Развитие у учащихся навыка давать обратную связь в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 26.04.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Жумабекова, А. А. Развитие у учащихся навыка давать обратную связь в учебном процессе / А. А. Жумабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101961/ (дата обращения: 28.04.2024).



Я использую различные методы для достижения цели урока в ежедневном ходе урока, но по моему опыту работы улучшения качества обучения некоторых учащихся не произошло. Для того, чтобы узнать, как улучшить качество образования, я читала и знакомилась с различной литературой. Одним из изученных источников является Боуд Д., Лоусон Р. и Томпсон Д. (2013) «Влияет ли участие учащихся в самооценке на их суждения с течением времени?» Я ознакомилась с исследовательской работой. В этом исследовании были рассмотрены изменения навыков самооценки учащихся за определенный период времени, а также было отмечено, что качество образования учащихся в фокус-группе несколько улучшилось в течение исследования. Основываясь на этом исследовании, я хотела улучшить свою педагогическую практику.

Я определила конкретные проблемы, а именно:

— неумение учащихся анализировать свои действия;

— снижение успеваемости учащихся во время преподавания раздела «Программирование»;

— неспособность учащихся давать конструктивную обратную связь;

— неумение учащихся систематически планировать свою деятельность.

Я просмотрела различную литературу с целью более глубокого исследования. В одном из исследований, в проекте Патрисии МакКлюр «Размышление о практике», приводятся попытки совершенствования навыков самоанализа учащихся путем ведения рефлексивного дневника.

Следующий изученный источник — Аркалгуд Рамапрасад из Университета Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», посвящен эффективному использованию обратной связи.

После изучения различных литературных источников была определена цель исследования.

  1. Цель исследования:

— Совершенствование способности учащихся к анализу (рефлексии) своих действий;

— Повышение способности учащихся давать конструктивную обратную связь;

— Повышение успеваемости учащихся при обучении раздела «Программирование» за счет эффективной организации рефлексии и обратной связи;

  1. Ожидаемый результат

Улучшение успеваемости учащихся в фокус-группе за счет совершенствования навыков предоставления конструктивной обратной связи и всесторонних размышлений.

  1. Для реализации цели исследования был разработан следующий план:

— Чтение литературы по теме исследования;

— Создание фокус-группы;

— Прием входных анкет от учащихся;

— Эффективное осуществление рефлексии и обратной связи;

— Сбор данных, систематизация, анализ;

— Отражение.

В качестве фокус-группы мы взяли учащихся каждого класса, обучающихся на «3» и ниже, 4 классов.

Для того, чтобы узнать мнение учащихся, был проведен входной опрос. В ходе вступительного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:

—Какое значение для вас имеет рефлексия?

—Насколько важна для вас обратная связь?

Как вы думаете, в каком разделе урока рефлексия урока для вас эффективна?

Как вы думаете, в каком разделе урока обратная связь для вас эффективна?

—Какой тип рефлексии, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?

—Объясни свой ответ?

—Какой тип обратной связи, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?

—Объясни свой ответ?

—В какой форме вы любите организовывать рефлексию?

—В какой форме вам нравится организовывать обратную связь?

Примеры ответов учащихся на этот опрос включают:

Какое значение для вас имеет рефлексия?

Рис. 1. Какое значение для вас имеет рефлексия?

Насколько важна для вас обратная связь?

Рис. 2. Насколько важна для вас обратная связь?

В результате входного опроса 68,42 % респондентов указали, что эффективно организовать рефлексию и обратную связь в конце урока, а 60,49 % респондентов — после выполнения каждого задания. Отмечено, что для развития аналитических способностей эффективны три вида рефлексии ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-учитель. 71 % респондентов указали, что тип организации обратной связи «учитель-ученик» эффективен для развития аналитических способностей. 65,79 % респондентов отметили, что рефлексию и обратную связь лучше организовать в устной форме.

По результатам полученной входной диагностики мы попытались использовать на уроках формы критической рефлексии ученик-ученик (устная), учитель-ученик (письменная), в частности, отражение настроения и эмоционального состояния (сигнальные карточки, жесты), рефлексия действия (в конце главы), рефлексия содержания учебного материала (продолжение предложения..., «тегов» облачная стратегия). Эти размышления связаны с развитием знаний и навыков понимания, т. е. называют факты и термины, объясняют принцип их действия, предсказуемо описывают сферу их дальнейшего использования. В следующей четверти мы попытались использовать вид рефлексии, развивающий умение применять, то есть применять полученные знания в реальной практической ситуации. Например, Какие примеры вы можете привести..., Как вы можете показать свое понимание..., Где вы можете использовать.... Далее мы постарались задавать вопросы, развивающие аналитические способности. Например, какая разница..., какой вывод можно сделать...? С помощью этих вопросов они могут определить взаимосвязь между темами, оценить важность информации.

Опираясь на размышления студентов фокус-группы, мы постарались подготовить задания так, чтобы следующие уроки были эффективны и для этих учащихся.

По результатам входного анкетирования, полученного от учащихся, мы использовали формы организации обратной связи «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-учитель» на наших занятиях.

Мы использовали следующие типы организации обратной связи.

—Устная обратная связь (на ежедневных уроках)

—Письменная обратная связь (для проектной работы, формативной контрольной работы)

—Давать обратную связь о своей работе и работе другой группы во время групповой работы.

—Ведение рефлексивного дневника.

В ходе проведенной исследовательской работы мы убедились, что все формы обратной связи эффективны. Однако форма обратной связи «учащийся- учащийся» имеет свои недостатки. В частности, учащиеся должны смотреть на чувства друг друга и давать эффективную обратную связь. Хотя письменная обратная связь более эффективна, чем устная, она требует меньше времени. Если мы сможем определить и использовать эффективную форму обратной связи, исходя из типа выполняемого задания, только тогда обратная связь, несомненно, окажет положительное влияние на качество образования.

Подводя итоги исследовательской работы в данной деятельности, были сделаны следующие выводы:

— Повышение качества обучения учащихся фокус-группы по разделу «Программирование».

— Повышение навыков рефлексии и обратной связи учащихся (способность проводить полный анализ своих действий)

— Недостаточная организация формы рефлексии и обратной связи «ученик-ученик»;

— Отсутствие времени на размышления и полную организацию обратной связи;

— Изучить и применить в своей практике другие эффективные методы организации рефлексии и обратной связи.

Литература:

  1. Боуд, Д., Лоусон, Р. и Томпсон, Д. (2013) «Участие учащихся в самооценке корректирует их суждения с течением времени?». Опубликовано в Интернете: 20 февраля 2013 г.;
  2. Патрисия МакКлюр «Размышления о практике», Школа наук о здоровье, Университет Ольстера, http://www.practicebasedlearning.org/;
  3. Аркалгуд Рамапрасад, Университет Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», Университет Южного Иллинойса;
  4. Дэвид Карлесс, Дайан Солтер, Мин Янг и Джой Лам «Разработка устойчивых практик обратной связи», Vol. 36, нет. 4, июнь 2011 г., стр. 395–407.
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, конструктивная обратная связь, ваше мнение, входной опрос, исследовательская работа, какая форма, какое значение, письменная обратная связь, различная литература, рефлексивный дневник.


Похожие статьи

Принципы конструктивной обратной связи... | Молодой ученый

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской практике учителя

Обратная связь может быть предоставлена в устной и письменной форме.

При этом основная цель обратной связи — эффективное качественное обучение учащихся.

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений.

Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале...

«Обратная связь в образовательном процессе — это процесс получения информации о

Так, ученику, чья работа была оценена на «2», была дана учителем такая обратная связь

– умеет сопоставлять свойства различных веществ. После анализа работ была дана обратная связь.

Важно учителю помнить: конструктивная обратная связь очень важна для ученика.

Методы PR-работы с аудиторией государственной организации

В статье автор исследует обратную связь получателей социальных услуг по оценке деятельности

Ключевые слова: социальная защита, обратная связь, работа с аудиторией.

Приведём несколько мнений респондентов: — Наша семья очень довольна работой центра.

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Библиографическое описание: Белозерова, Л. А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации / Л. А. Белозерова.

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в...

Важно учителю помнить: конструктивная обратная связь очень...

Таковыми выступают различные сервисы: «Google Форма», Canva, Online Test Pad, Mindomo, Quizizz и много

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений...

Обратная связь — одна из главных идей и ведущих принципов в процессе обучения.

Искусственный интеллект в сфере образования | Статья в журнале...

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с.

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

Особенно остро эта проблема проявилась в связи с пандемией COVID-19.

дистанционное образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения.

Пять параметров конструктивной обратной связи

Конструктивная обратная связь играет не маловероятную роль в успешном обучении для

Ученики также предпочитают корректирующую обратную связь, нежели прямую похвалу.

работа с электронными учебниками; — работа с демонстрационными материалами

— дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и...

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

Обратная связь. Она должна быть стабильной и постоянной.

Дизайн здесь рассматривается именно как проектирование. На этом этапе работа – преимущественно педагогическая: разрабатывается

D – Development (разработка). Методическому оснащению придается форма готового курса.

рефлексивный анализ полученного опыта; теоретическое обоснование опыта

Похожие статьи

Принципы конструктивной обратной связи... | Молодой ученый

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской практике учителя

Обратная связь может быть предоставлена в устной и письменной форме.

При этом основная цель обратной связи — эффективное качественное обучение учащихся.

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений.

Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале...

«Обратная связь в образовательном процессе — это процесс получения информации о

Так, ученику, чья работа была оценена на «2», была дана учителем такая обратная связь

– умеет сопоставлять свойства различных веществ. После анализа работ была дана обратная связь.

Важно учителю помнить: конструктивная обратная связь очень важна для ученика.

Методы PR-работы с аудиторией государственной организации

В статье автор исследует обратную связь получателей социальных услуг по оценке деятельности

Ключевые слова: социальная защита, обратная связь, работа с аудиторией.

Приведём несколько мнений респондентов: — Наша семья очень довольна работой центра.

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Библиографическое описание: Белозерова, Л. А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации / Л. А. Белозерова.

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в...

Важно учителю помнить: конструктивная обратная связь очень...

Таковыми выступают различные сервисы: «Google Форма», Canva, Online Test Pad, Mindomo, Quizizz и много

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений...

Обратная связь — одна из главных идей и ведущих принципов в процессе обучения.

Искусственный интеллект в сфере образования | Статья в журнале...

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с.

Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской...

Особенно остро эта проблема проявилась в связи с пандемией COVID-19.

дистанционное образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения.

Пять параметров конструктивной обратной связи

Конструктивная обратная связь играет не маловероятную роль в успешном обучении для

Ученики также предпочитают корректирующую обратную связь, нежели прямую похвалу.

работа с электронными учебниками; — работа с демонстрационными материалами

— дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и...

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

Обратная связь. Она должна быть стабильной и постоянной.

Дизайн здесь рассматривается именно как проектирование. На этом этапе работа – преимущественно педагогическая: разрабатывается

D – Development (разработка). Методическому оснащению придается форма готового курса.

рефлексивный анализ полученного опыта; теоретическое обоснование опыта

Задать вопрос