Библиографическое описание:

Сташкевич И. А. Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 587-589.

За последнее десятилетие в России произошел всплеск интереса к сфере деятельности, которая выходит за рамки государственной или коммерческой и является основой для формирующегося гражданского общества. Понятие гражданского общества как формы добровольной самоорганизации конкретного человеческого сообщества, возникшей без давления со стороны государства и в рамках закона, многогранно. Неизменно одно — его основу составляет некоммерческий сектор, который также называют «независимым», «бесприбыльным», «добровольческим», «третьим».

В российском законодательстве используются три основных понятия: «некоммерческая организация», «общественное объединение», «неправительственная организация». Базовым и легальным является понятие «некоммерческая организация». В п. 1 ст. 50 ГК РФ под некоммерческими понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. В литературе справедливо отмечается, что данное определение, по своей сути, не направлено на характеристику основных свойств исследуемой категории юридических лиц, оно относится к понятиям «отрицательным», поскольку строится на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. [1 c.23]

Принадлежность организации к некоммерческому сектору деятельности определяется следующими основными признаками: добровольность объединения, отсутствие интереса по извлечению прибыли, общественная польза, самостоятельный выбор целей, задач и способов их достижения. Суть деятельности НКО, на наш взгляд, очень точно выражает тезис: «Государство решает те социальные проблемы, на решение которых у него есть деньги. Бизнес решает те проблемы, за решение которых люди могут заплатить. Третий сектор решает те проблемы, на которые нет денег ни у государства, ни у бизнеса» [2].

В настоящее время в законодательстве и научной литературе появился термин «социально-ориентированные некоммерческие организации».

Л. Б. Ларина дает следующее определение понятия «социально — ориентированные некоммерческие организации» — "… это организации, систематически занимающиеся деятельностью, направленной на достижение социальных, культурных, образовательных целей, на охрану здоровья, развитие физической культуры и спорта, защиту прав и законных интересов граждан, на удовлетворение различных общественных потребностей; несущие расходы, связанные с этой деятельностью, и не распределяющие доходы от этой деятельности между собственниками» [3 c. 10].

Возникновение института социально — ориентированных некоммерческих организаций, скорее всего, связано с тем, что в 2009 г. Президент Д. А. Медведев, в своем Послании Федеральному Собранию [4 c.45], констатировал необходимость упрощения деятельности тех некоммерческих организаций, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищенным гражданам. Практика показывает, что социально ориентированные некоммерческие организации получают прямую поддержку государства. Органы государственной власти оказывают таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь, предоставляют налоговые льготы, размещают у них государственные и муниципальные заказы

Таким образом, государство находится в непрерывном поиске механизмов эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями. Тем не менее, анализ опыта правового регулирования взаимодействия государства с НКО, от процедуры их создания до процедуры принудительной ликвидации, показывает, что правовой механизм взаимодействия государства с некоммерческими организациями отличен от правового механизма взаимодействия государства, в рамках названных процедур, с коммерческими организациями.

В соответствии с европейскими «Рекомендациями о правовом статусе неправительственных организаций» от 10 октября 2007 года, неправительственные организации, являющиеся юридическими лицами, должны иметь те же самые возможности, какими обладают другие юридические лица, и должны нести те же обязанности и санкции административного, гражданского и уголовного права, которые несут все юридические лица [5].

Анализ российского законодательства свидетельствует о том, что правововые возможности сравниваемых видов организаций не являются равными.

Статья 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, лишь две категории лиц, не могут быть учредителем акционерного общества.

В федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено пять категорий лиц, которые не могут быть учредителями некоммерческих организаций:

1)        иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2)        лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3)        общественное объединение или религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

4)        лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5)        лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. Это свидетельствует, на наш взгляд, о более жестком правовом регулировании состава учредителей некоммерческих организаций.

К аналогичному выводу приводит сравнение перечней документов, необходимых для регистрации. Перечень документов и количество экземпляров документов, представляемых для регистрации некоммерческой организации, в два раза больше по сравнению с этим же показателем для коммерческих организаций. (См. Сравнительную табл. № 1).

Таблица 1

Извлечения из законодательства Российской Федерации «о некоммерческих и коммерческих организациях»

Пакет документов для регистрации

Основание

Некоммерческие организации

Основание

Коммерческие организации

ФЗ «О некоммерческих организациях»

П. 5 ст.13.1 Государственная регистрация НКО:

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц и ИП»

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Литература:

1.                 Сидоров В. Н. Основные векторы трансформации российского законодательства о некоммерческих организациях // «Безопасность бизнеса», 2011, N 4.

2.                 Есенбекова Ж. Ж. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ. Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/1614

3.                 Ларина Л. Б. Налогообложение социально ориентированных организаций: Автореф. дис. к.э.н. М., 2007. С. 10.

4.                 Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. N 214. 2009.

5.                 Данные Международного центра некоммерческого права в Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.icnl.org/about/alliance/index.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle