Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация студентов | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.

Дата публикации: 30.03.2018

Статья просмотрена: 826 раз

Библиографическое описание:

Мирошникова, А. Н. Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация студентов / А. Н. Мирошникова, Д. Г. Намжилон, Т. Б. Жимитдоржиева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3239/ (дата обращения: 27.04.2024).



Главная работа молодежи, несомненно, в приобретении умений и навыков с помощью средств физической культуры. Создание спортивных сообществ, клубов по различным дисциплинам является следующим механизмом вовлечения молодежи в массовый спорт, особенно полезным такие сообщества будут для студентов со сниженной мотивацией.

Ключевые слова: состояние здоровья, специальная медицинская группа, основная медицинская группа, студенты, занятия физической культурой.

The main work of young people, of course, in the acquisition of skills by means of physical education. The creation of sports communities, clubs in various disciplines is the next mechanism for involving young people in mass sports, especially useful such communities will be students with reduced motivation.

Keywords: health, special medical group, primary medical group, students, classes in physical culture.

Невзирая на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию студентов, становление мотивации у студентов к физической культуре, остается фактически не освещенным актуальным вопросом. Мотивации студентов физкультурно-оздоровительной работы считаются существенным аспектом производительности той, либо другой программы физического воспитания. В основном главными факторами низкого значения физкультурной грамотности будущих медицинских работников является преуменьшение физического воспитания, а также отсутствие методических решений по этому вопросу. В особенности в вопросах способа внедрения сбережений и средств физической культуры и содействием, упрочнения трудоспособности, индивидуальности и поддержания укрепления трудоспособности и здоровья.

Главная работа молодежи, несомненно, в приобретении умений и навыков с помощью средств физической культуры. Создание спортивных сообществ, клубов по различным дисциплинам является следующим механизмом вовлечения молодежи в массовый спорт, особенно полезным такие сообщества будут студентов со сниженной мотивацией и высоким чувством коллективизма.

Для изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре по статистическим данным проведен анализ в Читинской государственной медицинской академии.

По статистическим данным проведенного анализа изучения данной сферы, задача которого предусматривала сравнение и анализ, в Читинской государственной медицинской академии по занятиям физической культурой проводился опрос методом неформализованного интервью на занятиях физической культурой непосредственно в вузе.

В вузе действует 14 собственных спортивных объектов для организации занятий физической культурой и спортом, 7 спортивный зал, оздоровительный лагерь, спортивные комнаты в общежитиях, открытые игровые площадки, функционирует 12 спортивных секций, стадионов, спортивно-оздоровительный лагерь.

Такие виды как: настольный теннис, футбол, армспорт, легкая атлетика, мини-футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, тяжелая атлетика, пулевая стрельба, дартс, регби являются наиболее популярными видами спорта среди студентов.

При анализе мотивации посещения занятий физической культурой в вузе наблюдался следующий фактор: в качестве положительной динамики типичное уменьшение значимости мотивации как цели посещения учебных занятий по физической культуре «Необходимость получения оценки», которая несколько превалирует над мотивацией «Получение физического и психологического удовольствия» (на 0,98 %).

При определении ценности физической культуры и спорта наблюдается общая тенденция: главными ценностями названы «Хорошая физическая форма» и «Здоровье»; данные значения в численном признаке «Самоутверждение» большей частью превалируют над «Эстетическим удовольствием».

По анализу спортивной жизни студентов за год проходит более 50 мероприятий разного уровня значения, в которых принимают более 1000 студентов всех курсов, из которых 58,4 % — это девушки, а 48,62 % — это юноши.

Полученные от студентов предложения по улучшению условий занятий физической культурой и спортом в вузе во многом являются традиционными. Основная суть их сводится к стремлению респондентов заниматься спортом в современных условиях на современном спортивном оборудовании.

Результаты опроса продемонстрировали наличие в вузе общих для всех проблем и тенденций:

– снижение у студентов интереса к занятиям спортом от младших курсов к более старшим;

– рост критического настроения, связанного с негативной оценкой условий для занятий спортом в вузе и на других спортивных объектах, принадлежащих вузам;

– стремление заниматься спортом во внеучебное время на площадках, не имеющих отношения к вузу.

В основном по нескольким причинам, к сожалению, некоторые студенты ведут пассивный образ жизни. Одни проводят много времени за компьютером, а других «отвлекают» большие умственные нагрузки. Для того чтобы заняться спортом, получить положительный заряд и гармонию, каждый студент должен себе выделить в день всего час времени. Полноценная жизнь невозможна без физической активности, всем ясно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного питания и сна, организму необходима физическая нагрузка.

Одной из важнейших задач современной системы образования увеличение эффективности физического воспитания в сочетании с формированием его привлекательности. Привлекательность может быть значительно повышена при активном применении на занятиях методик конкретного вида спорта, т. е. путем спортизации физического воспитания. Прежде всего, нужно помнить, что спорт — это не просто интересная двигательная активность, это также серьезные физические нагрузки, потенциально угрожающие еще не окончательно сформировавшемуся организму студентов. Поэтому уровень здоровья занимающихся физической культурой должен обязательно соответствовать требованиям. Однако известно, что квалифицированно оценить это может только спортивный врач, с другой стороны, известен их дефицит, как и массовый дефицит здоровья среди студентов.

Регулярное определение динамики результатов контрольных испытаний по физической культуре и методически правильно построенный учебный процесс являются основными условиями повышения эффективности физического воспитания в вузе. Положительная динамика показателей — основной критерий качества учебного процесса, которое является необходимым условием планирования и организации учебной работы по физическому воспитанию в вузе. Для изучения динамики показателей физической подготовленности студентов необходимы критерии результативности образовательного процесса, в вузе таковыми выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума. Главной составляющей мониторинга должна являться оценка физической подготовленности студентов, включающая основные физические качества.

Распределение студентов по медицинский группам:

Общее кол-во студентов: 1 курс -434(19 %), 2 курс — 381(16,7 %), 3 курс — 403(17,8 %), 4 курс — 415(18,2 %), 5 курс — 336 (14,7 %), 6 курс — 311(13,6 %)

Кол-во студентов в спец группе 1 курс -73 (16,8 %), 2 курс — 70(18,4 %), 3 курс — 41 (10,1 %), 4 курс — 47(11,3 %), 5 курс -42 (12,5 %), 6 курс — 51(16,3 %).

Распределение студентов специального отделения по видам нозологии

Сердечно-сосудистые заболевания: 1 курс -5 (6,8 %), 2 курс –4 (5,7 %), 3 курс — 2(4,9 %), 4 курс — 4(8,5 %) 5 курс –0(0), 6 курс — 1(1,9 %);

Заболевания органов дыхания: 1 курс -3(4,1 %), 2 курс — 4(5,7 %) 3 курс — 2 (4,9 %), 4 курс — 6 (12,8 %), 5 курс — 3(7,1 %), 6 курс — 8(15,7 %);

Нервно-психические нарушения: 1 курс –7 (9,5 %), 2 курс — 4(5,7 %), 3 курс –4(9,8 %), 4 курс — 7 (14,9 %), 5 курс –5 (12,0 %), 6 курс — 3(5,9 %);

Эндокринные расстройства: 1 курс — 3(4,1 %), 2 курс –3 (4,3 %), 3 курс 2 (4,9 %), 4 курс — 0(0), 5 курс — 2(4,8 %) 6 курс — 3 (5,9 %);

Болезни глаза и его придаточного аппарата: 1 курс — 30 (41,0 %), 2 курс — 28(40,0 %), 3 курс –15 (36,5 %), 4 курс –10 (21,3 %), 5 курс –15 (35,7 %) 6 курс — 16(31,4 %);

Нарушение опорно-двигательного аппарата: 1 курс — 15(25,0 %),2 курс — 14 (20,0 %), 3 курс –10(24,4 %),4 курс –8(17,0 %), 5 курс –9(21,4 %) 6 курс –10(19,6 %);

Болезни крови: 1 курс — 2 (2,7 %), 2 курс — 1(1,4 %), 3 курс — 0(0) 4 курс -0, 5 курс — 2(4,8 %), 6 курс — 2(0,4 %);

Другие: 1 курс — 10(13,6 %), 2 курс — 12 (17,1 %), 3 курс — 8(19,5 %), 4 курс –12(25,5 %), 5 курс — 6(14,3 %), 6 курс –8(15,7 %);

Количество дней, пропущенных по болезни: 1 курс –36(26,2 %), 2 курс –29(20,3 %), 3 курс –15 (6,1 %), 4 курс — 10(4,7 %), 5 курс –10 (4,2 %), 6 курс –10(5,1 %);

Количество студентов, имеющих инвалидность: 1 курс –6 8,2 % 2 курс –3(4,3 %), 3 курс –3(7,3 %), 4 курс –2(4,3 %), 5 курс –0, 6 курс –2(0,4 %);

Избыточная масса тела: 1 курс — 3 (0,7 %), 2 курс — 4 (1,0 %), 3 курс — 3 (0,7 %), 4 курс –14 (3,4 %), 5 курс — 16 (4,8 %), 6 курс — 14 (4,5 %)

Для повышения адаптационных запасов организма, трудоспособности, укрепления здоровья, создания необходимых условий для обеспечения здоровья студентов в образовательном процессе в высших учебных заведениях; он должен содействовать формированию культуры здоровья студентов посредством освоения универсальных и специально направленных компетенций, связанных с овладением и самостоятельным внедрением средств и методов физической культуры.

Определение групп здоровья в подобных условиях только по справкам терапевта очень рискованно и способно дискредитировать саму идею спортизации воспитания в вузе. К сожалению, на сегодняшний день не используются объективные методы формирования групп физического воспитания, поэтому существует потребность методике, которая не только помогла бы обойтись без спортивного врача, но была бы информативной и простой в использовании, а главное — позволяла бы делать объективно обоснованный вывод о группе здоровья студента. Экспресс-оценка уровня физического здоровья, предложенная известным украинским ученым, профессором Г. Л. Апанасенко, является такой базовой методикой [2]. Она не требует дорогостоящего оборудования и специалистов в области спортивной медицины, проста в применении, что может быть осуществлена преподавателем физической культуры. Последовательно регистрируются следующие показатели — длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), время восстановления ЧСС после 20 приседаний и динамометрия кисти. Таким образом, по данной методике оценка физического здоровья проводится интегрально. Затем по специальной таблице, с учетом пола и возраста студента, определяется его функциональный уровень, один из пяти возможных.

По данным [1], IV и V соответствуют основной группе; II и III функциональные уровни соответствуют подготовительной группе; I функциональный уровень означает отнесение к специальной группе. Из всего представленного комплекса оценки физического здоровья следует особенно выделить блок регистрации состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Известно, что в организме спортсмена эта система играет важнейшую роль, на нее приходится огромная нагрузка [3]. И если имеется один из патологических признаков или, что опаснее, их сочетание — повышенное или пониженное САД, высокая ЧСС в покое и гипертоническая или гипотоническая реакция на нагрузку, то такого студента уже нельзя относить к основной группе, а значит разрешать заниматься спортом. Именно в этом преимущество экспресс оценки физического здоровья — в ней обязательно учитывается реакция организма на нагрузку. Даже если в покое у студента нормальные показатели АД и ЧСС, но реакция ЧСС на нагрузку плохая, следовательно, у него имеется скрытая или скрываемая патология ССС, и он срочно нуждается в углубленном кардиологическом обследовании. Это, на наш взгляд, является огромным преимуществом перед другими методиками массовой оценки здоровья студентов. Ведь речь в подобных случаях уже не идет о годности их к занятиям спортом. Гораздо важнее скорректировать нарушенное здоровье, а это нужно делать как можно раньше, в том числе по итогам массовых обследований, а не дожидаться, когда опасное заболевание как-либо проявится. Кроме того, появляется объективная возможность руководствоваться при выборе вида спорта не только желанием студента — оно может не совпадать с его физическими возможностями. Это также одно из важнейших достоинств предлагаемого метода, в том числе при формировании учебных групп.

Особенно незаменимым представляется метод Г. Л. Апанасенко при спортизации физического воспитания в вузе. Он способен содействовать принятию правильных решений не только при спортивном отборе, но также и в ходе дальнейших занятий избранным видом спорта. Таким образом, экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко является в настоящее одним из самых конкурентоспособных методов оценки физического здоровья, а также формирования групп физического воспитания в общеобразовательной школе.

Но практически никакие обстоятельства для занятий физической культурой не сумеют поменять стремление студентов увлекаться спортом. Ключевое условие в начинании занятиями спорта — присутствие мотивации. Мотивация — это осознанная причина активности человека, направленная на достижение конкретной цели. Потребности, лежащие в базе мотивации, побудившей к занятиям спортом, а далее к тяжелым тренировкам, имеют все шансы быть самыми различными, зачастую известными лишь самому человеку. Это могут быть стремления быть сильным, мужественным; приобрести определенные умения и навыки; постоять за себя и близких; повысить свой социальный статус, материальное благосостояние и др.

Итак, физическая культура является неотъемлемой частью учебного процесса. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они могут помочь сконцентрировать все внутренние ресурсы организма на достижении установленной цели, увеличивают функциональность, дают возможность втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. В среднем на занятия физической культурой в вузах отводится около 3–4 часов в неделю, что является общепринятой нормой. Установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше опасаются критики.

Назрела необходимость усиления теоретической подготовки студенческой молодежи в форме бесед на практических занятиях, теоретических занятий, методико-практических занятий. Студенты старших курсов осознают ценность здоровья и здорового образа жизни, но пока не готовы заниматься сохранением своего здоровья, причина этого, возможно, кроется в том, что они еще не осознали и не прочувствовали дефицита в состоянии здоровья. Задача преподавателей физического воспитания заключается в том, чтобы мотивировать студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Начиная реализовать современную и потенциально очень перспективную идею спортизации, наряду с выбором технологий и методик физического воспитания и спортивной тренировки, следует, прежде всего, правильно выбрать методику оценки уровня физического здоровья студента, сделать ее действительно объективной. Это будет являться залогом того, что в спортивных группах будут заниматься здоровые люди, способные выдерживать повышенные физические нагрузки и выполнять поставленные задачи, сократится заболеваемость студентов, сведется к минимуму риск летального исхода на уроках и тренировках. Это и есть основные требования, которые должны стать основой при выборе методов и технологий для спортизации физического воспитания в системе высшего профессионального образования.

Литература:

  1. Лазаренко, В. Г. К вопросу объективного распределения по группам для спортизированного воспитания в школе / В. Г. Лазаренко, А. В. Игнатьев // Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспита- нии: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. — Чайковский, 2011. — С. 78–79.
  2. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и фи- зической подготовленности. — М.: Советский спорт, 2004. — С. 76–77. 3. Макарова, Г. А. Спортивная медицина. — М.: Советский спорт, 2004. — С. 326–328.
  3. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1984. — 496 с.
  4. Харламов И. Ф. Педагогика. М. Гардарики, 1999. — 520 с.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, вуз, занятие, занятие спортом, спорт, здоровый образ жизни.

Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни. Эффективность физического воспитания студентов при... физическая культура, физическое воспитание...

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Формирование физической культуры студентов

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни. Значимость физических упражнений для формирования...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

здоровый образ жизни, студент, физическая культура, спорт...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

мотивация, здоровье, физическая культура, спорт, питание, образ жизни.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа... Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни. Эффективность физического воспитания студентов при... физическая культура, физическое воспитание...

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Формирование физической культуры студентов

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни. Значимость физических упражнений для формирования...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

здоровый образ жизни, студент, физическая культура, спорт...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

мотивация, здоровье, физическая культура, спорт, питание, образ жизни.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа... Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Задать вопрос