Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.10.2017

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Медведева, С. А. Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера / С. А. Медведева, М. А. Гурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46016/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджера. Раскрыто содержание ассертивной модели поведения, выделена её роль в развитии коммуникативной компетентности современного менеджера.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивная модель поведения, коммуникативная компетентность, менеджмент

Введение. Интенсивное развитие экономки обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности молодых специалистов. Динамично изменяющиеся экономические условия делают сегодня профессию менеджера одной из наиболее востребованных на рынке труда.

Становление рыночных отношений в современной России и вызванные данным процессом изменения в российском обществе требует новых форм профессиональной и социальной компетентности специалистов в различных сферах деятельности, в частности в сфере менеджмента. Особое место среди предъявленных требований к данным специалистам занимает коммуникативная компетентность, так как именно коммуникация является ведущем средством, с помощью которого менеджер имеет возможность находить решение для стоящих перед ним профессиональных вопросов. Вследствие этого высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности наравне с профессиональными знаниями, является одним из наиболее важных условий для осуществления успешной профессиональной деятельности. В особенности это касается профессий категории «человек — человек», где процесс осуществления профессиональной деятельности происходит в режиме интенсивных социальных коммуникаций и предполагает наличие соответствующих компетенций у специалистов.

Анализ современных исследований показывает, что от современного специалиста для того чтобы быть успешным, требуется быть убежденным в своих профессиональных компетенциях, демонстрировать эту уверенность, проявлять не только самоуважение, но и испытывать чувство уважения к другим, проявлять ответственность по отношению к своим поступкам, отстаивать свои взгляды, находить конструктивные способы межличностного взаимодействия, избегая манипуляции и агрессии, уметь идти на компромисс, то есть быть ассертивной личностью. Выделенные показатели ассертивной модели поведения могут выступать средством развития коммуникативной компетентности личности. Однако, вопросы профессиональной подготовки менеджеров на основе ассертивной модели поведения не нашли широкого отражения в современных психологических исследованиях. В нашей статье мы представим результаты теоретического изучения данной проблемы.

Основная часть. Менеджер является человеком, занимающим в организации управленческую должность на постоянной основе, наделенный полномочиями принимать все необходимые решения по вверенным ему видам деятельности предприятия [4].

Сегодня менеджера можно назвать ключевым сотрудником организации. Если фирма работает под руководством некомпетентного менеджера, достичь успеха не помогут ни дополнительный финансовые вливания, ни высококвалифицированный персонал, и, в конечном счете, фирма не будет являться успешной [4].

Базовыми составляющими профессиональной деятельности менеджера является его умение установление контактов, как со своими подчиненными и руководством, так и с клиентами [8]. Менеджеру необходимо не только самому быть профессионально успешным, но и помочь достичь этого своему отделу и сотрудникам, за которых он отвечает, а это возможно сделать с помощью повышения мотивации, объяснений и профессиональной помощи своим коллегам, которая производится по средствам общения. Также и в отношениях с клиентами, все взаимоотношения происходят через различные формы общения. В связи с этим, все это невозможно произвести успешно, если менеджер не обладает высоким уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков [8].

Коммуникативная компетентность менеджеров является интегративной личностной характеристикой, которая объединяет в себе различные знания, умения и навыки в области управления и коммуникации, реализуя который специалист может осуществлять результативные коммуникативные действия в различных ситуациях профессионального взаимодействия в сфере менеджмента и управления [8]. Чаще всего выделяют следующие структурные составляющие модели коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, операционно-деятельностный компонент (см. Таблица 1) [3].

Таблица 1

Модель коммуникативной компетентности менеджера

Компонент

Описание компонента

Мотивационно-ценностный компонент

Готовность к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации

Когнитивный компонент

Высокий уровень профессиональной эрудиции, знание о применяемых коммуникативных стратегиях, методах психологического воздействия, правилах и приемов риторики, полемики, рефлексивного слушания.

Операционно-деятельностный компонент

Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе процесса общения, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи

Особенность профессиональных коммуникативных умений менеджера состоит в том, что одной из его задач является достижение взаимопонимания с множеством различных людей. Коммуникативная компетентность включает в себя выполнения следующих задач:

‒ получения или сообщения информации, которая необходима для качественного выполнения профессиональных обязанностей;

‒ управления поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

‒ удовлетворения собственной потребности человека в общении [8].

Термин «ассертивность» обозначает умение человека настаивать на своём и защищать свою точку зрения. Данное поведение проявляется в умение в трудных жизненных ситуациях, для нахождения успешного пути их разрешения использовать не крайние стили поведения — агрессивный или пассивный, а находить наиболее гибкий тип.

Под ассертивным поведением в психологии понимают открытое, прямое поведение, не имеющее умысла причинить вред другим людям. Имеются специальные разработки программ социально-психологического тренинга, целью которых выдвигается упрочение и развитие ассертивности. Отдельные программы придерживаются бихевиоральной ориентации, другие ориентированы на гуманистическую психологию, но все они нацелены на принцип развивать у человека способность быть твердым, дружелюбным и честным [5].

Под ассертивностью в психологии понимается личностная черта, которая характеризуется автономией, а также независимостью от оценок, внешних влияний и способности регулировать собственное поведение [7].

Ассертивность и ассертивное поведение — это не уменьшение ответственности за свои поступки и не крайняя мера эгоизма, только потому, что главный принцип ассертивности гласит «я вам ничего не должен, а вы мне», указывает К. К. Гуляева [2]. Ассертивное поведение — это позитивная установка, развивающая уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Это способ решения проблемы, который устроит обе стороны конфликта. В работе современного менеджера такой вариант построения коммуникации является наиболее приемлемым, поскольку построен в первую очередь на партнерстве и взаимоуважении [2].

Непосредственной целью ассертивной модели поведения является появление способности к уверенному поведению. Под уверенностью в себе понимается способность личности выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения.

Модель ассертивного поведения включает в себя:

‒ субъективную установку на самого себя, по отношению к себе личность: довольна собой; умеет выражать свои чувства; испытывать чувство удовлетворения; имеет возможность достигать желаемой цели; делает выбор для себя;

‒ социальную готовность и способности ее адекватно реализовать;

‒ свободу от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания).

Ассертивное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии.

Основные цели вырабатывания ассертивной модели поведения реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения:

1) выдвигать требования,

2) говорить «нет» и критиковать,

3) устанавливать контакт,

4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки.

Таким образом, ассертивное поведение, по-нашему мнению, охватывает основные составляющие коммуникативной компетентности менеджера и способствует более эффективному разрешению им профессиональных задач. Как отмечает Н. И. Кабушкин менеджер, применяющий в своей профессиональной деятельности ассертивную модель поведения, может справедливо оценивать свой труд и его составляющие– потраченное время и эффективность работы, что позволяет ему в правильный момент отказаться от неэффективного плана. Наиболее главным для этой модели является умение признания факта того, что каждый человек может ошибиться, в том числе и он, что поможет с легкостью отказаться от неуспешной линии поведения, и начать разработку нового плана действий [8].

Также менеджеру важно поддерживать положительный социально-психологические климат в коллективе, поскольку от уровня гармонии среди коллег, зависит эффективность трудовой деятельности. Большую часть времени человек проводит на работе, а значит, отношения в коллективе определяют и качество самой жизни [6].

Ассертивное поведение — это та модель поведения, которая, с одной стороны, позволит достигать своих целей, и в тоже время не мешать целям другим людям. Такой стиль поведения во многом обуславливает хорошие взаимоотношения в рабочем коллективе, высокую производительность труда и высокий уровень жизни [5].

Заключение. Таким образом, ассертивная модель поведения имеет ряд преимуществ и очевидных достоинств, как для компании, так и для самих сотрудников.

Ассертивное поведение позволяет выстроить наиболее успешную линию поведения во взаимоотношение с коллегами, позволяющую сохранить позитивными, как личностные, так и трудовые отношения.

Результаты теоретического анализа проблемы позволяют нам сделать вывод о том, что профессиональная подготовка менеджеров, включающая развитие коммуникативной компетентности на основе ассертивной модели поведения будет являться успешной и эффективной.

Литература:

  1. Вачков И. В. Психология тренинговой работы Текст./ И. В. Вачков. — М., 2007.-416с.
  2. Гуляева К.К проблеме исследования ассертивной личности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2010.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Мн.: Наука, 2002. С. 39–40.
  5. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — С. 216–251.
  6. Хохлова Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Нижний Новгород, 2008. — 22 с.
  7. Шамиева В. А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: Автор. дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 — Хабаровск, 2009. — 20 с.
  8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): модель поведения, коммуникативная компетентность, высокий уровень, коммуникативная компетентность менеджера, отношение, поведение, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, профессиональная деятельность, современный менеджер.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, менеджмент, ассертивность, ассертивная модель поведения

Похожие статьи

Структура и модель коммуникативной компетентности...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера. Автор: Андросова Ирина Владимировна.

1) мотивационно — личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.)

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

И. А. Зимняя выделяет компоненты коммуникативной компетентности педагога [3]: — мотивационно-ценностный компонент — определяет готовность совершенствовать профессиональные навыки, устойчивый интерес к передовой деятельности...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

2) когнитивный компонент (раскрывает совокупность профессионально-педагогических и психологических знаний, сущность профессиональной компетентности, включая коммуникативную компетентность преподавателя вуза...

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты...

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии и уровни проявления.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность юриста, коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональное...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Коммуникативная компетенция в ее современной интерпретации включает в свой состав следующие виды

Н. И. Гез выделяет три компонента коммуникативной компетенции

Анализ компонентной структуры информационной...

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование. Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры...

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Рис. 1. Модель коммуникативной компетенции С. Савиньон.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

Следовательно, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое...

Похожие статьи

Структура и модель коммуникативной компетентности...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера. Автор: Андросова Ирина Владимировна.

1) мотивационно — личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.)

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

И. А. Зимняя выделяет компоненты коммуникативной компетентности педагога [3]: — мотивационно-ценностный компонент — определяет готовность совершенствовать профессиональные навыки, устойчивый интерес к передовой деятельности...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

2) когнитивный компонент (раскрывает совокупность профессионально-педагогических и психологических знаний, сущность профессиональной компетентности, включая коммуникативную компетентность преподавателя вуза...

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты...

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии и уровни проявления.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность юриста, коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональное...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Коммуникативная компетенция в ее современной интерпретации включает в свой состав следующие виды

Н. И. Гез выделяет три компонента коммуникативной компетенции

Анализ компонентной структуры информационной...

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование. Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры...

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Рис. 1. Модель коммуникативной компетенции С. Савиньон.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

Следовательно, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое...

Задать вопрос