Библиографическое описание:

Агапов А. Н. Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 340-342.

Механизм обеспечения и защиты института личной безопасности, а также прав и свобод человека, в современных условиях представляет собой сложный правовой комплекс, включающий в себя как внутригосударственные, так и международные средства. Имеются в виду, с одной стороны, нормативные акты и ориентированные на их исполнение органы государства, а с другой, — международные договоры и создаваемые на их основе органы, призванные обеспечить реализацию принятых и (или) признанных норм.

Оценивая исторический опыт международного регулирования института личной безопасности, следует учитывать, что развитие соответствующего международно-правового института отражает процессы, свойственные национальным правовым системам и степени эффективности внутреннего механизма защиты прав и свобод [1, с. 58]. Государственное регламентирование в этой области обнаруживало чрезвычайное разнообразие, а потому характерной чертой являлось отсутствие совместимых друг с другом стандартов провозглашения и обеспечения безопасности личности. Не было основы для разработки общих принципов такого юридического регулирования на международном уровне.

В то время господствовало представление о том, что любое вмешательство извне и, разумеется, использование международных средств для защиты прав и свобод человека, недопустимо. Однако презумпция исключительной национальной правозащиты оказалась недостаточной, а в определенных ситуациях выявила свою полную несостоятельность. Очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над государственными средствами обеспечения прав и свобод человека [2, с. 140].

Современный этап характеризуется тем, что свое юридическое закрепление общечеловеческие ценности получили прежде всего в принципах и нормах международного права, которое не только определило мировые стандарты прав и свобод человека, но и регламентирует национальные и международные механизмы их защиты.

Так, в ст. 15 Конституции РФ признается приоритет принципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системе Российской Федерации. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Учреждение и функционирование межгосударственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из важных достижений в международном регулировании прав человека. Сегодня, в соответствии с положениями международных договоров, сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека и соответственно обеспечения личной безопасности [3, с. 32].

Поэтому, роль международного права в этом процессе все более возрастает. Одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование именно выше упомянутой системы межгосударственных органов, образующих межгосударственный механизм их защиты. Под международной защитой прав человека понимаются сотрудничество государств, усилия и меры международных организаций по содействию всеобщему уважению и соблюдению этих прав [4, с. 102]. Полномочия международного механизма защиты прав человека состоят в контроле за осуществлением государствами обязательных принципов и норм в этой области и в применении принудительных мер за их преступные нарушения. Формы контроля за соблюдением государствами основных прав и свобод человека разнообразны. Они определяются, главным образом, характером самих нарушений.

Все нарушения прав человека можно разделить на две группы:

  1. нарушения, которые не имеют массового характера, затрагивают интересы отдельных лиц, не совершаются систематически. Например, незаконный арест милицией в результате допущенной ошибки. Борьба с такими нарушениями происходит, как правило, с помощью средств, которыми располагает отдельное государство (законодательство, органы суда, прокуратуры и т. д.);

  2. массовые и грубые нарушения прав человека, затрагивающие интересы ряда стран или всего мира. Например, преступления германского фашизма во время второй мировой войны.

Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека, а именно обеспечения личной безопасности человека, направлено, прежде всего, на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями, обусловленные проявлением агрессии, фашизма, колониализма, рабства, геноцида, апартеида, расизма и т. д. Подобные деяния наносят вред людям и их правам, поэтому многие из них признаются международными, включая преступления против человечества [5, с. 308].

Организационную структуру международной системы защиты прав человека можно представить следующим образом:

  1. Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека [6, с. 122].

  1. Европейский суд по правам человека — единый юрисдикционный орган, работающий на постоянной. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношениях тех государств, которые признали ее для себя обязательной, то есть и в отношении России.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако, оно сначала должно пройти Европейскую Комиссию по правам человека, которая стремится достичь «дружественного урегулирования». Признается, что обращение может быть подано только после, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и, если она признала его приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров, обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение» [7, с. 98].

  1. Комитет министров Совета Европы — функции ограничиваются только надзором за исполнением окончательных постановлений Европейского суда.

Все они являются субъектами формирования европейского права как органичного «сплава» англо-американского и континентального типов правовых систем. Их уставная форма (европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человеку Уставы Комиссии и Суда, Процедурные правила работы Комиссии и Суда) имеет прецедентное содержание [8, с. 115].

Устав ООН провозгласил принцип уважения прав и свобод человека и объявил вне закона применение силы в отношениях между государствами. Он тем самым закрепил важнейшее неотъемлемое право каждого человека — право мир, на безопасную жизнь человечества. Идеал личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только в условиях мира, а не войны. Это необходимое условие для осуществления всех других прав человека. Именно война является грубейшим попранием права на жизнь, здоровье и физическую свободу. Исторически подсчитали: что более чем за 3300 лет свыше 3000 лет были годами войны. Только в 20 веке в мировых войнах погибло свыше 60 миллионов человек. Поэтому право на мир — составная часть права на жизнь, и оно принадлежит не только отдельным людям, но и всему человечеству [9, с. 48].

Контроль за соблюдением государствами прав человека осуществляется как главными (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный суд и др.) и вспомогательными органами ООН, так и специально создаваемыми органами для изучения конкретных ситуаций и проведения расследования массовых и грубых нарушений прав человека. Наряду с деятельностью ООН и созданных ею органов все большее значение для защиты прав и свобод человека приобретает функционирование конвенционных органов, учрежденных на основании ряда международных соглашений. Всего лишь 25 лет назад не было ни одного такого органа. Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась, и функции контроля за соблюдением международных договоров по правам человека выполняют специально созданные органы, число которых постоянно растет. Они рассматривают доклады государств-участников о выполнении взятых на себя обязательств, а также межгосударственные и частные жалобы [10, с.72].

Следует отметить, что созданная система контрольных органов ООН и конвенционных органов, к сожалению, отличается некоторой громоздкостью, дублированием в работе, сессионным характером деятельности, многочисленностью рассматриваемых вопросов, неспособностью быстро реагировать для принятия немедленных мер в условиях крупных кризисов. Малая эффективность работы таких контрольных органов объясняется во многом и тем, что они не имеют достаточных полномочий для принятия результативных решений. Создание единого Комитета по правам человека, работающего не от сессии к сессии, а постоянно, наделение его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений, наряду с учреждением международного Уголовного суда создадут более эффективные условия для международной защиты прав человека и пресечения не только отдельных, но и массовых, грубых нарушений. Отсюда, международный контроль за защитой прав человека и гражданина обусловлен широким распространением серьезнейших в этой сфере нарушений, одним из которых является посягательство на личность, и в первую очередь на ее жизнь, здоровье и физическую свободу, то есть на личную безопасность.

Таким образом, о реализации прав в сфере личной безопасности можно говорить не только в том случае, когда в ее обеспечении участвует государство, которое предпринимает усилия по охране и защите личной безопасности гражданина, либо предоставляет ему право на необходимую оборону, но и в том случае, когда в этом процессе принимают участие международные сообщества государств.


Литература:

  1. Азаров А. Я. Права человека: новое знание. — М., 1995. -120с.

  2. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Права человека и международное право. — М., 1996.-350с.

  3. Карташкин В. А. Международно-правовые механизмы защиты прав человека // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. — М., 1994.- 111с.

  4. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995. — 133с.

  5. Дженис М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии. М., Будапешт, 1997. — 607с.

  6. Анцилотти Д. Курс международного права. -М., 1961. — 447с.

  7. Николайко И. В. Права человека и система ООН: проблемы международного сотрудничества. Киев, 1991.- 220с.

  8. Петранов Б. Правовое государство и международное сотрудничество в области прав человека // Международное право в современном мире. М., 1991. — 148с.

  9. МарочкинС. Ю. Международное право в правовой системе Российской Федерации. // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 1996. — С.48.

  10. Матвеева Т. Д. Международные и национальные инструменты и механизм защиты прав человека. М., 1995. — 100с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle