Библиографическое описание:

Хусаинов Б. А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 378-381.

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Ключевые слова: здоровье, мотивация, физическая культура.


Мы вошли в новое тысячелетие ив этих условиях необходимо формирование нового культурно-образовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированной на человеческую личность. Состояние материально-технической базы физической культуры и спорта в Республике на сегодняшний день не удовлетворяет потребностей населения в занятиях физической культурой. Одним из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни, является физическая активность, но, к сожалению, у населения страны она отсутствует. Только от 5 до 10,5 % жителей страны, в зависимости от региона проживания, занимаются физической культурой. Объем учебных физических занятий в средних и профессионально-технических учреждениях республики в 3–4 раза ниже научно обоснованных нормативов. Эта же проблема касается высших учебных заведений. В целом состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работ требует принятия конкретных безотлагательных мер.

Большую роль в формировании мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов имеет общий культурный уровень родителей и их отношение к спорту вообще. Так у студентов, родители которых имеют высшее и средне-специальное образование, уровень отношения к физической культуре намного выше, чем у старшекурсников, чьи родители имеют общее и незаконченное среднее образование.

Можно ли в настоящее время в условиях высшей школы сформировать мотивационно-ценностные отношения и активизировать потребность студентов в формировании здоровья средствами физической культуры. Мы считаем, что можно, необходимо лишь учитывать разносторонние интересы студентов к различным формам занятий.

Физкультурно-спортивная активность из года в год понижается, сказывается отрицательное влияние на физическое состояние и здоровье. Отношение школьников и студентов к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется их интересами и мотивацией, а обусловлено оно воспитательным влиянием окружающей среды. Недостаточное проявление физкультурной активности — это результат несформированной системы привычек в школьные годы, процесс этот обусловлен обстановкой в семье, школе, вузе и окружающей средой.

У педагога в его деятельности должно быть выработано системное видение педагогического процесса и взаимосвязи физической культуры с духовными и физическими силами личности. У учащейся молодежи должна быть сформирована потребность в развитии физических качеств, формировании знаний, двигательных умений и навыков в целом к освоению многообразных ценностей физической культуры. Учащиеся должны быть активными субъектами физкультурной деятельности, где гармонично задействованы все существующие силы человека с целью формирования физической культуры личности. В современный период времени крайне необходимо изменение мышления людей относительно физической культуры.

Важное значение играет спортивные мероприятия, в которых участвуют студенты, обмениваются мнениями со своими однокурсниками, преподавателями, родителями. Данные мероприятия вызывают повышенный интерес к физической культуре и спорту. Необходимо учитывать воздействие социальной сферы на мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре.

Важно формировать у учащейся молодежи положительное отношение к физической культуре, но, отнюдь, не в принудительном порядке, а путем воспитания у них познавательного интереса и убеждения в необходимости занятий физическими упражнениями. Не следует также забывать влияние семьи в приобщении с детства к спорту, ибо упущение в этой области становится в исследованиях серьезным препятствием: для систематичности физкультурно-спортивных занятий ребенка, а затем и подростка, взрослого.

Анализируя традиционную систему физического воспитания, можно сделать выводы, что учебно-воспитательная работа по физическому воспитанию в вузе недостаточно ориентирована на формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. Работа в данном направлении проводится бессистемно и нерегулярно.

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации — гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания, ухудшение экологии и т. п. Реальная ситуация такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет, в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.

Необходимо уделять огромное внимание пропаганде, она должна нести позитивную роль физкультурно-спортивной деятельности не только в укреплении здоровья и физического совершенства, но и в формировании развития его духовных (интеллектуальных, эстетических, нравственных и т. п., в проведении интересного и содержательного досуга). Такая информация существенно поднимает престиж физкультурно-спортивной деятельности.

При организации процесса физического воспитания в учебных заведениях необходимо обращать внимание на имеющиеся возрастные особенности и их отношения к занятиям физической культуры, дифференцированные учебные программы, исходя из склонностей учащихся к занятиям теми или иными видами активности.

Необходима взаимосвязь преподавателей с другими дисциплинами, использование межпредметной связи может значительно содействовать созданию необходимой психологической поддержки, благоприятной для формирования у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни и физической культуре.

Формирование положительного отношения к физкультурной деятельности должно строится на основе убеждений, прочность которых определяется качеством знаний, их адекватностью и эмоциональностью. В связи с этим в учебной деятельности очень важно формировать теоретико-понятийный уровень для совершенствования процесса приобщения к занятиям физической культуры.

Для повышения у учащейся молодежи положительного отношения к физической культуре необходимо проведение информационно-агитационной работы (информационные памятки), а также необходимо ее распространение в школах, вузах и среди родителей учащихся. Желательно, чтобы такая информация подкреплялась словесной агитацией со стороны преподавателей физической культуры, классных руководителей в школах и кураторов в вузах, медицинских работников в школах и вузах.

Чем ближе порог мотивации к естественным потребностям организма, к закономерностям эволюционного развития самой природы, тем меньше биоэнергии и физических сил требуется для получения конкретных конечных результатов с высоким коэффициентом роста общей и профессиональной грамотности, получения радости и осознания своей значимости и причастности. Основополагающей мотивацией преемственности и развития поколения является здоровье или здоровье здорового человека, которое можно определить как мобильное состояние организма, его защитных систем, полноценно обеспеченное энергетической в суточном режиме осознанной дееспособности на высоких моральном, социальном, физическом и интеллектуальном уровнях.

Свою социально-экономическую функцию физическое воспитание в средней и высшей школе осуществляет путем привлечения к целенаправленным систематическим занятиям физическими упражнениями как можно большего количества учащихся и студентов. Через призму уровня физической готовности прослеживается взаимосвязь факторов, формирующих здоровый образ жизни. Физическое воспитание как самостоятельный предмет обучения, приучения, коррекции и образования может вносить существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса, обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого занимающегося, способствовать раскрытию его потенциальных сил в учебе и в общественных делах. Понимание необходимости систематических занятий физическими упражнениями и практика повседневности, особенно среди молодежи, носит весьма противоречивый характер. Не всегда путь от слова к делу бывает короче периода обучения в учебном заведении.

Физическая культура не возможна без движения. Двигательная активность — это физиологическая потребность организма, и, чем он моложе, тем больше нуждается в движениях. А. И. Аршавский подчеркивал, что каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболитов, необходимых не только для нормальных процессов роста и развития организма, но и для декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированных в геноме зиготы, т. е. без необходимого объема двигательной активности рождающийся незрелым человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования (созревания), а во взрослом периоде человек не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.

Мотивационная мысль и знание является такой же силой, как и мышечная. Совершенствование и самосовершенствование разума и тела, развитие и универсализация своих знаний, умений и навыков, в своих занятиях и увлечениях есть мотивация, целесообразности материального и духовного преобразования сущности самого человека и окружающей его деятельности, жизнелюбия и целеустремленности, непременно в согласовании с эволюцией, с законами природы и интересами общества на основе взаимного интереса и разумной достаточности. Человек силен ощущением и пониманием своей нужности, которая подкрепляется и упрочивается постоянной практикой и конкретными конечными результатами полезности для самого себя, тогда и с другими будет, чем поделиться. Чем ближе порог мотивации к естественным потребностям организма, к закономерностям эволюционного развития самой природы, тем меньше биоэнергии и физических сил потребуется для получения конкретных конечных результатов с высоким коэффициентом роста общей и профессиональной грамотности, получения светлой радости и осознания своей значимости и причастности.

Для того, чтобы повысить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, необходимо с детства формировать и приобщать и приобщать к этой деятельности. Занятия физической культурой и спортом, способствуют духовному и физическому развитию человека, что немаловажно для гармоничного развития личности. Но положительной мотивации для отношения к физической культуры молодежи недостаточно. Молодежь своим образом жизни и отношением идет не к здоровью, не к физической культуре, а наоборот уходит от нее. Главная причина — в сознании молодежи.

Большую роль в развитии мотивации играют внешние признаки стимулирования — советы родителей, тренера, старших товарищей, друзей и т. п. Именно такие поверхностные признаки стимулирования помогают сделать первый шаг к продолжению мотивации. Не следует без всяких на то причин лишать возможности заниматься спортом, даже импульсивно выбранного вида физических упражнений. Подавив первоначальную мотивацию, мы тем самым заставляем искать новое мотивационное начало в своей деятельности. Первичный метод играет роль поискового основания в создании, как системы мотивов, так и психологии физической подготовки. Он аккумулируется потребностью в занятиях спортом. Интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда испытываешь удовлетворение от самого процесса, условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время занятий.

Мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Необходимо сформировывать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре на базе аргументированного убеждения. Мотив является основным фактором, побуждающим человека к деятельности. Мотив формируется на основе потребностей. Чтобы сформировать мотивационно-ценностное отношение молодежи к физической культуре, прежде всего, необходимо привлечь внимание к этой деятельности и убедить в ее важности для него лично. На данном этапе одной из главных задач школ, колледжей, высших учебных заведений прививать молодежи интерес и привычку к занятиям физической культурой, что повысит мотивационно-ценностное отношение к физической культуре.

Физическая культура превращается в активный фактор, если она приобретает для молодежи личную ценность. Для того, чтобы привлечь молодежь к физической культуре, необходим высокий уровень педагогического мастерства, профессиональная культура и широкая эрудиция преподавателя обеспечивает высокую эффективность педагогических воздействий, которые расширяют эмоциональный опыт учащейся молодежи, развивают физические и психические качества, формируют у учащихся эмоциональную отзывчивость, ценностные ориентации физического воспитания.

Физкультурные знания являются средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу учащейся молодежи. Знания составляют основу убеждения, а образовательная направленность является конкретным способом воздействия у учащихся потребностей в занятиях физическими упражнениями.


Литература:

  1. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007–2010 годы.

  2. Хусаинов Б. А. Формирование здоровья студентов средствами физической культуры в условиях высшей школы. — Магистерская диссертация — Талдыкорган — 2012 г.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle