Автор: Назарова Татьяна Андреевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Назарова Т. А. Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 832-835.



This article isdevoted to the studyandreview of the varioustheories andconcepts ofcommunication competence.

Keywords:communicative competence, professional activity, ability, empathy, behavior, the identity ofthe student

За последние годы произошли заметные изменения в обществе, в рыночной экономике, в задачах государства. В профессиональной сфере нашего общества требуются высококомпетентные специалисты. Новое понимание, новые приоритеты и виды компетентности необходимы всем членам общества, не только управляющим и руководителям, но и людям с обычными рабочими профессиями.

Стране нужны адекватные компетентные специалисты. Российские законодатели уже сейчас готовят почву для того, чтобы бизнесмены начали вкладывать деньги в развитие колледжей и профтехучилищ. Такую задачу региональным депутатам поставил президент Владимир Путин, выступая на заседании Совета законодателей России в Совете Федерации, посвященном вопросам законодательного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов для Российской Федерации [7].

Наряду с профессиональной, психологическая подготовка специалистов также нуждается в существенном совершенствовании, так как социальный заказ ориентирован на определенный уровень психологической культуры этих специалистов. Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек-человек».

Коммуникативная компетентность рассматривается, как качество саморазвития личности в целом, так и как качество, формирующееся в процессе развития профессионализма, определяющее включенность специалиста в свою деятельность и желание работать по специальности.

Современные экономические преобразования и воздействие большого потока информации, с одной стороны, предъявляют требования к необходимости формирования коммуникативных способностей и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности студентов; с другой стороны, в практике образования данному вопросу уделяется недостаточное внимание вследствие отсутствия достаточной научно-методической базы.

Целью нашей статьи является определение и раскрытие понятия и роли коммуникативной компетентности в деятельности студентов. Изучение современных теорий и концепций коммуникативной компетентности поможет определить направления изучения данного вопроса и, возможно, способствовать созданию методической базы для совершенствования системы коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников.

Различные аспекты компетентности (академическая, перцептивная, эмоциональная, концептуальная, социальная и др.) широко изучаются за рубежом с конца 50-х годов. Однако термин «коммуникативная компетентность» самостоятельно не используется.

В отечественной психологической науке явления, относящиеся к «способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений», до середины 80-х годов обозначались как «социально-психологическая компетентность» [5; 375].

Впоследствии ряд авторов и, в первую очередь, Л. А. Петровская и Ю. Н. Емельянов как синонимы использовали понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» [6; 34].

С середины 60-х и до начала девяностых годов изданы обобщенные работы, монографии, освещающие различные составляющие проблемы социально-психологической компетентности и коммуникативной компетентности. Наиболее значимыми стали публикации В. В. Девятко, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской.

В конце 90-х годов, в связи с изучением более широкого явления — социальной компетентности, понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» разведены В. Н. Куницыной [3] и Е. В. Коблянской [2] и обозначены как структурные элементы социальной компетентности.

В зарубежной психологии традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность» (social competency). Зарубежные исследовательские школы можно разделить на две большие группы: представители первой сводят общение только к его операционально-технической, поведенческой стороне, и понимают коммуникативную компетентность как единство техники общения и эмпатических способностей (необихевиоризм: А. Бандура, Э. Берн, Д. Доллард, И. Миллер, Д. Тибо, Д. Хоманс; ситуационный анализ: М. Аргайл; неофрейдизм: В. Байон, В. Штуц).

Вторая группа представлена работами гуманистических психологов (С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), теоретиков тренинговых групп (В. Беннис, Г. Шеппард и др.) и создателя психодрамы Я. Л. Морено. Они делают акцент на субъектных формах общения и различают компетентность, необходимую для воспроизведения ситуации и для творческого ее изменения.

В целом коммуникативная компетентность в зарубежной науке трактуется как некоторая сумма умений, дополненная эмпатическими и рефлексивными способностями. Большинство авторов предлагают развивать коммуникативную компетентность в ходе специальных тренинговых занятий, начав с осознания непродуктивности имевшихся у индивидуума стратегий поведения в общении. Коммуникативная компетентность, прежде всего, является компонентом психологической культуры человека, которую Е. А. Климов характеризует следующим образом: это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных способностей в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [1; 278].

