Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога
Авторы: Государева Наталия Николаевна, Александрова Ирина Витальевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 25.07.2023
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Государева, Н. Н. Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога / Н. Н. Государева, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8521/ (дата обращения: 03.05.2024).
Авторы — руководители ДОУ города Чебоксары с большим стажем работы, делятся опытом работы с начинающими специалистами в ДОУ города Чебоксары. Отмечается актуальность схемы работы стажист — новичок, слаженная работа в паре, значение поддержки всего коллектива.
Ключевые слова: ДОУ, наставник, современные технологии.
В последнее время в образовательных учреждениях города Чебоксары стабильно увеличивается число молодых педагогов, это часто выпускники педагогических университетов, колледжей, которые делают свои первые шаги в профессиональной карьере.
На неопытного молодого специалиста в дошкольном учреждении обрушивается масса требований и задач от руководства, новый коллектив сотрудников и настороженных родителей, у которых надо завоевать доверие. Именно в этот момент важно протянуть руку помощи и оказать поддержку, т. к. начинающим специалистам особенно сложно, у них еще нет практических знаний, и часто они не понимают, как следует построить работу.
Старшему воспитателю и руководителю ДОУ необходимо взять «под крыло» начинающего и подобрать ему опытного наставника, педагога творческого и с большим опытом. Стажист сможет личным примером показать и научить, как, проявив свои творческие способности, организовывать рабочий день и научит справляться со страхами и стрессом.
Современное общество выдвигает определенные запросы к уровню компетентности педагогов и важно, чтобы молодые специалисты им соответствовали. У большинства новичков отмечаются такие трудности: им сложно применять полученные знания на практике; страх перед ответственностью и недостаточный опыт работы с детьми; завышение или чрезмерное занижение возможностей; низкая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста
Время «погружения» начинающего в профессию отличается напряженностью, от того, как оно пройдет, зависит дальнейший профессиональный рост и раскрытие как профессионала.
Разнообразные традиционные и инновационные методы работы с педагогами раскрепощают, развивают активность, умение проявлять инициативу, и др.
Тренинги — содействуют как индивидуальной работе по анализу сложившейся проблемы; так и учат работать в группе коллег.
Портфолио — актуальная в последнее время, содержательная и активная форма работы педагога — это результат деятельности за определенный период.
В последнее время популярным стал коучинг , это сильное средство, способствующее как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов, раскрывает потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности, одна из эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.
Любой педагог использует в работе метод коучинга, старший воспитатель через консультации, мастер-классы, семинары мотивирует педагогов к самостоятельной работе, решению педагогических ситуаций и саморазвитию. Методику коучинга можно коротко раскрыть так:
Партнерство = раскрытие потенциала = результат.
Коуч стимулирует творческий поиск и направляет педагогов к уникальным способам достижения цели, в ходе которых педагог чувствует, что его идеи и предложения не останутся без внимания.
Игротренинг — это форма обучения, организованная по определенным правилам, сочетающая игру и упражнение, где дети в процессе игр и общения уточняют и расширяют представления, овладевают умениями самовыражения, самообучения.
Технология сотрудничества — главная задача — научится учиться вместе, а не только помогать друг другу, понимать свои успехи и принимать успехи коллег. Предусматриваются варианты, и наиболее интересный — занятие в команде, где определяется групповая цель. Успех достигается только при общей работе всех членов группы над какой-то проблемой или вопросом.
По-прежнему актуально и очень эффективно взаимопосещение опытными педагогами занятий молодых воспитателей и наоборот, живой анализ просмотренного, решение педагогических задач, курсы повышения квалификации и т.д.
Молодой специалист постепенно проходит несколько стадий принятия себя как специалиста:
- самый сложный период, осознаются свои возможности как педагога, понимается и принимается значимость для детей, родителей, коллектива.
- формируются профессиональные умения, опыт, происходит поиск методов работы, формирование собственного стиля в работе, изучение опыта работы коллег ДОУ, и т. д.
- определяется система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, внедрение в работу новых технологий, методик.
- происходит саморазвитие, освоение нового и желание повышать образование, квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы, участие в конкурной деятельности, публикация первого опыта работы.
Стоить обратить внимание и вопросам педагогической этики, молодые воспитатели бывают резки, очень прямолинейны, обижаются по пустякам, а дошколята отвечают неприязнью, грубостью. Администрации ДОУ важно собственным примером показывать, что успех зачастую зависит от ежедневных мелочей: одежды, голоса, жестов, случайно сделанных замечаний, выражения лица и др.
Исходя из опыта работы, хочется заметить, что сроки преодоления ступеней у начинающего педагога сугубо индивидуальны, т. к. профессиональные качества зависят от темперамента, характера, умения перестраиваться, темпа восприятия и переработки получаемой информации, и т. д.
Стоит подчеркнуть, что в каждом учреждении свои традиции, наработанная система работы с педагогами, и от того, как коллектив во главе с руководителем примет «новенького» зависит последующая успешная дорога в дошкольное образование.
Литература:
1. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения — 2008. — № 11. — С. 41–44.
2. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Айрис — пресс, 2006.
3. Гаворина Л. С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения — 2009. — № 1.
4. Смолкин А. М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1999.
5. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006.