Библиографическое описание:

Анкваб М. Ф. Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 718-721.

Многие специалисты считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958 года. В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно.

По данным Е. М. Прживальской [1] первые упоминания понятия «компетентность» в научной психологической литературе встречается в работах немецкого ученого О. Хабермаса, который использует это понятие как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации.

В дальнейшем в работах по социальной психологии понятие «компетентность» например, Д. Брунер, рассматривается как совокупность качеств, присущих специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид [2].

Следовательно, компетентность понимается здесь как атрибут профессионализма. «Углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т. д., что не отражает содержания этого понятия в полной мере. [3].

Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании.

Литературный обзор по проблеме показывает всю сложность истории ее становления, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

В самом широком смысле общительность — это психологическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Общительность как профессиональное качество характеризуется следующими особенностями:

-          наличием устойчивой потребности в систематическом общении с людьми в самых разных сферах;

-          органичным взаимодействием общечеловеческих и профессиональных показателей общительности; эмоциональным благополучием на всех этапах общения;

-          продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации; наличием способностей к осуществлению педагогической коммуникации;

-          наличием коммуникативных навыков и умений [4].

В общечеловеческом плане это явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, комплекс компонентов, из которых основные:

-          коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации);

-          социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей);

-          альтруистические тенденции [4].

Но если социальная компетентность — есть владение совместной (групповой, корпоративной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, коммуникативной компетентности — это владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.

Е. А. Смирнова [5], анализируя существующие работы, приводит классификацию коммуникативных категорий.

В специальных работах, посвященных многоаспектной проблеме коммуникации рассматриваются разнообразные коммуникативные категории: коммуникативная личность; коммуникативное сознание; коммуникативная деятельность; коммуникативное поведение; коммуникативные способности; коммуникативные конфликты.

Коммуникативная компетентность раскрывается в социологических исследованиях как способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии с выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации (О. И. Матьяш, В. В. Казаковская, Е. В. Руденский).

Теоретический анализ научно-исследовательской литературы показал, что исследования большинства ученых были посвящены изучению отдельных сторон проблемы формирования коммуникативной компетентности. Различие подходов к пониманию исследуемой проблемы требует уточнения и приведения в систему психолого-педагогических основ данного явления, решению которого может способствовать выявление следующих характеристик:

-          общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. М. Шахнарович);

-          речевая деятельность — как условие развития коммуникативной компетентности (Л. С. Выготский, А.А Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. И. Пассов, В. А. Сластенин);

-          педагогическое взаимодействие (Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. П. Давыдов, В. А. Канн-Калик, И. А. Зимняя)

Теоретические основы коммуникативной компетентности студентов определяются исследователями (М. Н. Вятютнев, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, М. В. Мазо) как способность осуществлять речевую деятельность, реализация коммуникативного поведения на основе системы компонентов: мотивационного (речевое поведение), когнитивного (знания), оперативного (преодоление противоречий, предписанных содержанием обучения).

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ф. Ломов, выделяя три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всейжизни. На мезауровне общение происходит в пределах содержательной темы, один или много раз. Общение на микроуровне — это акт контакта (вопрос — ответ, мимический, пантомимический акт и др.). Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.

По мнению Е. В. Клюева, и И. Н. Горелова [6] коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.

Коммуникативная тактика рассматривается ими в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а с набором коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (оно же — коммуникативная задача; эти понятия у вышеназванных авторов не различаются) трактуется в качестве практического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вся совокупность таких практических средств в реальном процессе речевого взаимодействия и создает коммуникативную тактику.

Под коммуникативной стратегией Е. В. Клюев понимает совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. Представление о способе объединения этих теоретических ходов в единое целое (коммуникативную стратегию) называется коммуникативной интенцией, которая и есть движущая сила коммуникативной стратегии.

У Е. В. Руденского [7] существует другая социально-психологическая характеристика коммуникативной компетенции, которая рассматривается как общение и имеет следующие составляющие: прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации; знания и эрудиция; средства общения (вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией; коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на социального партнера; речевая компетенция.

В структуре социально-психологического компонента личностной готовности специалисты выделяют: коммуникативную, социальную, языковую компетентности.

Ю. П. Тимофеев в своей диссертации ввел понятие «коммуникативной профессии», представитель которой не может выполнять свои профессиональные функции без эффективного использования профессионального общения: «Если «деловое» общение организует и «обогащает» ту или иную совместную человеческую деятельность, то профессиональное общение выступает в роли главного средства профессиональной деятельности [8]. Профессиональное общение в данном случае означает не только относящееся к трудовой деятельности человека, но и характеризуется высоким уровнем качества. Все чаще ученые говорят об особой группе коммуникативных профессий Н. Н. Еговцева, Л. А. Петровская, Е. Ф. Тарасов, Ю. Г. Тимофеев, Л. А. Шкатова) [9, 8]. Необходимость изучения профессионального общения обусловлена тем, что оно начинает рассматриваться как важный критерий уровня профессионализма специалистов сферы «человек — человек».

Некоторые авторы под профессиональным общением понимают процесс взаимодействия лиц, объединенных принадлежностью к одной профессии, в ходе которого происходит обмен профессионально значимой информацией, профессиональным опытом и идеями, организующий совместную деятельность и направленный на реализацию поставленной профессиональной цели [10, 11].

А. А. Сергеенко анализируя проблему развития профессиональной коммуникативной компетентности студентов в вузе показывает: в диссертационном исследовании «Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях» В. В. Охотникова развитие высокодеятельностной, профессиональной компетентной личности в условиях преобразования общества. Эта компетентность не формируется стихийно. Нужна специальная организация образовательной деятельности с учетом многообразия и многогранности квалифицированного труда в современном сообществе, а также сложности культур. В диссертационном исследовании А. В. Шевкун рассматривает коммуникативную компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса. Последний в своем исследовании обращается к определению коммуникативной компетентности А. В. Хуторского, согласно которому такую компетентность следует рассматривать как «овладение личностью коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе или коллективе».

При этом коммуникативную компетентность рассматривается не только в контексте межличностного общения, но и коммуникативной деятельности, которая обладает, как и любая деятельность, сложной, поэтапной структурой.

На взгляд автора, стоит различать коммуникативную деятельность и коммуникативную компетентность. Как и любая деятельность коммуникативная содержит в себе мотивационный, когнитивный и регулятивный или рефлексивный компонент, определяется целью и содержанием деятельности. Условием осуществления коммуникативной деятельности (например, профессиональной коммуникативной деятельности журналиста) становятся знания, умения, навыки, компетенции, которые определяют компетентность и результативность его деятельности. Безусловно, качества и свойства личности: когнитивные, морально-нравственные и эмоционально-волевые — влияют на развитие индивида, в том, числе и на профессиональную деятельность.

Наиболее значимыми для реализации основных целей исследования были теоретические положения, представленные в концепциях Л. С. Выготского о комплексном характере взаимодействия факторов социальной ситуации и их развивающем потенциале; А. Г. Караяни о взаимообусловленности внутренних и внешних компонентов целевого психологического ресурса в обеспечении личностно-профессионального развития человека; В. Н. Мясищева о системе отношений и иерархии детерминируемых ею личностных качеств, обусловливающих индивидуализированный характер социально-психологического взаимодействия с окружающими людьми; Л. А. Петровской о теоретико-методических предпосылках и основных стратегиях целенаправленного развития компетентности в общении; В. Д. Шадрикова о приобретении личностными качествами человека свойств оперативности в процессе освоения конкретного вида деятельности.

Осуществленный теоретический анализ авторов [11] проблемы позволил определить коммуникативную компетентность как обусловленную:

а) предыдущим опытом взаимодействия с другими людьми;

б) уровнем развития способностей;

в) индивидуальными чертами личности совокупность коммуникативных стратегий (мотивационный компонент) и средств (знаний, умений, навыков), применяемых в конкретной ситуации межличностного, группового и публичного общения в целях реализации основных его функций (сообщения информации, восприятия и оценки, организации взаимодействия и влияния).

При этомосновными параметрами, позволяющими различным исследователям относить те или иные элементы (психические образования, процессы и свойства, условия среды и ситуации общения) к коммуникативной компетентности и факторам ее формирования, объединяя их в отдельные блоки или компоненты, на взгляд авторов, являются следующие дихотомии отношений:

-          потенциальное — актуальное;

-          ситуативное — постоянное;

-          процессуальное — результативное;

-          направленность на себя — направленность на собеседника;

-          изучение, понимание — управление;

-          учет — игнорирование интересов собеседника.

Первая — характеризует оперативность актуализации и дифференцированность сформированных функциональных систем, обеспечивающих реализацию коммуникативных действий, направленных на решение задач общения.

Вторая — характеризует диапазон ситуаций и условий общения, в которых применяются освоенные коммуникативные стили, приемы и средства общения.

Третья — (процессуальное — результативное) характеризуется смещением акцента в конструировании структуры коммуникативной компетентности в зависимости от степени взаимосвязи включаемых в нее элементов с процессом реализации коммуникативного акта или его результатом (успешностью в том числе).

Четвертая — (направленность на себя — направленность на собеседника) ориентирована на подчеркивание тех составных элементов КК, которые отражают объектную направленность познавательно-управленческих процедур субъекта общения. В первом случае (направленность на себя) объектом данных действий является сам коммуникатор, а элементами КК, реализующими эти действия будут рефлексивные навыки самооценки и саморегуляции. Во втором случае речь идет о способностях и навыках социальной перцепции, связанной с распознаванием особенностей личности собеседника, других людей, оценкой и прогнозированием их поведения в процессе общения.

Следующая, пятая дихотомия (изучение, понимание — управление, воздействие) указывает на приоритетную значимость и удельный вес в общей структуре КК компонентов, реализующих задачи познания, изучения, понимания партнера, либо компонентов, ориентированных на изменение его мыслей, суждений, эмоционального состояния, намерений.

И, наконец, шестая — (учет — игнорирование интересов собеседника) предполагает подчеркивание в структуре КК тех ее элементов, которые связаны с мотивационными и стилевыми особенностями, отражающими манипулятивные либо эмпатийно-диалогические коммуникативные стратегии и тактики, применяемые субъектом для реализации своих целей в ходе его взаимодействия с другими людьми.

Иерархия предлагаемых для описания коммуникативной компетентности характеристик создает модель элементов, отражающую их значимость и векторную направленность на решение в ходе взаимодействия задач конкретных общения.

Литература:

1.                      Прживальская Е. М. ЧГПУ, Челябинск, Россия, Состояние проблемы профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе http://www.Yafalian.ru/konfer/101.pdf

2.                      Брунер ДЖ, Психология познания. — М., 1989.- 432 с.

3.                      Симен-Северская О. В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя Серия «Гуманитарные науки», выпуск 6 — С.97–101.

4.                      Как-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 190 с.

5.                      Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. — М. — 2007. — 37 с.

6.                      Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. Издательство: ЛКИ 2007 112 с.

7.                      Руденский, Е. В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. — М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 224 с. — (Высшее образование). — 220 с.

8.                      Тимофеев Ю. П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дис. д-ра псих. наук. М., 1996.

9.                      Тарасов Е. Ф.. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового сознания http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book1996/Part1–1.htm

10.                  Еговцева Н. Н. Коммуникативно-речевые игры в системе подготовки специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях. Дисс. доктора пед. наук, 2007. — 220 с.

11.                  Немушкин А. В., Сыромятников И. В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе http://psiwar.narod.ru/lit/sirom1.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle