Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.12.2016

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Попова Н. О. Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 274-277. — URL https://moluch.ru/archive/133/37464/ (дата обращения: 25.05.2018).



В статье рассматриваются некоммерческие организации как один из важнейших элементов, институтов гражданского общества. Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные органы от дополнительной нагрузки и гарантирует осуществление основных конституционных прав граждан.

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, государство, социально ориентированные некоммерческие организации

Конституционный строй России воспринимается как категория общества и государства. Невозможно закрепить устои государства, не затрагивая устоев общества, и наоборот, устои общества в значительной мере являются предпосылкой функционирования государства [1, с. 487]. Для начала необходимо определить то, как мы будем понимать гражданское общество. В научной и учебной литературе существуют различные точки зрения на определение понятия «гражданское общество», от совокупности тех или иных неправительственных организаций до отождествления его определенным уровнем развития самого общества. Мы будем определять гражданское общество как особое состояние социума, при котором создаются все возможные условия для соблюдения прав и свобод человека и гражданина, развития гражданской самодеятельности, реального участия граждан в политической жизни государства и во всех иных сферах. Таким образом, гражданское общество дает возможность негосударственным организациям разрешать возникающие общественные проблемы и удовлетворять соответственно общественные потребности, основываясь на принципах добровольности, гласности, открытости и других.

Одним из основных институтов гражданского общества являются некоммерческие организации, поскольку они позволяют снизить нагрузку государственных органов, разрешая различные общественные проблемы [8, с. 117]. Рассматриваемые организации позволяют гражданам реализовать свои основные конституционные права, такие как право на объединение, право собираться мирно, право участвовать в управлении делами государства и другие [2, с. 11]. Под некоммерческими организациями понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [5, с. 3].

Тем не менее, полагаем целесообразным отметить, что вопрос о социальной роли, политическом значении, месте в системе механизма государственной власти и конституционно-правовом статусе некоммерческих организаций является дискуссионным и широкомасштабно дискутируемым [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

В российской и зарубежной науке конституционного права остро стоит вопрос о конституционной ответственности государства перед институтами гражданского общества [9, с. 184; 10, с. 52], с одной стороны, и равнозначной ответственности институтов гражданского общества перед обществом и государством, с другой стороны [11, с. 45; 12, с. 379].

Относительно недавно появился институт социально ориентированных некоммерческих организаций. С 2010 до 2014 года включительно в России действовала Программа поддержки социально ориентированных НКО. Анализ, проведенный экспертами Общероссийского Гражданского Форума, свидетельствует о ее социально-экономической и бюджетной эффективности. Программа субсидировала работу НКО по оказанию населению услуг, которые не предоставляются государственными и муниципальными учреждениями. Благодаря ее поддержке создавались и использовались новые методы и технологии работы, а также выявлялись целевые группы в регионах, чьи проблемы необходимо решать в первую очередь. При этом программа демонстрировала хорошее соотношение цены и качества по сравнению с другими программами в социальной сфере, а также содействовала привлечению софинансирования на социальные проекты. Ранее предполагалось, что эта программа будет действовать до 2020 года. Однако, в проекте бюджета на 2016 год средств на ее реализацию не было предусмотрено [6, с. 3–13]. Это может означать то, что данный институт уже достаточно развит, или же то, что государство больше не заинтересовано в его

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах общественных и религиозных организаций, общин коренных и малочисленных народов, фондов и в других формах, предусмотренных Федеральным законом «О Некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации [5, c. 3].

Основными проблемами в осуществлении деятельности некоммерческих организаций являются низкая информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, так и некоммерческих организаций в общем [3, с. 128–131]. Из данной проблемы вытекает соответственно и проблема финансирования рассматриваемых организаций. Поскольку само государство не столь активно оказывает поддержку некоммерческим организациям, а граждане в силу недостаточной информированности о деятельности таких организаций оказывают недоверие некоммерческим организациям, соответственно возникает проблема привлечения финансовых ресурсов в организации в виде пожертвований, а также происходит снижение численности сторонников, возможных участников данных организаций [4, с. 3].

Некоммерческие организации в России сталкиваются с проблемой противоречивой политики государства. С одной стороны, все уровни власти декларируют заинтересованность в развитом институте социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), обсуждают позитивные изменения законодательства. С другой, происходят массовые отказы в регистрации новых НКО, многочисленные проверки действующих, при этом эффективные программы государственной поддержки сектора как было указано выше сокращаются.

Средства массовой информации недостаточно интересуются общественными организациями, редко освещают их деятельность и возникающие проблемы их функционирования.СМИ не заинтересованы в освещении гражданских инициатив. Социально ориентированные некоммерческие организации не являются целевой аудиторией для СМИ [7, с. 4].

Все освещенные выше проблемы порождают определенную зависимость некоммерческих организаций от государства и бизнеса. Во многих институтах гражданского общества существует проблема зависимости их от государства и его органов. Все это ведет к регрессу гражданского общества, поскольку уровень развития самого общества не повышается. Рассматриваемые институты по своей природе должны в меньшей степени зависеть от государства. Управление ими должно осуществляться самим обществом, гражданами и их объединениями. Если нет инициативы, активности граждан, то соответственно и нет развития гражданского общества.

Таким образом, обозначив все выше приведенные проблемы, мы предлагаем ввести в Конституцию Российской Федерации п. 6, ст. 13, гл. 2 положения о защите некоммерческих организаций и оказании им помощи государством, что позволило бы исполнять функции, возложенные на государство Федеральным законом и упрочило бы положение некоммерческих организаций в стране. Наряду с данным введением, было бы разумным введение должности уполномоченного по правам некоммерческих организаций или же в принципе общественных организаций, чтобы в полной мере обеспечить защиту и достойное функционирование рассматриваемого института.

Литература:

  1. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. − 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Норма: ИНФА-М, 2015. 863 c.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
  3. Мерзлякова, И. М. Актуальные проблемы некоммерческих организаций / И. М. Мерзлякова // Политический журнал научных публикация Дискуссия. — 2013. − № 5–6 (35–36). — 174 c.
  4. Некоммерческие организации: проблемы и перспективы развития Брагина Т. С., Переверзева А. А., Сирбиладзе К. К. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fa.ru (дата обращения: 18.12.2016).
  5. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ [ред. от 03.07.2016] − Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»(дата обращения: 18.12.2016).
  6. Предложения III Общероссийского гражданского форума. [Электронный ресурс] — М., 2013–2016. − Режим доступа: https://www.civil-forum.ru/forums/2015/itog/ (дата обращения: 18.12.2016).
  7. Проблемы развития некоммерческих организаций в России Бирюков В. В. [Электронный ресурс] — М., 2012–2016. − Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/ (дата обращения: 18.12.2016).
  8. Якимова, Т. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества России / Т. Б. Якимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. − № 12 (140). — 255 с.
  9. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права. Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183–187.
  10. Юрковский А. В., Куликов М. Ю. К вопросу конституционно-правового регулирования злоупотребления правом в России и странах Северо-Восточного азиатского региона. // Академический юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 50–54.
  11. Юрковский А. В. Конституционные принципы организации и осуществления судебной власти в Республике Корея // В сборнике: Правовая политика современной России: реалии и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию земской и судебной реформ в России. Ответственный редактор: Т. Л. Курас. 2014. С. 44–46.
  12. Юрковский А. В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (На примере Монголии, Республики Корея и КНДР) // В сборнике: Пенитенциарное право и безопасность: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р. А. Ромашова. 2013. С. 378–384.
  13. Юрковский А. В. Развитие политических систем стран Северо-Восточного азиатского региона: конституционно-правовой анализ. // В сборнике: Трансформация политических режимов в Российской Федерации и Северо-Восточной Азии. Международная научно-практическая конференция: материалы. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. 2007. С. 83–125.
  14. Федоров К. Н., Юрковский А. В. Избирательный процесс в Российской Федерации: правоприменительная практика и прокурорский надзор учеб.-метод. пособие / Федоров К. Н., Юрковский А. В.; Генерал. прокуратура Рос. Федерации, Иркут. ин-т повышения квалификации прокурор. работников. Иркутск, 2004.
  15. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. С. 49–55.
  16. Юрковский А. В. Конституционно-правовая карта Северо-Восточного азиатского региона // Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 3. С. 11–14.
  17. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности Конституционно-правовой охраны в Республике Корея // Право и политика. 2016. № 11. С. 1351–1358.
  18. Юрковский А. В. Аграрная политика в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии // АПК: Экономика, управление. 2016. № 11. С. 85–91.
  19. Янькова Ю. А., Юрковский А. В. Ценности и антиценности в конституции Китайской Народной Республики // В сборнике: Современные проблемы теории и практики права глазами молодых. Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Шаралдаева. 2016. С. 92–96.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государство, проблема, уровень развития, самое общество, Россия, Российская Федерация, институт, гражданин, устой общества.


Ключевые слова

государство, гражданское общество, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос