Система работы с молодыми специалистами в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 11.02.2022

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Н. А. Система работы с молодыми специалистами в ДОУ / Н. А. Петрова, В. М. Лудина, Т. Ю. Юманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7084/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье описана система работы детского сада с начинающими молодыми специалистами.

Ключевые слова : молодые педагоги, методическое сопровождение, профессиональный рост.

Развитие системы образования напрямую связано с профессиональным ростом педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и требования к системе профессиональной деятельности определяют, что педагоги должны эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Поэтому основной целью работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) является повышение качества и эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирование повышения профессиональной и педагогической компетентности начинающих педагогов. Решать эту задачу в первую очередь предстоит руководителю и старшему воспитателю.

Как известно, в каждом коллективе формируются свои нормы поведения, сложившиеся традиции. Поэтому, дальнейший успех молодого специалиста будет зависеть от его встречи с руководством команды.

Как показывает практика, молодые педагоги, не получившие поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными, неуверенными в себе. Молодой педагог боится неудач своей работы, взаимодействия с родителями воспитанников, критики со стороны администрации учреждения и опытных коллег. Педагоги, перешедшие из одного образовательного учреждения в другое, также могут испытывать трудности в период адаптации к новому коллективу.

Таким образом, перед коллективом дошкольного учреждения мы поставили следующие задачи:

– Научить педагога, пришедшего в коллектив ДОУ, работать в новых профессиональных условиях;

– Включить педагога в сложившиеся традиции ДОУ;

– Помочь снять психоэмоциональное напряжение, беспокойство педагога;

– Создать условия для постоянного совершенствования своего профессионального мастерства.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении стала функционировать «Школа молодого педагога», цель которой — помочь начинающим педагогам повысить свою профессиональную компетентность. К работе в Школе привлекаются опытные, творческие специалисты, рассматривающие вопросы теории и практики. Встречи проводятся раз в месяц по плану с учетом вопросов и проблем начинающих педагогов.

Различные формы работы с молодыми специалистами, такие как, анкетирование, коуч-сессии, посещение открытых обучающих занятий и т. д., способствуют развитию профессионального интереса, роста педагога, активному освоению методов работы с детьми и их родителями.

Большое значение в работе педагога оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Важно, чтобы педагог понимал, на что он способен. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью самостоятельного изучения и раскрытия своих внутренних ресурсов в нашем дошкольном учреждении организована психологическая и методическая помощь молодым педагогам. С ними проводится следующая работа.

В начале каждого учебного года на педагогическом совете ДОУ утверждаются проблемы, над которыми будет работать каждый педагог. Такое распределение позволяет разнообразить содержание методической работы, освоить современные методы и технологии, творчески использовать их в своей работе.

В методическом кабинете оформлен экран участия педагогов в методической работе, то есть определяется роль каждого педагога во всей системе повышения педагогического мастерства. Задачи дошкольного учреждения на учебный год совпадают с тематикой проблем годового плана, а также семинаров-практикумов.

Важным стимулом для профессионального роста педагогов являются выступления с творческими отчетами перед коллегами.

Для повышения интереса педагогов к новому, применяем практические занятия в форме «круглых столов», «мозгового штурма», деловых игр. Создаем необходимые условия для раскрытия профессиональных интересов и способностей педагогов. Это происходит путем взаимодействия педагогов, использующих различные формы индивидуальной и коллективной работы. А именно: проведение семинаров, тренингов, педагогических чтений, презентаций современных технологий, портфолио.

Также профессиональному развитию педагога способствуют курсы повышения квалификации и процедура аттестации. Для повышения педагогической компетенции проводим взаимопосещения, наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов, мастер-классы; организовываем просмотр вебинаров, семинаров, принимаем участие в конференциях по распространению передового педагогического опыта, участвуем в профессиональных конкурсах, обсуждаем и пишем статьи в различные журналы.

Каждый педагог в течение учебного года заполняет диагностическую карту, в которой отражает свои профессиональные достижения. Включение данных в диагностическую карту позволяет педагогу самому контролировать достижения в разных направлениях, обобщать и расширять свой опыт, собирать необходимые материалы, определять уровень профессионального развития и определять тематику самообразования. На итоговом педагогическом совете обобщаются итоги работы, составляется план по самообразованию на предстоящий учебный год. При составлении плана учитываются стаж работы педагогов, имеющаяся категория, указываются темы самообразования, формы и сроки отчетов, а также интересующие их темы курсов повышения квалификации.

Наш педагогический коллектив системно работает над повышением профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свои способности и выстроить свою профессиональную траекторию. К каждому молодому педагогу прикреплен опытный специалист — наставник. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.

Задача наставника — не только помочь молодому специалисту, но и показать на своем примере лучшие возможности для работы с детьми. Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с предварительной анкеты-беседы, в которой молодой специалист указывает на свои трудности в работе. По результатам анкетирования и собеседования определяется план совместной работы начинающего педагога и наставника.

Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях поможет ему не нарушать микроклимат в педагогическом коллективе и стать полноценным участником образовательного процесса, даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.

В коллективе, где опора на положительные качества педагога сочетается с высокой требовательностью к нему, живут добрые традиции, дух большой ответственности, дружеская поддержка, творческая инициатива, тогда начинающий специалист быстро и безболезненно войдет в педагогический коллектив.

Литература:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. — М.: ТЦ Сфера, 200.
  2. Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ// Управление ДОУ. 2010. — № 3.- С. 82–85.
  3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ООО АСТ, 2003. — 393 c.
  4. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ/Н. С. Голицына. — М., 2015. — 120с.
  6. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольном образовательных учреждениях/И. В. Никишина. — Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: Логос, 2011.
  8. Третьяков П. И., Шарай Н. А. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем// Проблемы педагогики и психологии. — 2012. — № 4.- С. 295–300.

Ключевые слова

профессиональный рост, методическое сопровождение, молодые педагоги
Задать вопрос