Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 7-13. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/742/ (дата обращения: 23.10.2018).

Проблема компетентности как свойства профессионала и ее конкретных видов традиционно является одной из важнейших в психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности. В педагогической науке, психологии и акмеологии проведены как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности – профессиональной, социальной, психологической, коммуникативной, аутопсихологической, конфликтологической, социально-психологической, компетентности при осуществлении кадровой работы и пр. Выявлены их сущностные характеристики, особенности организации педагогического процесса, психологическая структура, психологические и акмеологические условия и факторы развития, однако эта проблема еще пока далека от своего законченного решения. В частности, недостаточно изучены их системные качества, свойства, механизмы формирования и развития, логические связи между различными видами компетентности, а так же некоторые ее важнейшие виды, представляющие большой интерес для практики. Поэтому анализ состояния проблемы профессиональной компетентности хотелось бы начать с обоснования проблемного поля.

Среди проведенных психолого-акмеологических исследований компетентности заметное место занимают те, в которых была подвергнута анализу категория «компетентность» [4,6,8,11,13]. Обобщение их позволяет утверждать, что в них «компетентность» (competentia – принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «… обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «… законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competens – принадлежащий, соответствующий, способный) - «…это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы…». Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психологических и акмеологических исследованиях, педагогических теориях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования. В психолого-акмеологических исследованиях компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.

На уровне особенного изучались специальные (особенные) виды компетентности, отличительной особенностью которых являются их содержание, а так же связь со спецификой профессиональной деятельности или взаимодействий. Поэтому в контексте решаемых задач, обобщающей категорией на уровне особенного является категория «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность в данном понимании означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [20]. В проведенных исследованиях подчеркивалось, что профессиональная компетентность связана прежде всего с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности.

В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [7]. Было отмечено, что структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.

Интегративный характер категории «профессиональная компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют не только ее системные связи с другими видами компетентности, но и «нежесткий характер». Иными словами, она может как включать в себя другие виды компетентности как системные составляющие, так и в значительной мере отождествляться с ними (В.Г. Зазыкин).

В ряде психолого-акмеологических исследований представлялись основания для выделения специальных видов компетентности, обладающих обобщающими свойствами. Так, А.К. Маркова [15] указывала на существование следующих видов компетентности (по критерию «общее-особенное»):

  • специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);

  • социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;

  • личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

  • индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии.

С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:

  • гностический или когнитивный компонент, характеризующий наличие необходимых профессиональных знаний;

  • регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

  • рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;

  • нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;

  • коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий. Поэтому компетентность проявляется прежде всего в общении [5].

Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов. С этих позиций необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее отдельных видов. Мы считаем, что уровень профессиональной компетентности во многом зависит и от личностных качеств субъекта деятельности – интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, мотивации профессиональных и личностных достижений.

Следует особенно подчеркнуть, что в психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность не отождествляется с профессионализмом (особенно с профессионализмом личности), но рассматривается как необходимое условие его достижения [1]. Основные отличия компетентности от профессионализма, по данным А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, проявляются в доминировании гностического или когнитивного компонента, отражающего наличие у компетентного субъекта необходимых профессиональных знаний; меньшей роли регулятивного компонента; важной роли рефлексивно-статусного компонента, дающего право за счет признания авторитетности действовать определенным образом, а так же регулирующей функции нормативного компонента, определяющего круг полномочий, сферу профессионального ведения, влияющего на формы поведения и отношений. То есть при изучении компетентности следует акцентировать внимание, прежде всего, на системе знаний, в меньшей степени соответствующих им умений (сфере ведения, компетенцию), факторах регуляции деятельности и отношений при практическом применении этих знаний. Личностно-профессиональные качества субъекта труда или управления в данном случае выполняют, хотя и значимую, но все же второстепенную функцию. В этом состоит главное отличие профессиональной компетентности от профессионализма личности и деятельности.

В процессе изучения компетентности как явления часто возникает вопрос, какие виды (или составляющие) компетентности являются универсальными, необходимыми для эффективного выполнения любого вида профессиональной деятельности. По мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, таковыми являются социально-перцептивная, аутопсихологическая, коммуникативная, нормативная и рефлексивная (рефлексивно-статусная) компетентности [5]. Рефлексивные процессы лежат в основе самопознания и познания людьми друг друга, поэтому считается, что рефлексивная компетентность является как бы механизмом социально-перцептивной и аутопсихологической компетентности. Рефлексивная компетентность, «… состоит в осведомленности относительно процессов актуализации разворачивания рефлексии и направлении реализаций рефлексивной способности в плане осмысления и преодоления стереотипов мышления в образовании новых (креативно-инновационных) содержаний сознания с целью саморазвития и совершенствования профессиональной деятельности» [19] . Высокий уровень рефлексивной компетентности способствует повышению инновационной составляющей профессиональной деятельности.

В практике психологических и акмеологических исследований обоснована общая структура психологической компетентности и разработана ее теоретическая модель, включающая несколько взаимосвязанных подструктур:

  • социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в «знании людей»; ее основу составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении;

  • социально-психологическую компетентность, выступающую как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений людей, включенных в профессиональные или социальные группы;

  • аутопсихологическую компетентность как систему знании, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;

  • психолого-педагогическую компетентность как систему знаний о методах осуществления влияния на людей [16].

Между данными подструктурами имеются тесные системные функциональные связи. В то же время, по мнению ряда авторов (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин и др.), базисной является социально-перцептивная компетентность, которая во многом определяет развитие других видов.

Данная модель на сегодняшний день считается обобщенной, в то же время проводятся исследования по ее дополнению и совершенствованию. В частности, выделена еще и интерактивная компетентность как разновидность социально-психологической, связанная с системой знаний, необходимых для организации успешных профессиональных взаимодействий [17]. Надо заметить, что интерактивная компетентность тесно связана с социально-перцептивной и психолого-педагогической, как обеспечивающая необходимые обратные связи в процессе общения и взаимодействия. В настоящее время осуществляются психолого-акмеологические исследования этих видов психологической компетентности, разрабатываются методы и акмеологические технологии их развития. Примером могут служить работы в области социально-перцептивной компетентности на основе методов неинструментальной психодиагностики, что очень важно для практики управления [12].

Расширение комплексных исследований профессиональной и психологической компетентности привело к необходимости изучения их акмеологического содержания. В результате с развитием прикладных исследований в этой области все большее внимание стало уделяться разработке психолого-акмеологических моделей компетентности, а так же моделей ее различных видов. Это было обусловлено необходимостью решения практических задач целенаправленного развития профессионализма субъектов труда. Многие такие модели создавались на основе общетеоретической схемы разработки психологических и акмеологических моделей с использованием различных видов системного описания (лингвистическое качественно строгое, табличное, структурно-функциональное и др.) [5]. Их отличительной особенностью является ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности или отдельные профессиональные функции, хотя разрабатывались и обобщающие модели со свойствами на уровне особенного.

Рассмотрим содержание некоторых таких моделей. Особое внимание при рассмотрении моделей следует уделить не только систематизированному описанию, а выделению того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию.

В исследованиях О.И. Денисова были разработаны две психолого-акмеологические модели конфликтологической компетентности руководителя в виде табличного и структурно-функционального системного описания. В табличном описании выделялись следующие уровни (подструктуры): гностический, проектировочный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный. На данных уровнях выделялись и описывались соответствующие им знания, умения, личностно-профессиональные качества, а так же условия, факторы и механизмы их развития. В структурно-функциональной модели раскрывались виды связей между данными подструктурами.

В своих работах Н.Э. Вегерчук разработала две психолого-акмеологические модели социально-перцептивной компетентности, основанные на выделении мотивационно-целевого, когнитивного, оценочного и эмоционального компонентов, представленных в виде табличного системного описания [3].

В работе В.Ф. Варукова представлена в описательном виде разработанная на основе акмеологического подхода и поэтапного формирования умственных действий теоретическая модель правовой компетентности служащих как система правовых знаний и умений и навыки. Данная модель имеет деятельностную ориентацию, в ней недостаточное внимание уделено личностным факторам [2].

М.С. Игельник в своих трудах представил несколько психолого-акмеологических моделей. Первая из них представляла собой обобщенную модель психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления организацией. Ее форма была лингвистической качественно строгой: раскрывалось психолого-акмеологическое содержание каждого из основных подвидов данного вида компетентности по векторам – когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный. Вторая модель описывала содержание психологической готовности руководителя к антикризисному управлению, форма – структурно-функциональная. Третья структурно-функциональная модель отражала системные связи психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления с другими видами профессиональной компетентности [13].

Л.А. Степнова разработала общую описательную модель профессиональной компетентности государственных служащих, включающую следующие подструктуры: на уровне структурно-содержательных видов – психологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную, коммуникативную, профессионально-педагогическую; на уровне операционно-технологических видов – рефлексивную и аутопсихологическую. Кроме того, ею была разработана психолого-акмеологическая модель аутопсихологической компетентности в виде лингвистического качественно строгого системного описания.

В ряде теоретических исследований были отмечены и другие модели. Данные психолого-акмеологические модели обладают общими свойствами, обусловленными видами системных описаний. Исходя из их содержания, к ним можно отнести, если не учитывать описания условий и факторов развития – когнитивные компоненты профессиографических описаний, широко представленные в исследованиях по психологии труда и управления, эргономики.

Отдельно следует отметить исследования, посвященные особенным видам компетентности, отличительной особенностью которых является учет содержания и специфики профессиональной деятельности. Это отразилось как на содержании исследований, так и разработанных моделях компетентности. Такой подход был проиллюстрирован в работе С.С. Жидаева, разрабатывавшего проблемы психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой [9]. Компетентность субъекта управления кадровой работой рассматривалась, исходя из ее важнейших функций, составляющих саму деятельность: отбор, подбор новых кадров для замещения планируемых или имеющихся вакансий, расстановка; личностно-профессиональное, должностное и статусное развитие кадров; оценка и аттестация персонала и кадров; обеспечение обязательных условий труда; создание условий, стимулирующих высокопродуктивный труд и личностно-профессиональное развитие; формирование кадрового резерва и работа с ним; повышение профессионализма руководящего состава; нормативно-правовое обеспечение кадровой работы и трудовых отношений; социальная защита персонала; управление конфликтами; информационно-аналитическое обеспечение кадровой работы; повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров; управление дисциплиной; кадровое делопроизводство.

В ходе анализа мы обратили внимание на тот факт, что в теории менеджмента вопросам профессионализма субъектов управленческой деятельности и их управленческой компетентности, особенно в работе по повышению профессионализма персонала, не уделено должного внимания. Сходная ситуация сложилась в психологии управления, в которой преимущественно разрабатывались две крупные проблемы: определение условий и факторов, позитивно влияющих на продуктивность управленческой деятельности, и разработка методов объективной оценки руководителей и их деятельности. Научные исследования в области психологии управления прежде всего направлялись на обеспечение оптимизации психологических условий и структуры механизма управления (проектирование управленческих структур с учетом «человеческого фактора», создание программ управленческих воздействий), динамических аспектов управления (работа с кадрами – подбор, расстановка, обучение), совершенствования отношений «по вертикали» в процессе управления, организация профессиональных взаимодействий, оптимизация морально-психологического климата в коллективе и пр. Психология управления ставила своими задачами учет индивидуальных особенностей работающих, общих и особенных профессиональных характеристик персонала; достижение удовлетворенности индивидуальным и коллективным трудом, его результатами, отношениями; обеспечение ценностно-ориентационного единства в коллективе и, ограниченно, личностно-профессионального развития работающих. Но особое внимание, как отмечалось, уделялось личности и деятельности руководителей – управленческим способностям, управленческой позиции, индивидуальным стилям деятельности, принятию и реализации управленческих решений, коммуникациям, взаимодействиям и многому другому.

В работах О.Н. Денисова и А.В. Щербины был дан анализ состоянию исследований в области психологии управления применительно к решению акмеологических задач и в первую очередь изучению профессионализма и компетентности. В частности, было выделено восемь основных научных направлений, некоторые из них связаны с личностно-профессиональными качествами руководителей [4,21]. В то же время мало внимание уделяется изучению профессиональной (в том числе и психологической) компетентности руководителей, условий и факторов ее продуктивного развития.

Проведенные психологические и акмеологические исследования создали необходимые научные предпосылки для разработки проблемы акмеологической компетентности. Эта проблема начала разрабатываться в теории акмеологии (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.В. Селезнева и др.). В то же время, в этом направлении интенсивно развивались исследования по прикладной акмеологии и смежным научным областям. Компетентность в этой области непосредственно связана с акмеологической компетентностью, а по сути дела таковой и является.

В теоретической акмеологии сущностные характеристики акмеологической компетентности рассматривается как проявление интегральной способности зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы (А.К. Маркова, Е.В. Селезнева и др.). Акмеологическая компетентность складывается из знаний о закономерностях достижения высоких уровней профессиональных и личностных достижений, психологических качеств личности, достигшей вершин в своем развитии, умений различать объективные и субъективные факторы, способствующих достижениям, способности планировать свое прогрессивное профессиональное развитие, уметь осуществлять его и др. (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова). По мнению А.К. Марковой, акмеологическая компетентность является категорией более высокого уровня, чем психологическая, поэтому психологическая компетентность ходит в акмеологическую как структурная составляющая или ее подсистема. Это совпадает с результатами исследований В.Г. Зазыкина, который рассматривал профессиограмму как базисную часть акмеограммы [10].

Некоторые специалисты акмеологическую компетентность рассматривают в неразрывной связи с профессиональным акме. Е.В. Селезнева считает, что акмеологическая компетентность является важной характеристикой уровня и генезиса акмеологической культуры личности [18]. По данным А.К. Марковой, «…профессиональные акме – это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально важный результат, заметно превышающий нормативный уровень». Показателями общественно значимого профессионального акме являются прежде всего высокие личностно-профессиональные достижения.

В настоящее время проблема акмеологической компетентности находится в начальной стадии своей разработки. Четко не обоснована ее структура, системные взаимосвязи, механизмы формирования и развития. В то же время проводятся прикладные исследования, которые могут стать объектом теоретических обобщений. В частности, акмеологическая компетентность рассматривается в связи с развитием акмеологической культуры личности (Е.В. Селезнева), изучалась мотивация акмеологической компетентности (Ю.С. Артемов, А.К. Маркова). С.В. Макаров в своих исследованиях выявил основные противоречия, связанные с развитием акмеологической культуры, представил модель акмеологической компетентности руководителя на государственной службе в виде системы, включающей следующие компоненты: мотивационно-личностный (включающий акме мотивацию, акмеологические способности и готовность к саморазвитию), когнитивный (включающий акмеологическое знание и систему интеллектуальных умений, способствующих непрерывному обновлению и обогащению акмеологического знания), операциональный (включающий умения и навыки самопознания и саморегуляции) [14]. Доказано существование связи между умениями решать акмеологические задачи и уровнем акмеологической компетентности. Обосновано содержание акмеологической задачи. Данная модель отражает те аспекты, которые связаны с преимущественным личностно-профессиональным развитием самого руководителя. Было показано, что рефлексивная и аутопсихологическая компетентность выступают как инструменты в реализации акмеологической компетентности, вероятно, не единственные. В акмеологии проведено немало исследований, опосредованно раскрывающих сущностные характеристики акмеологической компетентности. В исследованиях Л.В. Маркеловой показано, что акмеологическая компетентность необходима для продуктивного личностно-профессионального самосовершенствования субъектов профессиональной деятельности. Сходные мысли высказывались и в работах других авторов.

Таким образом, профессиональная компетентность – ключевая многоаспектная проблема в педагогическом, психологическом и акмеологическом плане. Ее актуальность и значимость подчеркивается в современных психолого-педагогических и акмеологических исследованиях. Вместе с тем определение сущности профессиональной компетентности, ее содержание, структура, специфика, критерии, показатели, уровни характеризуется неоднозначностью трактовок, что свидетельствует о сложности и противоречивости анализируемой нами проблемы. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с уяснением и дифференциацией понятия профессиональная компетентность, профессионализм, профессиональное развитие личности.


Литература:
  1. Акмеология /Под ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2003.

  2. Варуков В.Ф. Правовая компетентность в структуре акмеологической культуры служащих: содержание и пути развития: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2001.

  3. Вегерчук Н.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении (в соавт.). – М.: МГУ ПП, 1999. и др.

  4. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. – М.: МААН, 2000.

  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

  6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: познание и развитие. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

  7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.:РАГС, 2000.

  8. Жидаев С.С. Психолого-акмеологические аспекты управления кадровой работой. – М.: МААН, 2003.

  9. Жидаев С.С. Система психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой. – М.: МААН, 2004.

  10. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. – М.: РАГС, 1999.

  11. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер. научно-практ. конф. – М.: РАГС, 1998. – С.295-296.

  12. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. – М.: РАГС, 1997.

  13. Игельник М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. – М.: МААН, 2002.

  14. Макаров С.В. Акмеологическая компетентность кадров управления: сущностные характеристики и структура. – М.: МААН, 2002.

  15. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

  16. Общая и прикладная акмеология / Под ред. А.А. Деркача. Часть 1 и 2. – М.: РАГС, 2001.

  17. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – Москва-Воронеж: Модэк, 1998.

  18. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. – М.: РАГС, 2004.

  19. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. – М.: РАГС, 1996.

  20. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Флинта, 1998.

  21. Щербина А.В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. – М.: МААН, 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, компетентность, вид, модель, высокий уровень, вид компетентности, уровень, знание, психологическая компетентность.

Похожие статьи

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Виды компетентности. Вид. Понятие. Функциональная или профессиональная компетентность.

Рассмотрев некоторые виды компетентности можно увидеть, что требования к профессиональной компетентности стоят в зависимости от уровня...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, компетентность, вид, модель, высокий уровень, вид компетентности, уровень, знание, психологическая компетентность.

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Роль коммуникативной компетентности...

Профессиональная компетентность, социальный работник, профессиональная деятельность, социальная работа, умение, способность, Россия, знание, профессиональный процесс, профессиональное мастерство. Социально-личностные предпосылки формирования...

Формирование психологической компетентности студентов...

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Роль профессиональной компетентности педагога...

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет...

Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая...

...компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, высокий уровень, кадровая работа, специальная компетентность, сама категория, особенный вид компетентности...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Технология формирования профессиональной мобильности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Виды компетентности. Вид. Понятие. Функциональная или профессиональная компетентность.

Рассмотрев некоторые виды компетентности можно увидеть, что требования к профессиональной компетентности стоят в зависимости от уровня...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, компетентность, вид, модель, высокий уровень, вид компетентности, уровень, знание, психологическая компетентность.

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Роль коммуникативной компетентности...

Профессиональная компетентность, социальный работник, профессиональная деятельность, социальная работа, умение, способность, Россия, знание, профессиональный процесс, профессиональное мастерство. Социально-личностные предпосылки формирования...

Формирование психологической компетентности студентов...

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Роль профессиональной компетентности педагога...

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет...

Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая...

...компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, высокий уровень, кадровая работа, специальная компетентность, сама категория, особенный вид компетентности...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Технология формирования профессиональной мобильности...

Задать вопрос