Библиографическое описание:

Измаханова М. А., Сейтжанов К. М. Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №8.1. — С. 48-50.

Физическая культура и спорт представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студентов, физическая культура представляет собой обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется путем гармонизации духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [2,8].

Процесс совершенствования системы физического воспитания студентов основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических и естественных наук, но на протяжении последних лет достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к занятиям физической культурой. В последнее время наблюдается общая тенденция возрастания роли физической культуры и спорта в жизни студентов, повышается уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни.

Исследования в среде студентов, по нашему убеждению, имеют существенное практическое значение для оптимизации системы физического воспитания.

Как показывают научные исследования, мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Для студентов младших курсов спорт и физическая культура не являются ничем, кроме как учебной дисциплиной в вузе. Студенты-старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Само понятие «спорт» девушки и юноши рассматривают по-разному. Для большинства девушек занятия спортом – это одно из средств, направленных на обладание красивой фигурой, правильной осанкой. Для юношей более характерно стремление максимально совершенствоваться в данном виде спорта для достижения наивысших результатов [2, 4].

В своей работе нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов, позволяющей выявить на основе выраженности конкретных мотивов деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию [1,9]. От опрашиваемого требовалось дать оценку значимости мотивов по пятибалльной шкале. Для статистической обработки данных был использован процентный t-критерий Стьюдента.

Выборка студентов включала 55 человек, студенток – 45 человек. Общая величина выборочной совокупности – 100 испытуемых.

Заинтересованность спортом проявляется следующим образом: среди студентов 8 % опрошенных читают спортивные газеты, 38% – смотрят спортивные передачи, 25% – посещают спортивные мероприятия, 29 % – ничем не интересуются.

При проведении исследования, мы выделили три блока мотивов, подходящих для исследования мотивации к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов: мотивы укрепления здоровья, мотивы развития двигательных и волевых качеств, эмоциональные мотивы. К мотивам укрепления здоровья относятся мотивы: стремление к укреплению и поддержанию здоровья, хорошее физическое самочувствие после занятий. В структуре мотивов развития двигательных и волевых качеств мы различаем такие мотивы: развитие силы, развитие выносливости, развитие скорости. К эмоциональным мотивам относятся мотивы: удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий [1,18].

Другой теоретической основой нашей работы для изучения мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза является концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, не связанных с ней (мотивы престижа, стремление получить зачет и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные.

Результаты исследований показали, что в настоящее время формирование у молодежи потребности к физическому самосовершенствованию актуально и должно быть долгосрочным позитивным результатом всей работы по физическому воспитанию. Вопрос физического воспитания рассматривался многими специалистами. Однако проблему повышения эффективности физического воспитания студентов в настоящее время нельзя считать достаточно решенной. Сегодня актуальной задачей для преподавателей физического воспитания является формирование у студентов позитивной мотивации к физической культуре и спорту. Поэтому наиболее важным в структуре личной физической культуры студента является мотивационный компонент.

Проблема исследования определялась противоречием между постоянно растущими требованиями к подготовке студентов вузов по физической культуре и не всегда достаточным уровнем мотивации к физической культуре и спорту.

В ходе исследования было выявлено, что в блоке мотивов укрепления здоровья наиболее значимыми являются мотивы стремления к укреплению и поддержанию здоровья (студенты – 58% и студентки – 46%), т. е. юноши достоверно (p<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культуры как к важному фактору укрепления здоровья.

При сравнении мотива «хорошее физическое самочувствие после занятий» не обнаружены значимые различия в оценках студентов и студенток педагогического вуза (студенты – 52% и студентки – 49%).

В группе мотивов развития двигательных и волевых качеств наибольший вес имеют мотивы развития силы и развития выносливости. Результаты сравнительного исследования мотивов развития силы показывают, что эти мотивы студентов достоверно (p<0,05) отличаются от мотивов студенток. Больший удельный вес в мотивационной структуре студентов имеют и мотивы развития выносливости, (студенты – 64% и студентки – 52%). Если студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и волевых качеств, то для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с точки зрения развития двигательных и волевых качеств.

Результаты исследования показывают, что эмоциональные мотивы (удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий) не имеют большого удельного веса для мотивации учебной деятельности к занятиям физической культурой. Лишь третья часть опрошенных студентов педагогических вузов указали на положительное значение эмоциональных мотивов.

Для сравнения мотивационных компонентов (внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации) студентов и студенток нашего вуза нами был использован t-критерий студента.

По полученным данным видно, что достоверных различий по внутренней мотивации между студентами и студентками не наблюдается.

Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации студентов и студенток педагогических вузов преобладает внешняя положительная мотивация, а на второй позиции у студентов находится внутренняя мотивация, а у студенток – внешняя отрицательная мотивация.

Кроме того, можно заметить, что более высокие показатели внешней положительной мотивации студентов педагогических вузов достоверно (p<0,05) отличаются от внешней положительной мотивации студенток. Данный факт в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как фактор, указывающий на половые различия. Студенты и студентки института, судя по результатам исследования, сильно отличаются по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. У студенток стремление избегать критики со стороны преподавателей или друзей, а также уход от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности на занятиях физической культуры, чем у студентов. Таким образом, результаты исследования подтвердили то, что мотивационная структура студентов и студенток в ракурсе исследуемой проблематики отличается.

В заключение сопоставим полученные результаты с итогами исследований, проведенных другими учеными. Наши данные совпадают с результатами, представленными в работах. Вероятно, что сохранение интереса к двигательной активности соответствует психологии современной молодежи. Поскольку здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, то важно поддержать интерес к физической культуре, положительное мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании. Для этого следует смещать акцент внимания с нормативных показателей физкультурно-спортивной деятельности и как можно чаще разнообразить практические занятия, путем включения в них современных средств физической культуры и форм занятий [3, 4].

На вопросы о том, как привлечь студентов к занятиям физической культурой и что нужно сделать для того, чтобы занимающиеся как можно дольше с ними не расставались, можно ответить только при хорошем знании системы мотивов, побуждающих студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, система занятий физической культурой должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития систем внутренней и внешней мотивации личности. Наше исследование показало, что теперь в процессе занятий физической культурой действует в основном внешняя мотивация, поэтому первостепенное значение должно уделяться вопросу формирования внутренней мотивации. В заключении отметим, что исследование мотивационных особенностей студентов вуза может служить исходным основанием для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств учебного процесса на занятиях физической культурой.

 

Литература:

1.      Баламутова, Н. М. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 1. – С. 79–85.

2.      Коник, Г. А. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений / Г. А. Коник, В. А. Темченко, Т. Е. Усова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2006. – № 4. – С. 107–108.

3.      Конкина, М. А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи / М. А. Конкина // 2008. – С. 1–3.

4.      Коноплева, Е. Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов не физкультурных вузов посредством лекционных занятий по теории и методике физкультуры / Е. Н. Коноплева // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2008. – № 3. – С. 45–51.

Основные термины (генерируются автоматически): занятиям физической культурой, физической культуры, студентов педагогических, студентов педагогических вузов, положительной мотивации, физической культуре, мотивов развития двигательных, волевых качеств, внешней положительной мотивации, внешней мотивации, физического воспитания, внутренней мотивации, мотивации студентов, физического воспитания студентов, занятий физической культурой, укрепления здоровья, мотивы развития, мотивов укрепления здоровья, студентов вуза, мотивации студентов педагогических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос