Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Хасанов А. Т. Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 527-529. — URL https://moluch.ru/archive/145/40529/ (дата обращения: 26.04.2018).



В психолого-педагогической литературе нет единого понимания личности, однако существуют разнообразные подходы к ее определению. Большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Одним из важнейших средств формирования человека как личности являются физическая культура с спорт. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влияет на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, охраны и укрепления его здоровья, сферой общений и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но несомненно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации.

Процессе регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивный тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности. Физкультурная деятельность физическими упражнениями целенаправленно выполняемыми двигательными действиями, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно — смысловые и эмоционально-оценочные аспекты, благодаря которым происходит познание своих физических, психологических, функциональных, соматических и других возможностей. Процесс, направленный на познание себя как субъекта деятельности, рассматривается как самопознание личности. Человек познает себя, работает над собой, узнает о самом себе как можно больше, точнее и полнее, овладевает системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.

Структура самопознания личности в процессе физического воспитания, включает пять компонентов:

‒ мотивационно-ценностный (отношение личности к процессу самопознания в сфере физкультурной деятельности);

‒ когнитивный (владение системой знаний о своих психофизической и морфофункциональных возможностей);

‒ деятельностный (формирование умений использовать приемы самопознания);

‒ преобразовательно-творческой (умений направляет деятельности на самоизменение личности);

‒ — оценочно-коррекционный (умений оценит свое состояние и внести изменения в программу самосовершенствования).

Самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности относится к самосознанию, осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопорождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. В физической культуре и спорте наиболее доступно, чем в других видах деятельности, создаются условиях для формирования самооценки. Преодоления, препятствия и трудности различной степени, встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Занятий по физическому воспитанию, как правило, носят коллективный характер, что дает возможность наблюдает за поведением своих сверстников в различных ситуациях, особенности их отношения к различным сторонам жизни. Переживая различные эмоции, оценивая и сопоставляя черты своего характера с теми, что присущи сверстниками, а также получая непосредственные оценки себя и своей деятельности от товарищей по спортивной команде, молодой человек формирует самооценку. Познавая через сравнение качества другого человека, получает материал, необходимый для выработки собственной оценки. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т. е. стремление достичь отделенную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание. Под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относится решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Все эти положительные качества, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всестороннее и гармонично развитую, отражающую высокой уровень общей культуры человека. Всесторонне развития личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Социалльно-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни. Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 9.
  2. Пунин А. Ц. Предмет психологии физического в воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорта, 1984.
  3. Спиркин А. Р. Сознание и самооценка. М.: Политиздат, 1972.
Основные термины (генерируются автоматически): единого понимания личности, Структура самопознания личности, устойчивых компонентов личности, Физическая культура, формировании личности, социальную адаптацию личности, социального становления личности, физическими упражнениями, физическая культура, самопознание личности, самооценку личности, Самопознания личности, отношение личности, основе личности, свойств личности, физкультурной деятельности, системой знаний, физического развития человека, средств формирования человека, упражнениями целенаправленно выполняемыми.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос