О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Г. О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации / Н. Г. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8196/ (дата обращения: 22.05.2024).



Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, наставничество, молодой специалист, наставник, дорожная карта.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2025 года одним из приоритетных направлений является совершенствование системы дошкольного образования. Модернизация системы образования предполагает высокие требования к деятельности педагога.

Педагог сегодня — это специалист, обладающий совокупностью качеств: общие и профессиональные компетенции, высокий уровень педагогической и коммуникативной культуры.

Вышеперечисленные качества педагога являются основой для эффективного функционирования дошкольного образовательного учреждения, реализующего государственный заказ — социализация ребенка в обществе. Качество реализации государственного заказа в ДОУ напрямую зависит от профессионализма педагогов, их квалификации, а также стремления развиваться.

Сегодня востребован такой педагог, который будет мобильным, быстро адаптирующимся под меняющиеся условия, творчески мыслящим, имеющим опыт и умеющим его осознать. Поэтому все больше внимания уделяется созданию условий для овладения этими умениями.

Молодые педагоги, не имеющие опыта работы, сталкиваются с рядом проблемных ситуаций в процессе осуществления профессиональной деятельности. Возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту, и недостаточной сформированностью компетенций в силу отсутствия практического опыта. Недостаток своевременной поддержки со стороны руководства и педагогического состава может привести к сомнениям в профессиональной и личностной сферах со стороны молодого педагога.

Таким образом, задача руководства дошкольного образовательного учреждения — помочь молодым педагогам адаптироваться в профессиональной среде, а также не разочароваться в том профессиональном пути, который они выбрали.

Для осуществления данной задачи в практику взаимодействия между педагогами ДОУ активно внедряется модель наставничества.

Согласно Практическому пособию для кураторов в образовательных организациях под редакцией Н. Ю. Синягиной, наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении [2].

Е. А. Дудина описывает наставничество как процесс направленной помощи, поддержки и сопровождения становления, выбора жизненного пути, развития и самосовершенствования человека посредством взаимодействия с более старшим, опытным, мудрым, обладающим уникальным знанием субъектом (наставником) является почти универсальным [1].

Наставничество как процесс передачи опыта имеет долгую историю. Великие педагоги размышляли о проблемах наставничества. Например, Ж. Ж. Руссо писал, что искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником.

В свою очередь, К. Д. Ушинский считал, что наставнику не следует гордиться своей опытностью, высчитывая годы труда. Один только многолетний опыт, по словам К. Д. Ушинского, не может являться основой для осуществления деятельности, необходимо знание теоретических основ. Только в такой связи, теоретические знания и опыт, мы можем говорить о профессиональном мастерстве.

Наставничество молодого педагога обеспечивает его личностное и профессиональное становление гармоничное вхождение в трудовую деятельность.

Наставничество как форма взаимодействия педагогов позволяет:

— повысить уровень профессиональной подготовки молодых специалистов в ходе передачи опыта;

— развить у молодых специалистов позитивное отношение к реализуемой деятельности;

— ускорить рост развития профессиональных показателей за счет меньшей длительности периода адаптации;

— обеспечить наставникам возможность карьерного роста, признание их опыта и заслуг за педагогическую деятельность.

Такая форма поддержки как наставничество позволяет снизить текучесть кадров в образовательной организации, так как именно наставник помогает начинающему педагогу раскрыть свои возможности и увидеть перспективы роста [3].

Одним из ключевых моментов в реализации наставничества выступает обоюдная готовность и наставника, и молодого специалиста к взаимодействию. Эта готовность выражается в умении наставника передать тот опыт, который он имеет, а начинающего специалиста — воспринимать этот опыт.

Наставник при взаимодействии с молодым специалистом работает в следующих направлениях:

  1. Вхождение в профессию. Здесь наставник реализует адаптацию наставляемого, формирование своего стиля работы, взаимодействие с коллективом детей, родителей, педагогов и администрации ДОУ, формирование профессиональных умений. Также на данном направлении наставник может делиться методическими материалами, имеющимися у нег, или способствовать накоплению молодым специалистом собственных.
  2. Эмоциональная поддержка. Данное направление предполагает работу с эмоциями и переживаниями наставляемого. В процессе обучения в учреждениях профессионального и высшего образования студентам в основном выдается теоретическая база по реализации профессиональной деятельности. Мало кто работает с эмоциональной подготовкой будущих специалистов. В начале педагогической деятельности молодой специалист может быть не готов к трудностям, которые могут его ожидать. Здесь наставнику важно показать, что опыт — это не только ситуации успеха, но и ошибки.
  3. Самосовершенствование молодого педагога. Развитие профессиональных навыков — один из важнейших аспектов достижения профессионального мастерства. В связи с быстротечными изменениями в сфере образования педагогам необходимо постоянно совершенствовать свои умения, повышать квалификацию, овладевать новыми методиками, технологиями взаимодействия с дошкольниками.

Таким образом, направления в работе наставника с начинающим педагогом содержат в себе фундаментальную работу по формированию образа будущего мастера педагогической деятельности.

В нашем МБДОУ «Детский сад № 5 «Лучик» практика наставничества становится все более актуальной. Цель наставничества — создание благоприятных условий для полноценного вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Реализацию данной практики мы проводим в несколько этапов. Для достижения цели практики наставничества совместно с молодым педагогом составляется дорожная карта. По нашему мнению, дорожная карта — наиболее удобный и эффективный инструмент работы по реализации наставничества, так как предполагает совместное планирование, детальное описание этапов, возможность корректировки, правок.

Реализуемая дорожная карта представлена в таблице 1.

Таблица 1

Дорожная карта молодого специалиста-воспитателя МБДОУ «Детский сад № 5 «Лучик»

Название этапа

Сроки реализации этапа

Содержание этапа

Методическое обеспечение

Диагностика результатов

Адаптационный этап

1–2 месяца

  1. Знакомство молодого педагога с организацией.
  2. Изучение нормативно-правовой базы ДОУ.
  3. Установление связей с коллективом и администрацией ДОУ.
  4. Диагностика умений и навыков молодого специалиста.
  5. Представление молодого специалиста воспитанникам и их семьям.
  6. Работа с психологом ДОУ.
  7. Освоение норм профессии.
  8. Приобретение профессиональной автономности.

— Сайт ДОУ

— Устав ДОУ.

— Беседы с коллегами.

— Чтение профессиональной литературы.

Анкетирование наставляемого, направленное на оценивание успешности прохождения данного этапа.

Рефлексия. Беседы с наставником.

Вхождение в профессиональную деятельность

До 1–1.5 года

  1. Совместная работа наставника и наставляемого в группе.
  2. Посещение методических объединений.
  3. Прохождение курсов повышения квалификации.
  4. Участие в семинарах-практикумах.
  5. Организация мероприятий в ДОУ.
  6. Участие в конкурсах, организованных ДОУ.

— Изучение методических материалов наставника.

— Сайты сети Интернет.

— Чтение профессиональной литературы.

Проведение открытого занятия.

Решение профессиональных кейсов.

Ведение дневника наблюдений.

Рефлексия. Беседы с наставником.

Оценочные листы умений.

«От наставляемого к наставнику»

До 5 лет

  1. Профессиональная реализация педагога.
  2. Накопление собственного опыта.
  3. Прохождение курсов дополнительного профессионального образования.
  4. Участие в профессиональных конкурсах.
  5. Участие в семинарах, методических объединениях.
  6. Представление опыта коллегам.
  7. Карьерный рост.

— Изучение методических материалов наставника.

— Сайты сети Интернет.

— Чтение профессиональной литературы.

Научная работа педагога.

Участие в конференциях.

В настоящее время дорожная карта еще реализуется. Об итогах осуществления практики наставничества мы планируем описать в следующих исследованиях.

Таким образом, мы можем видеть, что активная поддержка наставника молодому специалисту требуется первые год-полтора. Наставнику необходимо уметь создать такие условия, при которых молодой специалист будет осознавать свою роль и значимость в образовательной организации и при реализации воспитательной деятельности, а также будет находиться в непрерывном совершенствовании своих профессиональных и личностных умений.

В наше время модель наставничества выходит на первые позиции в образовании. В ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку мастера, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В свою очередь, начинающие педагоги способны привнести новый взгляд на существующую систему работы ДОУ, на воспитание детей, их развитие. В тесном сотрудничестве наставника и наставляемого решаются задачи по совершенствованию педагогических умений не только молодых педагогов, но и опытных. Именно поэтому модель наставничества способна стать условием для повышения уровня образования в ДОУ.

Литература:

  1. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е. А. Дудина. — Вестник НГПУ. — 2017. — № 5.
  2. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
  3. Широбокова, Т. Б. Лакеева О. А. Тырина И. В. Роль наставничества в условиях ДОУ как инструмент повышения профессионализма молодых специалистов / Т. Б. Широбокова, О. А. Лакеева, И. В. Тырина. — Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2020. — № 10.
Задать вопрос