Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бреусова, В. С. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога / В. С. Бреусова, В. И. Мосиенко, М. Н. Ольшанская, М. В. Фомовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104977/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Ключевые слова: наставничество, молодой педагог, наставник, профессиональная адаптация и рост.

Я убедился, что как бы человек успешно ни окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…

А. С. Макаренко

В России 2023 год был провозглашён как год наставника и педагога. Президент России Путин В. В. говорил, что вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего.

«Вопросы обучения, наставничества — это всегда обращение к будущему», — отметил глава государства.

В настоящее время система наставничества снова требует самого пристального внимания. Можно сказать, что наставничество жизненно необходимо для молодого педагога. Ведь для молодого специалиста, начинающего свою профессиональную деятельность очень важно получить поддержку более опытного педагога, способного предложить практическую и теоретическую помощь во время работы.

В Указе Президента России Путина В. В. от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует двигаться из того, что к 2024 году нужно создать хорошие условия для развития наставничества.

Эффективной формой профессионального роста педагогов ДОУ является наставничество, которое применяется в дошкольном образовательном учреждении и способствует становлению молодого специалиста. Непосредственно на рабочем месте под руководством наставника, который создает мотивационные, организационные, методические условия для профессионального роста проходит адаптация молодого педагога.

Система наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет неопытным специалистам быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в собственных силах, убедиться в верности выбора профессии, научиться толерантности и коммуникации при взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса и конечно проявить себя и получить мотивацию к дальнейшему карьерному росту. Что же из себя представляет наставничество? Многие философы ещё в древности пытались определить основные задачи наставничества. Греческий философ Платон предполагал, что воспитание нужно начинать с младенческого возраста, так как оно должно обеспечить постепенное вхождение ученика в мир идей. То есть воспитывать способен наставник преклонных лет. Жан Жак Руссо говорил, что главное и самое сложное искусство наставника — это уметь ничего не делать с учеником [1]

К. Д. Ушинский вначале XX века, думая о наставничестве, говорил, что нельзя гордиться своей опытностью, считая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Ведь из-за этого педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки, а также наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя считать, что профессиональный опыт компенсирует отсутствие теоретической подготовки. Ведь теория и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.

В середине 60-х годов XX века понятие наставничество приобрело новое значение. Именно в 60-х наставничество рассматривалось как продуктивная форма профессиональной подготовки молодежи. Наставниками, чаще всего, становились педагоги с хорошей профессиональной подготовкой и достаточным жизненным опытом. Понятие «наставничество» берёт начало в греческой мифологии. Ментор звали наставника Телемаха, сына Одиссея. Так и появился термин «ментор» или «наставник», что означало мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью направить, подсказать, научить и который чаще всего является объектом для подражания. Наставничество — это процесс, в котором наставник ответственен за овладение профессиональными навыками «новичком» наставляемым.

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности. В трудах отечественных авторов Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, О. С. Газман, говорится о том, что, суть педагогической работы наставника состоит в том, чтобы помочь человеку в преодолении тех или иных препятствий, которые самостоятельно он не способен преодолеть.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога: проектировочного, организационного, конструктивного и аналитического.

Молодому педагогу наставничество дает возможность получить поддержку от более опытного педагога, чем он сам. Почувствовать уверенность в профессиональной компетентности. А вот опытному педагогу наставничество даёт возможность передать свой педагогический опыт, поделиться личными приемами работы педагога непосредственно с начинающим специалистом.

Наставничество в ДОУ даёт возможность:

— передать накопленный наставниками опыт;

— увеличить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога;

— создать положительный настрой в профессиональной деятельности;

— быстро достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ.

Наставничество — это двусторонний процесс: с одной стороны — деятельность педагога-наставника, с другой — деятельность начинающего педагога. Этот процесс носит личностный характер и является одной из форм взаимодействия педагогов. Наставник должен обладать основательными знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью [2].

Наставник даёт новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирования необходимых и мотивацию к работе. Обучение начинающего педагога идёт непосредственно на рабочем месте. Наставничество — не просто передача социального опыта, а передача социального капитала.

В нашем дошкольном учреждении мы используем наставничество как одну из эффективных форм работы с начинающими специалистами. В детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Опытные педагоги используют в своей работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разработали персонализированные программы наставничества, а также план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых.

Паспорт персонализированной программы наставничества в МДОУ д/с № 37 на 2022–2023 учебный год

Название программы

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования МДОУ д/с № 37

Авторы

Боритко Марина Васильевна

Организация исполнитель

МДОУ д/с № 37

Целевая аудитория

Воспитатели со стажем работы до 1 года.

Срок реализации

1год (сентябрь 2022 г. — май 2023г.)

Этапы реализации

1 этап — диагностический (сентябрь 2022г.)

2 этап — практический (октябрь 2022г. — апрель 2023г.)

3 этап — аналитический (май 2023г.)

Цель

Оказание помощи молодым педагогам в повышении уровня профессионального мастерства, квалификации и адаптации к коллективу.

Задачи

Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.

Контролировать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Основные направления

Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.

Формирование навыка ведения педагогической документации.

Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.

Развитие профессиональной компетенции.

Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности

Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.

Сочетание теоретических и практических форм работы.

Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.

Анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты

Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств, и ориентация на ценности саморазвития.

Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Перспективный план работы наставника Боритко Марины Васильевны с начинающим воспитателем Мосиенко Валерией Игоревной на 2022–2023 учебный год

Цель работы : оказание помощи начинающему воспитателю в его профессиональном становлении.

Задачи:

— помочь в процессе профессионального становления воспитателя, развивать его способность самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности.

— формировать умения применять формы и методы в работе с детьми первой младшей группы.

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

сентябрь

— анкетирование

— оказание помощи в организации работы с документацией

консультации

ответы на интересующие вопросы

октябрь

— мониторинг детского развития

помощь в подборе диагностического материала

тестирование

ноябрь

— родительское собрание

— создание благоприятного эмоционального климата в группе

помощь в организации и проведении собрания

декабрь

— посещение НОД

просмотр и обсуждение

январь

— РППС в первой младшей группе

— «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

консультация

памятка

февраль

— самостоятельная организация и руководство дидактическими играми детей.

наблюдение

помощь в подборе дидактических игр

март

— оформление конспекта НОД

— анализ детской деятельности

консультация

памятка

апрель

— анализ работы воспитателя по теме «Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания»

консультация

посещение режимных моментов

май

— составление аналитической справки наставника с начинающим воспитателем за учебный год.

— обсуждение итогов и планы на будущий учебный год

совместная деятельность

Наставники всегда готовы помочь молодым специалистам, что позволяет начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать неуверенность в собственных силах, настроить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать развитие собственной профессиональной траектории [7].

В своей работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как:

— практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника; совместное проведение обследования детей;

— мастер-классы;

— решение проблемных ситуаций;

— посещение и анализ занятий опытных педагогов;

— консультации по проведению родительских собраний;

— организация индивидуальных консультаций;

— участие в различных конкурсах.

При помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности.

Молодые педагоги разрабатывают конспекты непосредственно образовательной деятельности вместе с педагогами-наставниками и совершенствуют свое самообразование, участвуют в проектной деятельности детского сада.

В свою очередь, работая с начинающими педагогами, наши наставники увеличивают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы и применяют в своей работе интерактивные технологии. Наставники помогают начинающим педагогам применять наиболее эффективные формы и методы работы, которые содействуют профессиональному становлению молодого педагога.

Основная цель работы наставника с начинающим педагогом — это развитие личности, которая способна успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов [6].

Современные процессы в образовании дают необходимость более широкого использования наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество служит эффективным механизмом повышения профессионального мастерства педагогов-наставников, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым.

Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества — это эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых педагогов. Молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, увеличивает свой профессиональный уровень и способности. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции.

Технология наставничества в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога.

В то же время педагог-наставник, обучая и помогая молодому специалисту, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Литература:

  1. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность — Москва, 201 1.
  2. Вагин И. О. Наставничество; Студия АРДИС — Москва, 2014.
  3. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
  4. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
  5. Крылов А. В. Молодой специалист в образовании // Педагогическая диагностика. 2013. № 4.
  6. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета, 2018. 140 с.
  7. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Эволюция в системе наставничества в педагогической практике. Академия, 2018. 284 с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, наставничество, наставник, начинающий педагог, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, молодой специалист, опытный педагог, педагог, профессиональное становление.


Ключевые слова

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональная адаптация и рост

Похожие статьи

Наставничество как эффективный метод профессионального...

Система наставничества успешно применяется в МДОУ д/с № 80. На протяжении двух лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для молодых специалистов. Наиболее сложным этапом в работе как молодого специалиста, так и наставника является практика.

Об эффективности внедрения системы наставничества в процесс...

молодой педагог, молодой специалист, начинающий педагог, наставник, наставничество, педагог, образовательная организация, объектная позиция, педагогическая деятельность, процесс наставничества.

О реализации практики наставничества молодых педагогов...

Педагог сегодня — это специалист, обладающий совокупностью качеств: общие и профессиональные компетенции, высокий уровень педагогической и коммуникативной культуры.

Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога

Любой педагог использует в работе метод коучинга, старший воспитатель через консультации, мастер-классы, семинары мотивирует педагогов к самостоятельной работе, решению педагогических ситуаций и саморазвитию. Методику коучинга можно коротко раскрыть так

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

‒ по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать приемы работы, организацию прогулки детей.

Теоретико-методологическое обоснование проблемы...

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации.

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

К каждому молодому педагогу прикреплен опытный специалистнаставник. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

На следующем — внедренческом этапе реализации программы, решаются задачи, направленные на совершенствование методического сопровождения молодых педагогов в условиях детского сада.

Наставничество как условие профессионального становления...

По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].

Похожие статьи

Наставничество как эффективный метод профессионального...

Система наставничества успешно применяется в МДОУ д/с № 80. На протяжении двух лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для молодых специалистов. Наиболее сложным этапом в работе как молодого специалиста, так и наставника является практика.

Об эффективности внедрения системы наставничества в процесс...

молодой педагог, молодой специалист, начинающий педагог, наставник, наставничество, педагог, образовательная организация, объектная позиция, педагогическая деятельность, процесс наставничества.

О реализации практики наставничества молодых педагогов...

Педагог сегодня — это специалист, обладающий совокупностью качеств: общие и профессиональные компетенции, высокий уровень педагогической и коммуникативной культуры.

Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога

Любой педагог использует в работе метод коучинга, старший воспитатель через консультации, мастер-классы, семинары мотивирует педагогов к самостоятельной работе, решению педагогических ситуаций и саморазвитию. Методику коучинга можно коротко раскрыть так

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

‒ по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать приемы работы, организацию прогулки детей.

Теоретико-методологическое обоснование проблемы...

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации.

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

К каждому молодому педагогу прикреплен опытный специалистнаставник. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

На следующем — внедренческом этапе реализации программы, решаются задачи, направленные на совершенствование методического сопровождения молодых педагогов в условиях детского сада.

Наставничество как условие профессионального становления...

По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].

Задать вопрос