О некоторых актуальных вопросах безопасности как правовой категории | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Деменишин, А. В. О некоторых актуальных вопросах безопасности как правовой категории / А. В. Деменишин. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/868/ (дата обращения: 24.04.2024).

«Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайне мере в нашей уверенности, что мы в безопасности»[7].

В правовой системе, к любому её проявлению и элементу должно существовать единообразное понимание, проблемы и противоречия должны быть минимизированы и устранены. Ввиду существующих процессов правовой модернизации должны быть разработаны и претворяться в жизнь концептуальные модели совершенствования категории «Безопасность».

Возможно выделить несколько аспектов в рамках данной проблематики.

Во-первых, в декабре 2010 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности». В соответствии с положениями данного нормативного правового акта утратил юридическую силу ранее действовавший Закон РФ №2446-1 «О безопасности». Содержание современного закона существенно отличается.

Законодатель пошел по пути упрощения содержания закона, что привело к тому, что исчезло определение таких важных, основополагающих понятий данной сферы правового регулирования как:

  1. Безопасность;

  2. Угрозы безопасности;

  3. Объекты безопасности;

  4. Система безопасности.

Отсутствие определений данных юридических терминов в данном Федеральном законе влечет за собой сложности в их понимании, что может негативно сказаться как на правотворческой, так и на правоприменительной деятельности государства. Отсутствие легальных дефиниций может привести к разрозненности их определений на разных уровнях законодательного закрепления, что является крайне негативным явлением в рамках заданной концепции правовой модернизации.

Во-вторых, в качестве принципа обеспечения безопасности ранее рассматривался принцип соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства. Его обоснованность продиктована человекоцентристской сущностью права, а также действием международно-правовых принципов и норм права.

Актуальность соблюдения баланса между публичными интересами государства и общества и частными интересами субъектов особенно возросла с принятием Федерального закона от 30.03.1998 г. № 54 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», в котором содержится прямое заявление о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и его решений. Европейский суд по правам человека обязывает национальные суды при разрешении споров соблюдать баланс между публичными и частными интересами, являющийся важнейшей предпосылкой для справедливого судебного разбирательства. Несмотря на это, данный принцип в Федеральном законе «О безопасности» отсутствует.

В-третьих, проведенный анализ нормативных правовых актов разного уровня указал на многообразное содержание термина «Безопасность» в зависимости от сферы его использования. По меньшей мере, понятие безопасности в законодательстве используется в пяти разных самостоятельных значениях.

Согласно первому подходу, безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в определенной сфере [2;9;11].

Во втором подходе под безопасностью законодатель понимает совокупность правовых, инженерных, организационно технических, специальных мер, предотвращающих утрату определенного блага [15].

В третьем подходе безопасность определяется как отсутствие недопустимого риска во всех процессах или стадиях, связанных с возможностью нанесения ущерба [14;17;19].

В-четвертых, безопасность ассоциируется у законодателя со свойством, способностью объекта сохранять свои свойства при негативных воздействиях на него [8;16;18;20].

В-пятых, безопасность определяют в нормативно правовых актах как состояние обоснованной уверенности в том, что при обычных условиях определенное благо не представляет опасность и само не подвержено её [10;12].

Правовое регулирование вопросов по отдельным видам безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов и 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство их носят фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные разрозненные несогласованные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы безопасности пронизывают практически все сферы общественных отношений и объективно могут быть предметом регулирования в любой из существующих отраслей права[13].

Вместе с тем, единообразное понимание терминов – одно из основных правил обеспечения логики права в юридической технике. Т.В. Кашанина отмечает, что нарушение этого аксиоматичного правила дезориентирует тех, кому адресуются юридические документы: «В этой ситуации все усилия по составлению правового документа могут быть сведены к нулю» [4].

В-четвертых, представляется необходимым законодательное закрепление категории «Правовая безопасность». Для законодательного закрепления любой категории должны присутствовать факторы:

  1. Наличие необходимости в регулировании особой сферы общественных отношений;

  2. Политические, экономические, социальные, юридические предпосылки для законодательного регулирования;

  3. Высокая степень практической значимости и использование на практике конкретных мер;

Правовая безопасность отвечает представленным признакам.

Каждый гражданин нуждается в том, чтобы ему была обеспечена именно правовая безопасность. Основы этого конституционно заложены в России, необходимость обусловлена широким спектром правоотношений, где у субъекта возникает потребность в соответствующем виде безопасности.

Законодательно закреплены: продовольственная безопасность, безопасность зерна, продукции, процессов производства, эксплуатации и хранения, товара, туризма и другие виды безопасности.

Право является одной из ключевых сфер жизни общества, носящих комплексный характер, что обосновывает необходимость законодательного закрепления дефиниции «Правовая безопасность».

Представляется обоснованным определение правовой безопасности как достигаемого в результате реализации правовых мер, средств и способов правового обеспечения правовое состояние защищенности (гарантированности) жизненно важных интересов (статусов, режимов и.т.п.) субъектов права от внешних и внутренних юридических факторов риска в связи с вступлением в сферу правового пространства, которое обеспечивает целенаправленную социально-правовую активность участников правоотношений.

В-пятых, существенные проблемы в динамичном развитии безопасности кроются в правосознании граждан, их отношении к безопасности и свободе как к противоположным, взаимоисключающим явлениям.

7-21 декабря 2010 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной выборке 1611 россиян в возрасте 18 лет и старше в 133 населенных пунктах 45 регионов страны. Погрешность данных этих исследований не превышает 3,4 процента. [21]

Больше половины опрошенных россиян (56 процентов) отдали предпочтение безопасности; причем респондентов не смутило даже то, что для достижения безопасности возможно «придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод».

Согласно опросу общественного мнения, 13 процентов респондентов считают, что понятие безопасности противоречит понятию свободы.

Таким образом, существует достаточно широкий пласт проблем в области общесоциальной, правовой безопасности, связаны они с правотворчеством, правоприменением, правосознанием и правовой культурой.

Базовым компонентом для совершенствования и разрешения проблем должен стать человекоцентристский подход к определению сущности этих явлений, правовая модернизация и правовая активность каждого субъекта права в данной сфере.

Говоря о демократии в современном мире, Д.А. Медведев в качестве одного из стандартов современного государства видит как раз в способности государства обезопасить своих граждан [6].

В формулировке Г.Кельзена, идеал правовой безопасности сводится к тому, что она, являясь составляющей правового государства, создает условия, при которых судебные решения являются предвидимыми и вычисляемыми их адресатами, создание общих правовых норм полностью централизованно, а суды ограничены только их применением в конкретных делах [1].

Идеал правовой безопасности также называется «формализмом», «легализмом», «механической юриспруденцией», «формальным стилем юридической деятельности», «конвенционализмом» [3].

Б.Леони указывал, что чем в большей степени общие правила обеспечивают предсказуемость человеческих действий, по крайне мере в правовой сфере, тем в большей степени эти действия заслуживают названия «свободных» от вмешательства других людей, включая власти…Закон должен быть достаточно определенным, чтобы позволить гражданам уверенно строить планы на будущее: закон не может быть изменен внезапно или непредсказуемым образом [5].

Полагаю уместным обобщить вышеизложенное высказыванием Ж.Штудманна, отметившим, что именно человеческое измерение является краеугольным камнем всесторонней концепции безопасности. [23]

Соответствующие заключения задают вектор в развитии концепции правовой безопасности. Именно правовая безопасность должна рассматриваться исходя из связи права с природой человека, его гуманистической направленностью. Необходимо выделить главное в нем – права и свободы человека. Ведь именно права и свободы «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления».[22]


Литература:

  1. Kelsen H. The Pure Theory of Law. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, P.251,252.

  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. №12. Ст 1383;

  3. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции: монография/ С.А. Дробышевский. - Красноярск,1995.- С.25.

  4. Костромичева М.В. О единообразном понимании терминов права: публичность / М.В.Костромичева // Эффективность правотворчества и правоприменительной деятельности правового государства. Сб. научных докладов и сообщений преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов на «круглых столах 26 ноября 2009 года и 25 февраля 2010 года. – Орел: ОРАГС. – 2010.– С. 149-155.

  5. Леони Б. Свобода и закон / Б.Леони.- М.: Ирисэн, 2008. С.98,102.

  6. Медведев Д.А. Современное государство: стандарты демократии и критери эффективности: речь в г. Ярославле // http://www.gpf-yaroslavl.ru/about/yaroslavl2010.

  7. Монтескье Ш.Л. О духе законов/ Правовая мысль. С. 209.

  8. О безопасности гидротехнических сооружений: ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ (ред. 27.12.2009) // СЗ РФ. – 1997. – №30. – Ст. 3589; 2010. – №31. – Ст. 4195.

  9. О безопасности дорожного движения: ФЗ РФ от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ (ред. 21.04.2011) // СЗ РФ. – 1995. – №50. – Ст. 4873; 2011. – №17. – Ст. 2310.

  10. О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 N 3 // Консультант-Плюс.

  11. О железнодорожном транспорте в РФ: ФЗ РФ от 10.01.2003 №17-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 169;

  12. О качестве и безопасности пищевых продуктов: ФЗ РФ от 02.01.2000 N 29-ФЗ(ред. от 30.12.2008);

  13. О предложениях по систематизации законодательства в области национальной безопасности//Актуальные проблемы национальной безопасности современной России/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. М.2002,№5.-с.3.

  14. О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер: соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008;

  15. О формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны: приказ Минкультуры РФ от 22.06.1998 N 341 // Консультант-плюс.

  16. Об организации работы по охране труда гражданского персонала, военнослужащих, привлекаемых для работы в системе ФПС России: приказ ФПС РФ от 03.08.1998 N 434;

  17. Об утверждении и введении в действие положения по процедурам сертификации авиационной безопасности: приказ ФАС РФ от 29.07.1998 N 239;

  18. Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: Постановление Ростехнадзора от 02.12.2005 N 11;

  19. Об утверждении технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта: постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 533.

  20. Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств: постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 // Консультант-Плюс.

  21. Сергеева Л. Порядок или демократия: Опрос общественного мнения от 17-21 декабря 2010 // Левада- Центр. Пресс-выпуск от 18.01.2011.

  22. Шафиров В.М. Право в человеческом измерении // Правоведение.– 2004. – №3. – С. 213.

  23. Штудманн Ж. Человеческое измерение – краеугольный камень всесторонней концепции безопасности: матер. конференции, посвященной 25-ти летию подписания Хельсинского заключительного акта.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая безопасность, безопасность, правовая модернизация, европейский суд, интерес личности, мера, правовое регулирование, Россия, свобода, сфера.

Похожие статьи

правовая безопасность, безопасность, правовая...

правовая безопасность, безопасность, правовая модернизация, свобода, мера, интерес личности, Россия, правовое регулирование, европейский суд, сфера.

Правовая защищенность и безопасность личности как принцип...

Рассматривая вопрос правового государства, неотъемлемой частью дискуссиина заданную тематику является упоминание его основных принципов: полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную...

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

Европейский суд, правовое государство, Российская Федерация, государство, свобода, Конституция, свобода человека, судебная защита, Европейская конвенция, международный договор. О соотношении национального и наднационального права в свете...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время...

Понятие, сущность и формы государственного регулирования...

Таким образом, очевидно, что содержание правового регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности включает как специфическую деятельность самого государства (в лице его нормотворческих органов)...

Концепция личностной безопасности в социальной философии

Молчанов Д. А. Дифференциация содержания понятия «информационная безопасность» в национальном законодательстве Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки как сдерживающий фактор прогрессивного развития международно-правового регулирования...

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

правовое регулирование правозащитной политики не отлажено в полной мере, в том числе и на конституционном уровне

– оптимизация правового регулирования обозначенной сферы

Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод...

Это, в первую очередь, наиболее важные международно-правовые акты, которые устанавливают общечеловеческие международно-правовые стандарты в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей личности.

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

формирование правовой позиции Конституционного Суда РФ по делу.

Таким образом, в вопросах, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации, решения Европейского Суда фактически становятся прецедентными.

Похожие статьи

правовая безопасность, безопасность, правовая...

правовая безопасность, безопасность, правовая модернизация, свобода, мера, интерес личности, Россия, правовое регулирование, европейский суд, сфера.

Правовая защищенность и безопасность личности как принцип...

Рассматривая вопрос правового государства, неотъемлемой частью дискуссиина заданную тематику является упоминание его основных принципов: полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную...

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

Европейский суд, правовое государство, Российская Федерация, государство, свобода, Конституция, свобода человека, судебная защита, Европейская конвенция, международный договор. О соотношении национального и наднационального права в свете...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время...

Понятие, сущность и формы государственного регулирования...

Таким образом, очевидно, что содержание правового регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности включает как специфическую деятельность самого государства (в лице его нормотворческих органов)...

Концепция личностной безопасности в социальной философии

Молчанов Д. А. Дифференциация содержания понятия «информационная безопасность» в национальном законодательстве Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки как сдерживающий фактор прогрессивного развития международно-правового регулирования...

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

правовое регулирование правозащитной политики не отлажено в полной мере, в том числе и на конституционном уровне

– оптимизация правового регулирования обозначенной сферы

Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод...

Это, в первую очередь, наиболее важные международно-правовые акты, которые устанавливают общечеловеческие международно-правовые стандарты в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей личности.

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

формирование правовой позиции Конституционного Суда РФ по делу.

Таким образом, в вопросах, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации, решения Европейского Суда фактически становятся прецедентными.