Библиографическое описание:

Калиева О. М., Мельникова Т. Ф., Кащенко Е. Г., Дергунова М. И. Предпочтения потребителей спортивной одежды в городе Оренбурге // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 347-352.

Рассмотрены предпосылки развития рынка спортивной одежды, представлены результаты проведенного опроса потребителей, выявлены их предпочтения при выборе спортивной одежды и факторы, оказывающие на них влияние.

Ключевые слова:маркетинговые исследования, рынок, потребитель, спортивные товары, конкурентная среда, конкурентоспособность товара.

Рынок спортивной одежды в последние годы стал одним из наиболее динамично развивающихся сегментов потребительского рынка. Это связано с тем, что в современных условиях население стремится к здоровому образу жизни, который в свою очередь непосредственно связан с занятием спортом. В СМИ происходит активная пропаганда популяризации спорта и активного отдыха. Растут доходы населения, что позволяет ему тратить средства не только на товары первой необходимости, теперь появляются новые увлечения и потребности, одним из которых является спорт. В настоящее время многие родители с детства прививают детям любовь к спорту, а для этого просто необходимо приобретение качественной спортивной одежды. Сейчас спортивная одежда ассоциируется не только со спортом, но и со стилем жизни.

С целью выявления предпочтений потребителей при выборе спортивной одежды было проведено маркетинговое исследование «Изучение предпочтений потребителей на Оренбургском рынке спортивной одежды».

Методом проведения маркетингового исследования стал опрос, который проводился в форме личной беседы с каждым респондентом. Выборка формировалась методом случайного отбора в одном из крупных торговых центров города Оренбурга.

Характеристика респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о респондентах

№ п/п

Признак классификации

Группы

Количество

человек

%

1

Пол

Мужской

Женский

81

99

45

55

2

Возраст

До 18 лет

От 18 до 25 лет

От 26 до 30 лет

От 31 до 40 лет

От 41 до 50 лет

Старше 51 года

4

43

64

49

15

5

2

24

36

27

8

3

3

Вид занятия

Руководитель предприятия

Чиновник

Предприниматель

Менеджер

Продавец

Военнослужащий

Преподаватель, врач

Рабочий

Не работающий пенсионер

Студент, школьник

Другое

2

0

5

29

54

3

12

27

3

32

13

1

0

3

16

30

1,5

7

15

1,5

18

7

4

Средний уровень дохода

До 5 000 руб.

До 10 000 руб.

Свыше 10 000 руб.

10

42

128

6

23

71

Предметом изучения явилось выявление предпочтений потребителей при выборе спортивной одежды. Результаты ответов на вопрос «Что Вы относите к спортивной экипировке≤» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Диаграмма ответов на вопрос «Что Вы относите к спортивной экипировке≤»

Спортивная одежда — это специализированная одежда для занятия спортом, которая подразделяется на:

-        спортивную одежду для любителей и профессионалов;

-        по половозрастному признаку подразделяется на мужскую, женскую, детскую;

-        по времени использования бывает зимней, летней и демисезонной;

-        по назначению выделяют одежду для конкретного вида спорта, например, плавания, бега, футбола.

В настоящее время для производства спортивной одежды применяются новейшие материалы и технологии. На российском рынке спортивной одежды лидирующие положения занимают иностранные производители, на их долю, в общем объеме приходится около 80 % всего рынка, при этом большинство зарубежных компаний предпочитают располагать свое производство в азиатские страны.

Рынок спортивной одежды и аксессуаров представлен в г. Оренбурге различными ценовыми сегментами, от верхнего до низшего. К верхнему ценовому сегменту относятся такие марки спортивной одежды как Джордже Армани, Дольче и Габанна, Маммут, Богнер, к среднему — Адидас, Рибок, Найк, Пума. К низшему ценовому сегменту относится спортивная одежда недорогих российских, турецких и азиатских брендов.