Коммуникативная компетентность, несомненно, важнейшая характеристика современного специалиста (И. Ф. Исаев, В. Л. Кан Калик, A. M. Логвинов, К. А. Маркова, Д. Равен, Л. А. Эррера и др.). Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Прежде всего, психологическая информированность, практическая подготовленность к общению и желание общаться являются важнейшими характеристиками коммуникативной компетентности специалиста, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей.

Понятие компетентности в профессиональной деятельности дает в своей работе Д. Равен [4]. Модель компетентности включает в себя множество компонентов коммуникативной компетентности.

Значимые аспекты поведения по Д. Равену:

1) достижение (делать что-то новое, что ранее никогда не делали; изобретать; делать что-либо более эффективно, чем раньше; 2) сотрудничество (оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу; устанавливать с людьми теплые доверительные отношения; 3) влияние (четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение).

И компоненты эффективного поведения: 1) когнитивные (продумывать, что предстоит достичь и как этого достичь; предвидеть препятствия на пути к цели и принимать меры для их преодоления; 2) аффективные (переключать эмоции на выполняемую задачу; выбирать интересные задачи и не пытаться убедить себя в непривлекательности задач, которые необходимо выполнить; 3) волевые (прикладывать дополнительные усилия для снижения степени риска, связанного с выполняемой деятельностью; направлять энергию других людей на достижение поставленной цели.

Характеристики эффективного поведения по Д. Равену: 1) уверенность в себе; 2) способность принимать решения; 3) способность и умение руководить; 4) способность и умение эффективно работать в интересах общей цели: желание понять общую программу действий, брать на себя инициативу, необходимую для выполнения своей части общей задачи, и делать с максимальной пользой именно то, что необходимо, не дожидаясь детальных указаний; 5) способность искать обратную связь, умение распознавать и использовать ее.

Хотя описанная Д. Равеном модель компетентного, мотивированного поведения помогает нам более ясно представлять себе важные и сложные формы поведения, которые в прошлом ускользали от внимания психологов, пока что не существует концепции, которая позволяла бы как-то упростить, структурировать и описать эти формы. «В нашем случае, очевидно, что одни и те же типы деятельности перечислены и как значимые стили поведения, и как потенциальные компоненты эффективного поведения» [4; 257].

Следует отметить, что исследований, посвященных изучению коммуникативной компетентности специалистов непедагогической сферы деятельности крайне мало. При этом проблема подготовки квалифицированных специалистов в сфере профтехобразования, обладающих достаточно высокой культурой профессиональной деятельности требует более глубокого изучения данного вопроса.

Подытоживая можно привести основные характеристики коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических способностей и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) способность занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом.

Коммуникативная компетентность, несомненно, является важнейшей характеристикой современного социального работника. Она является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Поэтому важность внедрения нового поведения и способностей в своей профессиональной деятельности студентов очевидна.

Обладая коммуникативными навыками, новоиспеченные специалисты становятся более компетентными в своей профессиональной деятельности, они всегда будут востребованы на тынке труда и обеспечены работой в пространстве нашей страны.

Существует интерес к практическому исследованию коммуникативной компетентности, как фактора профессиональной успешности студентов, что представляет на наш взгляд, как теоретический, так и практический интерес для психологии, для развития и модернизации страны в целом.

Литература:

  1. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. Е. А. Климов. — Москва: 1997. — 295 с.
  2. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности.–Автореф. дис. канд.психол. наук. — Санкт-Петербург,1995. — 22 с.
  3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.–158с.
  4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен.–Москва: 2002. — 224 c.
  5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: 1999. — 384 с.
  6. Социально-психологическая компетентность // Психология. Словарь. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: 1990.
  7. Сайт законодательной думы томской области [Электронный ресурс] http://duma.tomsk.ru/page/8784/
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, Коммуникативная компетентность, профессиональной деятельности, Роль коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности студентов, деятельности студентов, коммуникативной компетентности специалиста, роли коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности специалистов, концепций коммуникативной компетентности, социальной компетентности, компонентов коммуникативной компетентности, коммуникативную компетентность, характеристики коммуникативной компетентности, исследованию коммуникативной компетентности, профессиональной пригодности специалистов, профессиональной деятельности студентов, характеристик профессиональной компетентности, «коммуникативная компетентность», «социально-психологическая компетентность».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос