массовой информации

Рис. 1. Территориальное распространение журнала «Эксперт».

Концепции средств массовой информации на примере...

(звонок бесплатный).

Современные СМИ придерживаются последней концепции, позволяющей совмещать свободу слова и ответственность.

Похожие статьи. Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи.

Средства массовой информации в сопровождении...

(звонок бесплатный).

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации.

- поиск, создание и распространение массовой информации

Так каковы же особенности средств массовой информации России в эпоху глобализации?

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

(звонок бесплатный).

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство, информация, социальная ответственность, государственная власть, роль СМИ, политический процесс, том.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ.

(звонок бесплатный).

Современные тенденции развития глянцевых изданий: поиск...

За последние несколько лет ситуация в СМИ кардинально изменилась — теперь

В Harper’s Bazaar есть страница с фото всех участников производства журнала: от корректора до главного редактора.

Ведь изначально хэштеги получили широкое распространение, благодаря...

Современные глянцевые медиапроекты: новые требования...

Одной из последних и самых затратных сделок Facebook стала покупка бесплатного мобильного приложения для обмена сообщениями WhatsApp

Хлопунова, О. В. Конвергентные модификации СМИ в регионе (на примере средств массовой информации муниципального...

Задать вопрос