Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 1686 раз

Библиографическое описание:

Сорокина И. Р., Елисеева О. В. Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 626-628. — URL https://moluch.ru/archive/79/14152/ (дата обращения: 16.08.2018).

Первую книгу о здоровом образе жизни написал пять с половиной тысяч лет назад древнекитайский мудрец Лао Цзи, она называлась «Дао дэ дзин» — «Правильный путь».

Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья.

Б. Н. Чумаков считает, что здоровый образ жизни — активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [4, с. 20].

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на улучшение и охрану здоровья. Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам. «Здоровый образ жизни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» [2, с. 35].

Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. [1, с. 90]

K компонентам здорового образа жизни дошкольников относятся: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В рассматриваемый период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. [3, с. 45]

Педагог Науменко Ю. В. выделяет следующие основные условия успешного формирования ЗОЖ в условиях детского образовательного учреждения:

1.         Микросоциальные условия. Престиж здорового образа жизни в образовательном учреждении. Соответствие участка, здания образовательного учреждения, планировки, площади помещений, микроклимата, светового режима, отделки, оборудование учебных и не учебных помещений, организация питания санитарно — гигиеническим требованиям и современному дизайну. Наличие в учреждении атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учет динамики умственной работоспособности при организации труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на занятиях здоровьесберегающих педагогических технологий.

2.         Наличие у воспитателя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.

3.         Формирование у детей в процессе воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников (психологические условия).

4.         Конструктивная политика образовательного учреждения в отношении здоровья и личностного развития детей и положительный климат в учреждении и классе. Под такой политикой понимаются те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в образовательном учреждении направленность и структуру, позволяют предъявлять адекватные требования к возможностям воспитанников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия, а так же реализация конструктивной политики. [3, с. 46–47]

Проблема здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция воспитательной и оздоровительной деятельности в условиях детских домов, что способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни.

Проживая в детском доме, ребёнок не может комфортно себя чувствовать в эмоциональном плане, поэтому необходимы специальные условия, которые бы определяли его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Воспитатели и педагоги данных учреждений не могут каждому ребенку уделить должное внимание, сколько их родители. Детские дома не справляются с воспитанием, с обучением данной категории детей, так как их достаточно много в группе. Поэтому нужно стараться пропагандировать здоровый образ жизни именно в детских домах. Дети сироты не имеют положительный опыт семейной жизни, у них не стало родителей, которые могли бы преподнести позитивный пример образа жизни.

Общеизвестным является тот факт, что дети в основном поступают в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная буквально с периода беременности матери, находясь в ее утробе, и во все последующие периоды жизни, ребенок испытывал отрицательное влияния на состояние его здоровья, поэтому при поступлении в детский дом 100 % воспитанников имеют ту или иную патологию, нередко одновременно несколько заболеваний. [5, с. 40]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для этого необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих ребенка (родителей, педагогов, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него такой атмосферы, в которую входят традиции и привычки здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Проблемой сиротства и формирования здорового образа жизни у детей занимались педагоги: Я.Корчак, Р. В. Овчарова, Б. Н. Чумаков и др.; валеологи: Э.Н Вайнер, Л. Г. Татарникова, Г. Л. Апанасенко и др. Накоплены теоретические и практические знания о физическом совершенствовании человека в работах В. К. Бальсевич, В. М. Выдрин, П. Ф. Лесгафт, П. А. Рудик, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев и др.

Таким образом, задача сохранения и укрепления здоровья детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе — важная социальная и медицинская проблема. Поэтому для этого необходимо создавать специальные условия, а именно это микросоциальные условия в дошкольном учреждении (планировка, микроклимат, площадь групп и спальных комнат, психогигиенический комфорт и др.), психологические условия (формирование собственных установок, потребностей и мотивации на соблюдение правил личной гигиены, режима дня среди воспитанников), а также наличие квалифицированных специалистов (воспитатели, врачи, психологи, педагоги) с положительным примером ЗОЖ.

Наше исследование проводилось на базе ГКОУ ВО «Владимирского детского дома им. К.Либкнехта» и было направлено на выявление отношения дошкольников к здоровью и здоровому образу жизни. В выборку вошли 12 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно 5 девочек и 7 мальчиков в возрасте 5–6 лет. Цель данного исследования заключается в организации практической работы по формированию формирования ЗОЖ у детей — сирот.

Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы предложили им анкету «Расти здоровым» (автор В. Н. Зимонина)

Обработка полученных результатов анкеты показала наличие недостаточно сформированное знание о здоровом образе жизни: 10 % детей имеют высокий уровень знаний о здоровом образе жизни (имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относятся к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни); 20 % детей находятся в соответствии среднего уровня знаний о здоровом образе жизни (дошкольники имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни); 70 % детей ориентированы на низкий уровень знаний о здоровом образе жизни (воспитанники не имеют представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицают вредных привычек; не считают, что человек должен вести здоровый образ жизни).

Исследуя литературу по данной тематике, мы составили комплекс занятий «Я познаю себя», в которую вошли следующие мероприятия и дидактические игры, беседы. Занятия проводились один раз в неделю, в течение 1 месяца, их длительность составляла в среднем 30 мин. Состав экспериментальной группы включали 12 дошкольников подготовительной группы.

Цель данного комплекса занятий заключались в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников.

План занятий группы:

1 — занятие — вводное занятие на тему: «Оденем куклу на прогулку»;

2 — занятие — занятие на тему: «Кому что нужно» и «Разложи картинки по порядку» с элементом игры;

3 — занятие — занятие на тему «Я познаю себя» с элементами игры;

4 — занятие — Игры на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо» и «Азбука

здоровья».

Поскольку занятия проводились с детьми дошкольного возраста, то поэтому один из ведущих методов работы является игра.

Было выявлено, что на вопрос: «Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?, дети активно уверенно отвечали на него, говорили, что нужно делать, если человек не здоров. («Здоровый человек не болеет» — 5 %, «Больной человек выглядит по-другому, он грустный, хмурый, не улыбается» — 20 %, «Чтобы человек не болел, нужно правильно питаться, кушать фрукты, меньше сладкого, жирного, принимать витамины» — 55 %, «Нужно кататься на коньках, лыжах, закаляться» — 20 %) Также на все другие вопросы анкеты дети отвечали «Да», либо развернуто правильно говорили о здоровье, ЗОЖ, про трудовую деятельность, что она является составляющей ЗОЖ и т. д.

Из результатов анкетирования мы видим, что произошли значительные изменения в знаниях о здоровом образе жизни среди воспитанников детского дома в сторону более осознанного отношения к своему здоровью. Разработанный нами комплекс мероприятий, направленный на формирование здорового образа жизни у дошкольников в экспериментальной группе, привел к позитивным изменениям в отношении к своему здоровью. Но для достижения более глубоких изменений в формировании здорового образа жизни в сознании детей требуется более длительный период времени, который необходим для продолжения реализации комплекса занятий.

При организации работы по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста мы рекомендуем использовать следующие направления в работе:

-          совместные усилия социального педагога, психолога, воспитателей, работающими с детьми, направленные на создание определенных эффективных условий для гармоничного развития детей, сохранению здоровья и привычек ЗОЖ;

-          необходимость создания оздоровительной среды в детском доме, т. е. заложить основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни воспитанникам;

-          устранение проблем физического и психического здоровья, т. е. привлечение к содействию медицинских, социальных, психологических, здравоохранительных органов и служб;

-          обучение детей закаливанию, режиму дня, гигиеническим навыкам, правильному питанию (не есть жирное, соленое, сладкое) и физической культуре;

-          проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, специалистам детского дома следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте. Нужно помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек, который может показать пример позитивного образа жизни. Для достижения эффективных результатов по формированию ЗОЖ у дошкольников важен комплексный подход в решении данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов специалистов воспитательного процесса: воспитателей, социального педагога, врачей, психолога.

 

Литература:

 

1.         Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. -М.:Академический Проспект, 2005. -240с.

2.         Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю. П. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.

3.         Науменко, Ю. В. Моделирование здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Вопросы образования, 2007. — № 2.

4.         Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000–407 с.

5.         Одинцова Л.Н, Здоровая семья / Одинцова Л.Н // Детский дом. — 2003 — № 8. — С. 40.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, формирование, образовательное учреждение, дошкольный возраст, занятие, детский дом, конструктивная политика, правильное питание, психическое здоровье.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагогические условия формирования здорового образа...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагогические условия формирования здорового образа...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагогические условия формирования здорового образа...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагогические условия формирования здорового образа...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Задать вопрос