Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уголовно-правовыми средствами: отдельные положения законодательной регламентации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Уголовное право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (11) июль 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Шмиров, Е. В. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уголовно-правовыми средствами: отдельные положения законодательной регламентации / Е. В. Шмиров. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 4 (11). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/133/4301/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ни для кого не секрет, что коррупция в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время набирает серьезные обороты в сфере функционирования государственно-правовых отношений. При этом сформированный в настоящее время комплекс уголовно-правовых мер воздействия не отвечает всей специфике развития этого феномена, что требует введения однозначных неотъемлемых и устойчивых механизмов борьбы с коррупцией на законодательном уровне, путем установления определенных уголовно-правовых запретов.

Ключевые слова: коррупция, закупки для государственных и муниципальных нужд, уголовно-правовые средства, коммерческий подкуп, взяточничество, публичные торги.

Коррупция в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок является одним из прогрессирующих видов преступлений в настоящее время. Это обусловлено тем, что закрепленная в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) процедура осуществления закупок за относительно небольшой срок действия закона (5 лет), претерпела ряд функциональных изменений. Учитывая, что процедура осуществления закупок в Законе № 44-ФЗ по своей сути направлена на минимизацию рисков проявления коррупционных нарушений в сфере заключения контрактов в форме конкурса или аукциона, она же, с другой стороны, в связи с наличием законодательных пробелов регулирования, является средой для создания махинаций между недобросовестными заказчиками и поставщиками, обуславливающей рост коррупции в масштабах государства. При этом, процедура осуществления закупок товаров, работ и услуг применительно к положениям Закона № 44-ФЗ активно используется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, так как сфера осуществления государственных закупок с точки зрения технико-информационной составляющей в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности государства, обеспечивающей с одной стороны интересы государственные, связанные с приобретением определенных товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а с другой — общественные, так как от уровня защищенности государства, его благосостояния, напрямую зависит степень защищенности и благосостояния граждан данного государства.

С учетом общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере госзаказа, а также, в связи с тем, что государственные закупки являются одним из ресурсов обеспечения национальной безопасности, необходимо, на наш взгляд, дополнить закрепленный в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) комплекс уголовно-правовых запретов, являющихся средством противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок.

1. Безусловно, государственные и муниципальные закупки связаны с особой формой образования и расходования бюджетных средств, являющихся финансовыми инструментами реализации основных задач и функций государственной власти. При осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд недобросовестные чиновники и субъекты предпринимательской деятельности вступают в преступный сговор с целью извлечения личной выгоды, что можно трактовать как создание картеля, который представляет из себя построенную на договорной основе систему взаимоотношений между фирмами, компаниями и иными субъектами предпринимательской деятельности. Должностное лицо выступающее от лица заказчика при благоприятной криминогенной среде, в случае не выявления факта указанных коррупционных отношений правоохранительными органами, в связи с латентным характером преступления, может благоприятствовать более прочной системе коррупционных отношений с недобросовестными поставщиками, а значит в своей составляющей его можно относить к участнику картеля. Необходимо криминализировать преступные действия должностных лиц, выступающих от заказчика при осуществлении государственных и муниципальных закупок для защиты публичных правоотношений от негативных последствий коррупции, связанной с лоббированием интересов недобросовестных поставщиков.

В связи с вышеизложенным, необходимо закрепить в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность должностного лица, создавшего картель, с установлением санкции в виде лишения свободы. Предлагается дополнить УК РФ ст. … «Создание картеля должностным лицом», предусматривающей ответственность за создание картеля, то есть устойчивого образования экономических отношений между ограниченным кругом участников-поставщиков, лоббируемых должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, на которого прямо или косвенно возложены обязанности по обеспечению, сопровождению и заключению контрактов на обеспечение государственных нужд, — наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности на срок до 5 лет».

2. В действующем УК РФ предусмотрено 2 состава преступлений, предусматривающих ответственность посредника за осуществление преступных действий, связанные с передачей взятки (коммерческого подкупа) по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо, который иным образом способствует в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (коммерческого подкупа) — ст. 2004 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе) и ст. 2911 УК РФ (посредничество во взяточничестве). Закон № 44-ФЗ предусматривает процедуру осуществления закупочной деятельности, установив, что третьим, не заинтересованным в ходе заключения сделки между поставщиком и заказчиком, лицом является сотрудник контрактного агентства — специализированной организации, которая полномочна публиковать на информационном ресурсе сведения об участниках торговой деятельности, предмете контракта, цен и т. п. В указанной ситуации нередки случаи подкупа сотрудника контрактного агентства через посредника, действующего в интересах недобросовестных заказчиков и (или) поставщиков, что обуславливает повышенную общественную опасность данного коррупционного преступления. В связи с вышеизложенным необходимо закрепить в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность посредника в подкупе сотрудника контрактного агентства, с установлением санкции в виде лишения свободы.

Предлагается дополнить УК РФ ст. …Посредничество в подкупе работника контрактного агентства — «Посредничество в подкупе работника контрактного агентства, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (работника контрактного агентства) либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю (работнику контрактного агентства) в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки…наказывается лишением свободы на срок до 5 лет».

3. В соответствии со ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий — должностное лицо контрактной службы, основные функции которого направлены на установление правовой взаимосвязи между поставщиком и заказчиком. Оно обладает организационными полномочиями, использует ресурсы, направленные на обеспечение отбора поставщиков, которые предлагают продукцию, услуги и работы, соответствующие критериям, заданным технической документацией поставщика, имеет доступ к публикуемым сведениям на информационном ресурсе. В настоящее время большинство коррупционных схем, направленных на незаконное лоббирование интересов субъектов предпринимательства, осуществляется через сотрудников контрактного агентства. Указанное свидетельствует об общественной опасности преступлений, совершаемых контрактным управляющим, который может обеспечить победу недобросовестному участнику торгов вопреки интересам заказчика, путем предоставления фиктивной информации о качественных характеристиках закупаемого товара (сведения о сертификации товара, о соответствии его техническому заданию поставщика и т. п.), ограничивая своими действиями свободную конкуренцию, а также ставя под угрозу здоровье граждан (применительно к сфере здравоохранения). В настоящее время предусмотренные ст.ст. 2004, 2005 УК РФ санкции в виде лишения свободы, штрафа и лишения права заниматься определенной деятельностью значительно ниже санкций за преступления, совершаемые субъектами, предусмотренными в гл. 30 УК РФ. Необходимо ужесточить санкции ст.ст. 2004, 2005 УК РФ путем предусмотрения наказаний в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, увеличения размера штрафов за получение взятки не менее чем в 20-кратном размере в отношении сотрудников контрактной службы, и наказания в виде ограничения права на участие в государственных и муниципальных закупках сроком до 5 лет в отношении недобросовестных поставщиков, подкупивших контрактного управляющего с целью обеспечения своей победы в конкурсе или аукционе. Усиление уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 2004, 2005 УК РФ производит акцент на незыблемость и особую значимость охраняемых уголовным законом общественных отношений в сфере осуществления государственных закупок, которые обеспечивают нормальное функционирование государственных и общественных институтов, различных отраслей (экономика, политика, здравоохранение и т. д.), так и в целом государственной, а значит, и общественной безопасности.

4.Необходимо восстановить конфискацию имущества в числе наказаний, закрепленных в ст. 44 УК РФ. При этом, следует предусмотреть возможность применения данного наказания в борьбе с проявлениями преступлений коррупционной направленности, в частности, в сфере функционирования государственных закупок применительно к конкретным статьям Особенной части УК РФ (ст. 159, 160, 178, 2004, 2005, 285, 286, 290, 291, 2911, 2912, 292 УК РФ). Введение рассматриваемого вида наказания обусловит эффективность противодействия коррупционным преступлениям. Кроме того, применение данной меры уголовно-правового воздействия обеспечит неотвратимость и справедливость наказания за совершенное преступление. Следует обратить внимание на то, что конфискации должно подлежать не только имущество, находящееся у коррупционера, но и у иных лиц, которым оно могло быть передано чиновником для сокрытия незаконно извлеченных доходов от преступной сделки.

5. В соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом борьбы с коррупцией в сфере государственных и муниципальных закупок следует, что действенным механизмом в достижении указанного направления будет являться не только принятие тех или иных поправок к законодательству. Опыт зарубежных стран показал, что в борьбе с проявлением коррупции необходимо привлекать всевозможные инструменты, а именно, в государстве должна быть сформирована политическая конкуренция, независимость судебных органов, правильная мотивация государственных служащих, активная антикоррупционная политика государства. При этом, важнейшим инструментом выявления и противодействия преступлениям в сфере заключения государственных контрактов является механизм административных и уголовно-правовых норм, комплекс которых направлен не только на наступление ответственности конкретных лиц, действующих со стороны поставщика (взяткодателя) и должностного лица государственного заказчика (взяткополучателя), но и в целом на такую организацию, ограничивая её последующее участие в государственных и муниципальных заказах.

Кроме того, область публичных торгов есть комплексный институт финансово-хозяйственной деятельности с высокими коррупционными рисками подкупов, хищений, вымогательств, «откатов», антиконкурентных соглашений, сговоров, различных форм обманов, подлогов и фальсификаций, и его уголовно-правовую охрану не стоит ограничивать поверхностными изменениями одной, двух и (или) трех норм. Общеправовая функциональность этого института должна познаваться не только в узкопрофильном подходе к введению ответственности за подкупы и хищения, но и, не боясь этого масштаба, в криминализации «конгломерата» иных деяний, сопряженных со сферой государственных закупок.

В этой связи изучение и анализ международного опыта имеет особое значение для выявления и использования «лучших практик» в борьбе с коррупцией, в частности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Эффективность размещения государственных закупок будет высокой только в том случае, если преступность в этой сфере будет искоренена. В этом плане роль уголовно-правовых мер безусловно очевидна.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. — 2013. — № 6056 (80) — 12 апр.
  3. Гостева, С. Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России [Текст]: Юридический мир. / С. Р. Гостева. — 2011. — № 1. — С. 12–20.
  4. Зверева, Н. П. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [Текст]: Российский следователь. / Н. П. Зверева. — 2017. — № 24. — С.16–18.
  5. Курбанов, М. С. Квалификация правонарушений и преступлений в сфере расходования бюджетных средств при осуществлении государственных закупок [Текст]: Финансовое право. / М. С. Курбанов. — 2015. — № 12. — С. 37–39.
  6. Назарова, Д. С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Текст]: Вестник Удмуртского университета. / Д. С. Назарова. — 2016. — № 3. — С. 117–122.
  7. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума ВС РФ от 09 июля 2013 г. № 24 // Российская газета. — 2013. — № 154. — 17 июл.
  8. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 // Российская газета. — № 280. — 11 дек.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, контрактное агентство, должностное лицо, закупка, коммерческий подкуп, вид лишения свободы, создание картеля, сфера осуществления, предпринимательская деятельность, уголовно-правовая норма.

Похожие статьи

Юридическая ответственность за взяточничество в сфере...

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, коммерческий подкуп, крупный размер, уголовная ответственность, сфера

Уголовно-правовые меры предупреждения взяточничества. Учитывая, что по старой редакции статьи 291 УК РФ штрафы назначались...

Воспрепятствование законной предпринимательской...

Статья посвящена комплексному исследованию состава ст.169 УК РФ. Анализу объективных и субъективных признаков. Дается характеристика понятия «иной деятельности», а также разбор понятия «должностного лица» применительно к исследуемому составу.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных...

Коррупция в сфере государственных закупок — одна из самых острых социальных проблем

В этой ситуации в зависимости от состава преступления (получение взятки, коммерческий подкуп и т. д

Приговором суда Тесленко назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с...

Судебная практика по уголовным делам о получении взятки...

Настоящая работа представляет собой комплексное (уголовно-правовое и

Таким образом, по сферам деятельности должностные лица, осужденные за получение взятки

Нельзя квалифицировать их и по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), поскольку эти лица трудятся.

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере...

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.

УК РФ, незаконное обналичивание, средство, предпринимательская деятельность, банковская деятельность, уголовно-правовое противодействие...

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных

- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к...

Незаконное предпринимательство в Российской Федерации

Предпринимательская деятельность — это вид правоотношений между государством и гражданами, организациями, которые требуют

Незаконное предпринимательство — это деятельность физических и юридических лиц, которая по тем или иным причинам не...

Незаконное обналичивание: вопросы квалификации

УК РФ, экономическая деятельность, деятельность, должностное лицо, предпринимательская деятельность, преступление

УК РФ, незаконное обналичивание, средство, лишение свободы, уплата налогов, Россия, преступление, теневая экономическая...

Субъективные стороны и субъекты незаконного... | Молодой ученый

Анализ построения Особенной части УК РФ свидетельствует о том, что отечественный законодатель придает чрезвычайно важное значение уголовно-правовой охране экономики вообще и экономических отношений в частности, ставя их на второе по значимости место...

Похожие статьи

Юридическая ответственность за взяточничество в сфере...

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, коммерческий подкуп, крупный размер, уголовная ответственность, сфера

Уголовно-правовые меры предупреждения взяточничества. Учитывая, что по старой редакции статьи 291 УК РФ штрафы назначались...

Воспрепятствование законной предпринимательской...

Статья посвящена комплексному исследованию состава ст.169 УК РФ. Анализу объективных и субъективных признаков. Дается характеристика понятия «иной деятельности», а также разбор понятия «должностного лица» применительно к исследуемому составу.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных...

Коррупция в сфере государственных закупок — одна из самых острых социальных проблем

В этой ситуации в зависимости от состава преступления (получение взятки, коммерческий подкуп и т. д

Приговором суда Тесленко назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с...

Судебная практика по уголовным делам о получении взятки...

Настоящая работа представляет собой комплексное (уголовно-правовое и

Таким образом, по сферам деятельности должностные лица, осужденные за получение взятки

Нельзя квалифицировать их и по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), поскольку эти лица трудятся.

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере...

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.

УК РФ, незаконное обналичивание, средство, предпринимательская деятельность, банковская деятельность, уголовно-правовое противодействие...

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных

- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к...

Незаконное предпринимательство в Российской Федерации

Предпринимательская деятельность — это вид правоотношений между государством и гражданами, организациями, которые требуют

Незаконное предпринимательство — это деятельность физических и юридических лиц, которая по тем или иным причинам не...

Незаконное обналичивание: вопросы квалификации

УК РФ, экономическая деятельность, деятельность, должностное лицо, предпринимательская деятельность, преступление

УК РФ, незаконное обналичивание, средство, лишение свободы, уплата налогов, Россия, преступление, теневая экономическая...

Субъективные стороны и субъекты незаконного... | Молодой ученый

Анализ построения Особенной части УК РФ свидетельствует о том, что отечественный законодатель придает чрезвычайно важное значение уголовно-правовой охране экономики вообще и экономических отношений в частности, ставя их на второе по значимости место...

Задать вопрос