Общественная опасность коррупционных преступлений в сфере государственных (муниципальных) закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.10.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Панарин, А. А. Общественная опасность коррупционных преступлений в сфере государственных (муниципальных) закупок / А. А. Панарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106894/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается сущность общественной опасности и ее особенности в преступлениях, совершаемых в сфере государственных (муниципальных) закупок.

Ключевые слова : общественная опасность, пенализация, государственные закупки, преступление.

Любое преступление, независимо от его формы вины (умышленное или неосторожное), влечет за собой общественно-опасные последствия или создает угрозу для нормального функционирования общества, его отраслевых институтов. Таким образом, обязательным признаком преступления выступает его общественная опасность, которая определяет его категорию тяжести и санкцию за совершенное противоправное деяние. Чем выше общественная опасность, тем, соответственно, сильнее карательный эффект уголовно-правовой нормы.

Следует согласиться с позицией А. И. Марцева по данному вопросу, который указывает на первичный характер общественной опасности преступления относительно его признака формальной запрещенности [4, с. 16]. В науке уголовного права выделяют такой термин, как «пенализация», который заключается в формальном определении конкретного противоправного деяния к категории преступления, то есть деяния, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей УК РФ. Иными словами, это некий интеллектуальный процесс, посредством которого специалисты в узкой области уголовного права анализируют степень общественной опасности конкретного деяния и условно относят его к категории преступного, а затем, посредством законодательной инициативы данный процесс трансформируется в законодательный и завершается принятием федерального закона о дополнении (изменении или исключении) УК РФ конкретным составом преступления. Второй составляющей процесса пенализации выступает качественно-количественная оценка эффективности применения конкретной нормы уголовного права, что дает возможность судить об адекватности ее наличия в УК РФ и соответствии степени ее карательного эффекта уровню общественной опасности данного преступления.

Очень точно подметил Ю. А. Демидов: «Пенализация есть количественная сторона криминализации, ее показатель, мерило. Санкция — сводит общественную опасность преступления к одному показателю — к степени общественной опасности, а меру ее оценки — к мере наказания» [1, с. 44].

Если немного погрузиться в область исследования критериев, по которым происходит дифференциация деяний, на предмет их соответствия преступному, то необходимо указать на теоретическую модель выявления общественной опасности преступления через призму оценки его криминализации. В этой связи А. И. Коробеев заявляет о наличии трехзвенной модели общественной опасности преступного деяния: наличие социально-экономической угрозы (возможность причинения ущерба как материального, так и нематериального характера); наличие юридико-криминологической составляющей (степень распространенности и типичность преступного действия); социально-психологический порог (уровень общественного осознания и исторические традиции) [5, с. 66].

Е. В. Епифанов, на наш взгляд, использует более конкретный метод оценки степени общественной опасности преступления. Для этого он использует собирательный механизм анализа, посредством которого для принятия решения о наличии или отсутствии в конкретном деянии должной степени общественной опасности для его отнесения к категории преступления, необходимо провести учет значительности вреда от данного действия; исследовать международную позицию по данному вопросу; принять во внимание мнение общественности; соотнести данное деяние с принципами морали и нравственности; исследовать статистические данные, характеризующие качественно-количественные показатели данного деяния [2].

Таким образом, мы приходим к выводу, что вопрос оценки общественной опасности преступления имеет теоретическую проработанность и носит сложный, собирательный характер.

Сужая область исследования общественной опасности преступлений в сфере государственных (муниципальных) закупок, в первую очередь следует отметить особую важность данного института, как для государства, так и для общества. От того, насколько легитимно и качественно будет организована система государственных закупок, будет зависеть успех нормального функционирования и развития государственных (муниципальных органов), снижение коррупции, повышение авторитета государственной власти и укрепление национальной безопасности.

К основным признакам, характеризующим специфику государственных (муниципальных) закупок следует отнести:

1) являются элементом механизма контрактной системы;

2) обеспечивают возможность обеспечения государственных (муниципальных) организаций необходимыми для их деятельности товарами, работами и услугами;

3) способствуют реализации планового развития государственных (муниципальных) организаций;

4) обеспечиваются за счет собственных бюджетных средств.

Всем известен факт, что там, где присутствуют бюджетные деньги, существует риск их хищения. Особо отметим, что финансовые операции в сфере государственных закупок занимают значительный финансовый сектор. Так, в соответствии с отчетом Минфина, совокупный годовой объем закупок в 2022 году составил 4 840 млрд руб. [5]. Ущерб от коррупционных преступлений в данной сфере достигает нескольких млрд в год, что, во-первых, дезорганизует деятельность государственных организаций, а это непосредственным образом отражается и на государстве в целом, во-вторых, причиняет значимый экономический ущерб и, в-третьих, снижает (подрывает) государственный авторитет и доверие граждан к институтам гражданского общества, тем самым укрепляя коррупцию. Верно отмечает профессор Ю. В. Трунцевский, что коррупция отравляет государственные и общественные институты, терроризирует государство, нивелирует верховенство права и сводит «на нет» эффективность государственного управления [6, с. 185].

На данный момент УК РФ в своей структуре содержит целый «арсенал» инструментов для борьбы с коррупционными преступлениями в сфере государственных (муниципальных) закупок: ст.ст. 200.4, 200.5, 200.6, 201.1, 185.4, 304 УК РФ.

Бесспорно, что общественная опасность от подобного рода деяний оправданно предоставляет в УК РФ соответствующие места для данных составов преступлений, так как противодействие коррупционным проявлениям в данной сфере лишь только административно-организационными методами окажется бесполезным и неэффективным. Лишь только уголовный запрет позволит в должной мере исключить преступность в важнейшей государственной сфере — контрактной системе закупок.

Однако, несмотря на соответствующие дополнения УК РФ в 2017, 2018 годах специальными составами за злоупотребления в сфере государственного оборонного заказа и государственных закупок, по-прежнему остаются проблемы, которые препятствуют противодействию коррупции, как в организационном, так и в правовом аспекте. Но это уже отдельная тема для исследования.

В качестве общего вывода отметим, что общественная опасность злоупотреблений, которые систематически происходят в сфере госзакупок, заключается:

— в исключительной важности общественных отношений, на которые направлены данные преступные деяния (объект преступления): нормальное функционирование государственных органов и организаций, их экономическая безопасность;

— в огромном материальном ущербе, который снижает эффективность деятельности государственных учреждений, ослабляет экономику страны в целом, снижает ее обороноспособность в сложный для государства период;

— в ограничении конкуренции и монополизации рынка.

Своевременное введение в УК РФ соответствующих специальных норм направлено на дифференциацию уголовной ответственности за преступления в сфере государственных (муниципальных) закупок и снижение уровня коррупции в данном секторе.

Литература:

  1. Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М.: Юридическая литература, 1975. С. 44.
  2. Епифанова Е. В. Общественная опасность как научная категория, законодательная дефиниция: история и современность: монография. Москва, 2012. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obschestvennaya-opasnost-kak-kategoriya-ugolovnogo-prava (дата обращения 20.10.2017).
  3. Коробеев А. И. Уголовная наказуемость общественно опасных деяний (основания установления, характер и реализация в деятельности органов внутренних дел): учебное пособие. Хабаровск, 1986. С. 66.
  4. Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении: монография. Омск, 2000. С. 16.
  5. Министерство финансов России [Электронный ресурс] https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/05/main/Monitoring_2022_itog.pdf?ysclid=lnx1vl5xao813472908 (дата обращения: 17.10.2023).
  6. Трунцевский Ю. В. Сокращение масштабов коррупции и взяточничества как цель устойчивого развития // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение: материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). Москва, 2020. С. 185.
Основные термины (генерируются автоматически): общественная опасность, УК РФ, общественная опасность преступления, закупка, преступление, сфера, карательный эффект, категория преступления, нормальное функционирование, уголовная ответственность.


Похожие статьи

Общественная опасность как категория уголовного права

Общественная опасность, обосновываемая исследователями вне содержания преступления, нисколько не нуждается в каком-либо подтверждении на уровне уголовного закона.

Категории преступлений по российскому уголовному праву

Российское уголовное законодательство имеет исчерпывающий перечень категорий преступлений. Так, в соответствии со ст. 15 УК РФ, выделяют следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести...

Противодействие коррупции в сфере закупок для...

В связи с вышеизложенным необходимо закрепить в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность посредника в подкупе сотрудника контрактного агентства, с установлением санкции в виде лишения свободы.

К вопросу о степени общественной опасности преступления...

В статье автор рассматривает вопрос оценки законодателем степени общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 110.1 УК РФ, анализируя точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу.

Классификация преступлений в уголовном праве

В статье рассматривается значение категоризации преступлений в уголовном праве, рассматриваются понятие и функции классификации преступлений, а также категории классификации преступлений.

О типологии понятия преступления | Статья в журнале...

Во-первых, согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Данное положение закрепляет формально-материальную дефиницию преступления.

Изменение категории преступления | Статья в журнале...

Российское уголовное законодательство имеет исчерпывающий перечень категорий преступлений. Так, в соответствии со ст. 15 УК РФ, выделяют следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие...

Проблемы реализации уголовной ответственности за...

По мнению С. А. Боголюбова Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний [3, с.229].

Квалификация правонарушений и преступлений в сфере...

Условиями, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, являются злоупотребление полномочиями, направление денежных средств вопреки статьям, прописанным в контракте...

Похожие статьи

Общественная опасность как категория уголовного права

Общественная опасность, обосновываемая исследователями вне содержания преступления, нисколько не нуждается в каком-либо подтверждении на уровне уголовного закона.

Категории преступлений по российскому уголовному праву

Российское уголовное законодательство имеет исчерпывающий перечень категорий преступлений. Так, в соответствии со ст. 15 УК РФ, выделяют следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести...

Противодействие коррупции в сфере закупок для...

В связи с вышеизложенным необходимо закрепить в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность посредника в подкупе сотрудника контрактного агентства, с установлением санкции в виде лишения свободы.

К вопросу о степени общественной опасности преступления...

В статье автор рассматривает вопрос оценки законодателем степени общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 110.1 УК РФ, анализируя точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу.

Классификация преступлений в уголовном праве

В статье рассматривается значение категоризации преступлений в уголовном праве, рассматриваются понятие и функции классификации преступлений, а также категории классификации преступлений.

О типологии понятия преступления | Статья в журнале...

Во-первых, согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Данное положение закрепляет формально-материальную дефиницию преступления.

Изменение категории преступления | Статья в журнале...

Российское уголовное законодательство имеет исчерпывающий перечень категорий преступлений. Так, в соответствии со ст. 15 УК РФ, выделяют следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие...

Проблемы реализации уголовной ответственности за...

По мнению С. А. Боголюбова Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний [3, с.229].

Квалификация правонарушений и преступлений в сфере...

Условиями, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, являются злоупотребление полномочиями, направление денежных средств вопреки статьям, прописанным в контракте...

Задать вопрос