Спортивная одежда и аксессуары верхнего ценового сегмента чаще всего продается в бутиках и специализированных салонах. В многобрендовых бутиках и мультибрендовых сетях реализуется одежда среднего ценового сегмента. Товары низшего ценового сегмента представлены в небольших магазинах шаговой доступности и на вещевых рынках. В последние годы наибольшие темпы роста были в среднем и верхнем ценовых сегментах.

В рамках города Оренбурга наибольшие темпы роста наблюдаются в среднем ценовом сегменте, примером этому могут служить открытие многочисленных мультибрендовых торговых центров МОЛЛ Армада, ТРК Север, обновленный ТРЦ Гулливер и низшем ценовом сегменте (магазин Дисконт, Город одежды, рынок «Локомотив» и др.).

В ходе опроса исследуемой группы потребителей, относительно места совершения покупки спортивной одежды, было установлено, что наибольшее число опрошенных — 56 человек (31 %) приобретают спортивные товары в фирменных магазинах, 47 респондентов (26 %) — в мультибрендовых магазинах, 17 % опрошенных предпочитают магазинам вещевые рынки, остальные (46 человек) покупают товары в дисконт центрах, о чем свидетельствует рисунок 2.

Рис. 2. Диаграмма ответов на вопрос: «Где Вы предпочитаете совершать покупки спортивной одежды≤»

Вещевые рынки характеризуются массовостью, доступностью и отсутствием брендов, здесь чаще всего реализуется спортивная одежда и обувь невысокого качества, по низкой цене. Для города Оренбурга это вещевые рынки «Локомотив», «Центральный».

К мультибрендовым относят магазины, в которых реализуются несколько брендов одежды (различных торговых марок). Специалисты считают, что мультибрендовый формат более гибок с точки зрения бизнеса и более интересен для большинства покупателей. Продавая сразу несколько брендов, можно достичь более высоких результатов продаж, а покупателям удобно совершать покупки там, где у них есть возможность выбора. Цена и качество реализуемых данным образом товаров является средним, к ним относят, например, магазины сети «Спорт Мастер», «Чемпион», «Триал Спорт».

Товары фирменных магазинов характеризуются высоким качеством и достаточно высокой ценой, здесь реализуются брендовые товары известных марок. В Оренбурге представлены фирменные магазины, такие как «Адидас», «Рибок».

Дисконт центры — это магазины с минимальной наценкой, их ассортимент чаще всего строится из товаров прошлых коллекций, одного или нескольких брендов, именно в этом их главное отличие от мультибрендовых магазинов, ведь в них для потребителя представляется ассортимен товаров новых коллекций. Здесь реализуются товары высокого качества по заниженной цене, примером дисконт центра в городе Оренбурге может служить «Адидас-Рибок».

Следует отметить, что до открытия мультибрендовых магазинов и торговых центров большинство покупок спортивной одежды совершалось на вещевых рынках, то сейчас потребитель склоняется к более комфортабельному обслуживанию, даже если за него приходится платить дороже.

Цена всегда была, и остается одним из важнейших факторов, которые влияют на потребительское предпочтение, поэтому для выяснения, какая цена для спортивной одежды оптимальна, респондентам был задан аналогичный вопрос: «Какая цена спортивного костюма является оптимальной для Вас≤» Полученные ответы, показанные на рисунке 3, распределились следующим образом.

Рис. 3. Диаграмма ответов на вопрос: «Какая цена спортивного костюма является оптимальной для Вас≤»

Из представленной на рисунке 3 информации можно сделать вывод о том, что наибольшее число покупок спортивной одежды осуществляется в среднем ценовом сегменте, от 3000 до 5000 р. (38 %) и от 5000 до 8000 р. (35 %), меньшее число денег (от 1000 до 3000 р.) готовы тратить 20 % опрошенных и лишь 13 респондентов (7 %) выбирают более дорогие товары.

Далее мы попытались выяснить, какую долю своего ежемесячного дохода респонденты готовы тратить на приобретение спортивной экипировки, результаты опроса представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Какую долю месячного дохода Вы готовы потратить на приобретение спортивной экипировки≤»

Большинство респондентов (83 %) не могут тратить большую долю своего дохода на приобретение спортивных товаров, 14 % опрошенных тратят от 21 до 30 % доходов. Лишь небольшая часть опрошенных (3 %) тратят достаточные суммы на спортивную экипировку.

Ниже представлены результаты ответов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете спортивную одежду≤»

Рис. 5. Диаграмма ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете спортивную одежду≤»

Большинство (35 %) опрошенных приобретает спортивные товары один раз в год, один раз в два года и не больше двух раз в год, приобретают 24 % и 27 % респондентов соответственно, 11 % — три-пять раз в год и только 3 % совершает частые покупки спортивных товаров, что свидетельствует о том, небольшая доля населения выбирает спортивную одежду в качестве создания повседневного образа.

Покупая спортивную одежду, потребители помимо цены обращают внимание на качество товаров, а также принимают во внимание неценовые критерии, такие как удобство, комфорт, качество обслуживания, известность марки. На рисунке 6 представлены ответы респондентов на вопрос: «На что вы обращаете внимание при покупке спортивной одежды≤»

Рис. 6.Диаграмма ответов на вопрос: «На что вы обращаете внимание при покупке спортивной одежды≤»

Большинство опрошенных респондентов важнейшим критерием выбора спортивной одежды считают, конечно качество товара и его стоимость, для мужского населения немаловажным фактором является наличие бренда, для женщин важно также в каком магазине совершается покупка и качество торгового обслуживания.

В ходе исследования были выявлены бренды спортивной одежды, пользующиеся спросом у потребителей города Оренбурга. Результаты ответов на вопрос: «Какой бренд спортивной одежды Вы предпочитаете≤» представлен на рисунке 7.

Рис. 7. Результаты ответов на вопрос: «Какой бренд спортивной одежды Вы предпочитаете≤»

Как выяснилось, 10 % опрошенных не интересуются брендами спортивной одежды, наибольшей популярностью среди респондентов (по 21,1 %) пользуются такие бренды как Адидас (средний ценовой сегмент) и Демикс (низкий ценовой сегмент), примерно на одном уровне предпочтения покупателей среди брендов Рибок (20 %) и Найк (20,6 %), лишь немногие выбирают бренд Пума (5 %), возможно это связано с отсутствием фирменного магазина Пума в городе Оренбурге, бренд Дольче и Габбана выбирают 2,2 % опрошенных. То, что 90 % опрошенных респондентов обращают внимание на бренд спортивной одежды, подтверждает, что спортивная одежда в настоящее время стала ассоциироваться со стилем жизни и с социальным статусом. Общество стало постепенно отказываться от распространения сигарет, алкоголя, клубов как неотъемлемой части жизни современного человека, теперь потребителей больше привлекает здоровый образ жизни, здоровое питание, активный отдых и занятия спортом. В связи с этим на рынке появились и успешно функционируют различны фитнес-клубы, спортивные курорты и т. п. Сейчас спортивная одежда становится атрибутом здорового, сильного человека, который идет в ногу со временем.

Именно в связи с этим компании производящие спортивную продукцию выпускают все больший спектр спортивных товаров, они учитывают изменения происходящие в обществе, и пытаются удовлетворить самые изощренные потребности.

Подтверждением того, что спортивная одежда со временем становится элементом социального статуса, является появление огромного количества поддельных товаров мировых или просто известных брендов, которые чаще приобретаются потребителями низшего ценового сегмента.

Литература:

1.      Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст]: учеб. для вузов: для бакалавров и специалистов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич.- 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2012. — 557 с. — (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). — Термин. слов.: с. 531–550. — Библиогр.: с. 551–556. — ISBN 978–5-459–00812–8.

2.      Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. — М.: Вузовский учебник, 2010. — 439 с. — Библиогр.: с. 429–430. — Глоссарий: с. 431–434. — ISBN 978–5-9558–0023–3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle