Библиографическое описание:

Нарежнев А. Е. Особенность организации здоровьеформирующей среды в сельской малокомплектной школе // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 844-847.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей, зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Процессы модернизации российского образования напрямую касаются всех направлений деятельности образовательных учреждений. Изменения, которые происходят в современной сельской школе, меняют и само понимание, и отношение к здоровью. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, между обучением и здоровьем наших учащихся, приобрела противоположную полярность. Погоня за знаниями, интенсификация процесса обучения, компьютеризация, оставляет здоровье наших детей, на втором плане и в результате статистика по состоянию здоровья обучающихся за последние годы, стала угрожающей, как для общества, так и для безопасности государства в целом. Снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм учащихся и породило у многих детей болезни и нарушения состояния их здоровья. И здесь, на первый план, в этой непростой ситуации, выступает приоритет контроля, у наших учащихся, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, контроль за состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьеформирующих технологий — становится одной из главных задач образования в современной сельской малокомплектной школе. Необходимо делать установку на смену мышления, а, именно: необходимо учить учащихся о том, как нужно формировать положительные установки на ведение здорового и безопасного образа жизни. Объем усвоенных знаний по формированию культуры здоровья, прочности приобретенных навыков здорового образа жизни выявляет:

-                                                                                                                                                      изменения в уровне усвоения знаний,         

-        качество образовательного процесса в вопросах формирования культуры здоровья,

-        результативность применяемых здоровьеформирующей технологий,

-        уровень образованности сельских учащихся в вопросах собственного здоровья, сохранения и увеличения его потенциала,

-        сформированность навыков ЗОЖ,

-        уровень активности сельских учащихся в реализации приобретенных знаний в различных жизненных ситуациях.

«Воспитание культуры здоровья» — воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и здоровья общества в целом.

Здоровьеформирующие условия организации образовательного процесса:

-        Благоприятные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).

-        Оптимальная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).

-                                Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

К сожалению, в практике работы образовательных учреждений, прежде всего общеобразовательных, преобладают однобокие подходы к проблеме здоровья, когда устраняют перегрузку домашними заданиями, либо концентрируют внимание на ослабленном зрении, на отдельных видах заболеваний, либо на технологиях обучения, сохраняющих здоровье. Формирование позитивной установки на ведение здорового образа жизни у обучающихся, как педагогический процесс является сложным. Построение теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах способствуют достижению высокой результативности экспериментального исследования. На наш взгляд, проблема может быть решена только системно и при поддержке всеми заинтересованными ведомствами. Разработанная в ходе данной работы психолого-педагогическая модель выступает как специфическое отношение между объектом и концептуальной схемой, то есть системой некоторых научных представлений. Главным признаком данной модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности.

Психолого-педагогическая модель процесса формирования позитивной установки и укрепления здоровья, учащихся в образовательном учреждении МКОУ Таганаевской СОШ, НСО включает: ценности, цель, задачи, функции, аспекты, интерактивные формы, уровни отношения обучающихся к своему здоровью. Философско-этической основой психолого-педагогической модели формирования позитивной установки на ведение здорового образа жизни и укрепления здоровья, являются базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, мир, свобода, милосердие, социальное право и социальная справедливость, труд, социальное благополучие, человеческое достоинство, гармония человека и окружающей среды, ненасилие, планетарное мышление, международное гражданство.

Модель формирования здоровьеформирующей среды в общеобразовательном учреждении с учетом индивидуального подхода к обучающимся

СУБЪЕКТЫ

Обучающийся

Члены семьи Обучающегося

Педагоги

Привлеченные специалисты и организации

ЦЕННОСТИ

Осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений

Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка

Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения

Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями

ЦЕЛЬ

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни учащихся

ЗАДАЧИ

Осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий

Межведомственная, межсекторная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний внешней среды

ФУНКЦИИ

Самореализации

Психофизиологическая

Эстетически-познавательная

Психотерапевтическая

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ

(с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Позитивное отношение обучающегося к себе, самоуважение

Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими

Включенность в культурно-оздоровительную деятельность

                 

Как показано выше, проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой требует совершенствования система первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Мы еще раз подчеркиваем мысль, что здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

«Технологии обучения здоровью» включают гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла («Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Физическая культура» и др.), введения в «вариативную» часть базисного учебного плана новых предметов («Расти здоровым», «Твое здоровье», «Педагогика здоровья» и др.), организации факультативного обучения и дополнительного образования.

Очень важным является готовность педагогических работников к здоровьеформирующей деятельности в образовательном учреждении. Умение педагога подойти к учащемуся, найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, разъяснить ему, что позитивная установка на ведение здорового и безопасного образа жизни, сегодня является одной из важнейших задач к укреплению личного здоровья. Для этого Педагог должен уметь:

1)                 донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни;

2)                 сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления своего здоровья;

3)                 создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности;

4)                 создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья. У ВА. Сухомлинского есть выдающиеся слова: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Образовательное учреждение сегодня обязано стать, важнейшим звеном такой социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьеформирующего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Литература:

1.      Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ/ Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова., С. В. Петров; Новосиб. гос. пед. ун-т., М.пед. гос. ун-т-Новосибирск; Москва: Арта,2011.-304с. — (Безопасность жизнедеятельность). — Библиогр: с. 264–268.-Словарь: с.269–287.

2.      Здоровью надо учить! Валеология через школьные предметы: методическое пособие для учителей/ науч. ред. и сост. Н. П. Абаскалова; Координационный научно — метод. Совет по проблемам валеолог. образ. Координационный научно — метод. Совет по валеологии в рамках межрегион. ассоциации «Сиб. приглашение»; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Лада,2000.-292с.

3.      Здоровый образ жизни — залог будущего здоровья (17 часов)/ К. Н. Казарян//Сборник программ курсов по выбору для уч-ся 9-х кл, участвующих в эксперименте, подготовленных ККИДППО. — Краснодар,2004.

4.      Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания: программа элективного курса для уч-ся 10–11 кл. физкультурно-педагогического профиля/ И. К. Латыпов//Билогия.-2006.-№ 16.-с.34

5.        Штырлова О.С. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия,   http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8040.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle