Библиографическое описание:

Калиева О. М., Вакунова И. В., Марченко В. Н., Большакова Ю. С. Факторы, влияющие на формирование имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 439-441.

В статье рассмотрены интерпретации понятия «имидж города», определены и рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования положительного имиджа города.

На современном уровне развития экономических систем обеспечение конкурентоспособности города становится приоритетной задачей. Чтобы выделиться среди конкурирующих территорий, городам необходимо создавать «уникальное торговое предложение», то есть предоставлять тот набор благ, которыми не располагают конкуренты и, применять методы активизации спроса, распространять информацию о достоинствах предоставляемых благ. Для решения таких задач и формируется имидж города, как определенная совокупность значений, благодаря которым объект (город) становится известным и с помощью которых люди определенным образом описывают объект, запоминают, формируют свое отношение к нему.

Обеспечение конкурентоспособности города обусловлено совершенно новой ступенью развития общества, когда вопросы образа, имиджа, бренда становятся факторами изменения восприятия реальности. Положительный имидж города выступает необходимым инструментом для формирования устойчивой конкурентоспособности города в долгосрочной перспективе, а также привлечения финансовых инвестиций для динамичного развития города, улучшения социального благополучия его жителей. Имидж города оказывает влияние на разнообразные стороны развития города, и в первую очередь на экономику, культуру, процессы миграции, поведение жителей в городе.

В научных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных городской среде и урбанистки (раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров), чаще всего рассматривается образ города, его форма, метафоричность, но практически не рассматривается понятие имиджа города. В публицистике, периодических изданиях, среде Интернет и повседневной коммуникации ситуация противоположная. Стоит отметить, что «имидж города» выходит за грани традиционной работы с городом как со средой, но одновременно связан с пониманием образа города этимологическими корнями (от англ. image — образ). Множество контекстов, в которых существует понятие «имидж города», включает в себя брендинг территории и коммерческую рекламу, экономику, политику и другие сферы. Интерпретации понятия «имидж города» данные различными авторами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Интерпретации понятия «имидж города»

Определение

Автор

Выступает продуктом ума, представляющий собой упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и частей информации, которые связаны с данным местом [5].

Ф. Котлер

Формирование образа города или его составляющих на психологическом уровне, ориентированного на определенную социальную группу с целью его продвижения [6].

М. Н. Межевич

Комплекс субъективных представлений в массовом сознании относительно определенной территории. Это географическое положение, его культурное своеобразие, чистота в городе.

Г. Г. Почепцов

Продукт «умственного труда», сочетающий в себе общую базу данных из различных источников информации и восприятия самих людей о данной территории [3].

Т. Гердт

Существующая в сознании совокупность устойчивых (но необязательно системных и верных) представлений о территории [2].

Д. В. Визгалов

Совокупность ощущений и убеждений людей, возникающая по поводу его особенностей [1].

И. С. Важенина

Разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, складывающийся в сознании людей.

А. П. Панкрухин

Проанализировав подходы к определению понятия «имидж города» предложено уточнение такого понятия как «имидж города», под которым авторы понимают деятельность, направленную на формирование положительного, привлекательного образа города, непосредственно влияющего на привлечение туристов, инвестиций, и, соответственно, на социально-экономическое развитие региона, способного обеспечить лидерские позиции региона среди окружающих субъектов-территорий и играть огромную информационно-воспитательную роль для его граждан на периоды разной временной длительности. Отличие авторской трактовки от предшествующих состоит в том, что акцент делается на создании будущих конкурентных преимуществ посредством трансформации устоявшихся или вновь создающихся рынков, позволяющих достигнуть лидерских позиций.

Как и любой процесс, происходящий в современных экономических условиях, процесс создания положительного имиджа города находится под влиянием разнообразных факторов, оказывающих воздействие на его формирование. Рассмотрим факторы, влияющие на процесс создания имиджа города.

1)   Территориальная принадлежность. В сознании людей при процессе восприятия город не может быть оторван как от региона, так и от страны, к которой он относится. При формировании имиджа города, имидж региона или страны остается неизменным. Данный фактор не зависит от самого города, но при этом, его необходимо учитывать.

2)   Уровень и качество властных структур города. В странах, где власть является персонифицированной (например, Россия), имидж города находится в большой зависимости от имиджа и хорошей личной репутацией политического лидера, являющегося его руководителем или руководителем региона или страны в целом. В некоторых случаях, поток инвестиций в город или бюджетные ассигнования напрямую связаны с авторитетом его руководителя.

Надежность, открытость для сотрудничества с другими структурами руководителей города, а также восприимчивость к нововведениям и инновациям, оказывают существенное влияние на имидж города.

3)   Участие города в значимых процессах и крупных проектах. Принадлежность города к такому фактору может обусловить приток инвестиций в развитие, а также быть привлекательным для высококвалифицированной рабочей силы.

4)   Общий статус города. Данный фактор отражает место города в общей структуре других городов по различным критериям, например, по степени развития, роли в политической, экономической, культурной жизни страны в целом. Также, статус города определяется его потенциалом и располагаемыми ресурсами, в том числе и внешними связями с другими городами и странами, наличие которых представляет город как активно развивающуюся и надежную структуру.

5)   Ориентация развития города на инновации и прогресс. В современных условиях инновации приобретают не просто важное, а стратегическое значение. Поэтому, город, нацеленный на инновации и перспективу, более привлекателен для людей, особенно для молодежи.

6)   Быстрота осуществляемых перемен в городе, динамизм. В данном случае, городу важно показать, что он обладает высоким потенциалом в развитии, располагает необходимыми ресурсами и возможностями, имеет основы для быстрого карьерного роста молодых перспективных работников.

7)   Впечатление, производимое городом. Фактор обусловлен наличием в расположении города памятников архитектуры, оригинальных, красивых зданий, парков, памятников. На эмоциональное впечатление, которое город может оказать на приезжающих людей и его жителей, влияет эстетический облик города. Если город обладает историческими ценностями и памятниками, то он может сформировать облик старинного города, который ценит традицию и историю своего развития.

8)   Историческое прошлое. Наличие богатой истории города является важным элементом привлечения внимания туристов. Изначально, имидж территории создает его история. При формирования положительного имиджа города важное значение имеет идентификация жителей города с определенной идеей, которую несет в себе имидж. То есть, например, при создании легенды как основы для формирования имиджа, необходимо связать ее с определенным историческим событием, произошедшим в городе, который вызывает у жителей своеобразный дух единения, чувство патриотизма.

9)        Общая безопасность города. Общая безопасность обуславливается обстановкой в городе, уровнем преступности, уровнем наблюдения специальных уполномоченных органов за соблюдением общественного порядка в городе. Спокойный город с низким уровнем преступности является более привлекательным для людей как в области туризма, так и в области переселения с целью дальнейшего проживания в нем.

10)    Благоприятные условия для отдыха и туризма. Сфера туризма, развитая на высоком уровне, дает возможность посетителям города сформировать определенное положительное мнение, создать собственный образ посещаемого города. Эффективность развития сферы туризма в городе находится в прямой зависимости от того, как на уровне государства воспринимается данная отрасль и насколько она пользуется государственной поддержкой.

11)    Ритм жизни города. Данный фактор характеризуется степенью напряженности города. Города могут обладать быстрым или наоборот, умеренным ритмом жизни. И тем самым, могут привлекать различную аудиторию. Некоторые люди предпочитают быстрый ритм жизни и их, соответственно, привлекают города с напряженным ритмом. Другие наоборот, предпочитают спокойную умеренную обстановку. Поэтому здесь необходимо определить каким именно ритмом обладает город для привлечения соответствующей аудитории.

В настоящее время имидж города, влияя на благосостояние как самого города, так и его жителей, приобретает определенную материальную стоимость, то есть становится понятием не абстрактным, а конкретным, обладая экономическим смыслом.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что на формирование положительного имиджа города оказывают влияние множество различных факторов. Следует отметить, что для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность города не следует стремиться к обеспечению первых позиций города среди конкурентов по всем факторам. Приоритетным является усиленная концентрация на выделенной категории, которая бы отличала город среди конкурентов. Отличительная черта города должна основываться на достижения города, которыми он располагает и, тем самым, осуществить продуманный выбор вида деятельности, позволяющий предоставлять потребителям уникальную совокупность производимых благ.

Таким образом, в современных условиях при формировании положительного имиджа города важно выделить преимущества города и эффективно их преподнести аудитории. В таком случае, город выделиться среди конкурентов, обладая весомым конкурентным преимуществом и, как следствие, будет динамично развиваться.

Литература:

1.    Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 6. — С. 82–98.

2.    Визгалов Д. Маркетинг города / Д. Визгалов. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с.

3.    Гердт Т. Формирование имиджа города средствами рекламы и PR [Электронный ресурс]: / Т. Гердт //Электронный журнал «Русский бренд» — 2007.

4.    Калиева О. М., Кудрявцева И. В., Чарикова А. А. Исследование имиджа города Оренбурга // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук., Москва. — 2013. — № 5 (52) май. — С. 169–173. — ISSN 2073–0071.

5.    Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер,– СПб.: Издательство Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г. — 384 с.

6.    Межевич, М. Н. Социальное развитие и город. — Л., 1979. — 175 с;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle