Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

В последние годы образование переходит в онлайн. И все чаще в этом контексте упоминается педагогический дизайн. Преподаватели понимают, что это необходимый навык для продолжения работы в новых условиях. Для некоторых это даже возможность выйти на новый карьерный уровень и преумножить доходы. Но что же это такое? Попробуем разобраться.

Что такое педагогический дизайн

В широком смысле педагогический дизайн – это совокупность действий по организации онлайн-обучения. В разных источниках даются многочисленные его трактовки в более узком смысле:

  1. Научная область, исследующая образовательные условия и имеющая целью выработать общие регламенты для наиболее общих ситуаций.
  2. Дисциплина, изучающая разработку и внедрение образовательных стратегий.
  3. Процесс выстраивания педагогической системы, анализа проблем и поиска решений, конечная цель которого – создание образовательного контента.
  4. Подход к организации учебного процесса и работе с образовательным контентом.
  5. Инструмент разработки и повышения эффективности образовательного контента.

На английском этот термин звучит как “instructional design”, что в дословном переводе означает «учебный дизайн» или «учебное проектирование».

Так что с дизайном в том смысле, какой первым приходит на ум, общего здесь мало. Педагогический дизайн – это педагогика, помноженная на менеджмент и воплотившаяся в проектной деятельности.

Для чего педагогу дизайнерские навыки

Тех, кто испугался слова «дизайнерские», успокоим сразу: быть художником вам не придется. Своим трудом вам предстоит вовлекать аудиторию в образовательный процесс, наглядно и грамотно представлять материал, а также оценивать эффективность собственной деятельности. Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи:

  1. Выясняет, что нужно аудитории. Речь идет как об информационных потребностях, так и об особенностях восприятия. Все это предстоит увязать с ожидаемым результатом.
  2. Ставит цели обучения (или отдельного курса), раскрывает их через частные задачи.
  3. Подбирает / составляет образовательные материалы, соответствующие аудитории и поставленным целям, оформляет их для наиболее эффективного представления.
  4. Разрабатывает систему оценки результатов.

Как видите, оформительские навыки здесь – лишь капля в море. Если преподаватель от природы лишен художественного вкуса, не обладает глазомером и страдает дальтонизмом, это не значит, что педагогическим дизайнером ему не быть. От него требуется разработать курс, а такие мелочи, как его оформление, можно доверить подрядчикам.

Так для чего же это нужно? На обычный урок учитель приходит с готовым учебником и дополнительной информацией в голове (или на листочке). Как именно преподносить материал, он фактически решает по ситуации. Часть контента вообще может быть опущена.

В онлайн-образовании следовать наполеоновскому принципу «Главное – ввязаться…» не получится. Там к началу курса уже нужно иметь определенный набор инструментов на руках. В такой ситуации это уже не материал для занятий, который выслушает тот, кто придет. Это готовый бизнес-продукт, который предстоит внедрить, продвинуть и многократно продать.

Базовые принципы педагогического дизайна

Педагогический дизайн существует не так давно (порядка 50 лет, хотя в России о нем узнали гораздо позже), но базовые принципы уже успели сформироваться. Опираясь на них, преподаватель сможет создать качественный курс:

  1. Стимуляция внимания. Привлечение внимания всегда предшествует передаче смыслов.
  2. Учет социокультурного окружения. Ученика нельзя рассматривать как закрытую систему, настроенную на бездумное и бесчувственное переваривание поступающей информации.
  3. Постановка целей и задач. Обучающимся нужно заранее показать и периодически напоминать, зачем они посещают этот курс. Мало кто учится ради учебы.
  4. Опора теории на контекст. Сухие академические факты в онлайне улетучиваются из памяти еще быстрее, чем в обычном классе. Поэтому предлагаемый новый материал должен опираться на имеющиеся знания и быть связанным с жизнью.
  5. Разнообразие форм контента. Если бы всем было достаточно почитать учебник, в педагогических дизайнерах никто бы не нуждался. Современный курс должен включать не только текст, но и инфографику, интерактивные задания, видео, подкасты.
  6. Поддержание активности. Знания усваиваются лучше, если приобретаются в процессе активной деятельности. Даже если обучающийся сидит перед экраном монитора.
  7. Обратная связь. Она должна быть стабильной и постоянной. Дистанционно труднее оценить, как материал был воспринят аудиторией. Поэтому нужно обеспечить условия для текущего анализа эффективности курса.

Еще один важный принцип, который для аудитории остается незамеченным, – это итоговая оценка эффективности. Критерии ее должны быть понятны и прозрачны как для вас, так и для коллег.

Модели разработки учебных материалов

Педагогический дизайн как научная область и практическая дисциплина постоянно пополняется новыми наработками. Они анализируются, систематизируются и складываются в готовые модели. Мы рассмотрим наиболее известные из них.

ADDIE

ADDIE – самая распространенная модель разработки материалов для обучения. Ее название – аббревиатура, включающая названия основных этапов деятельности:

  1. A – Analysis (анализ). Предварительный этап, на котором дизайнер ставит цели и определяет потребности аудитории. Желательно на этом же шаге наметить (хотя бы приблизительно) будущий инструментарий, формы контроля и критерии оценки эффективности.
  2. D – Design (дизайн). Дизайн здесь рассматривается именно как проектирование. На этом этапе работа – преимущественно педагогическая: разрабатывается общий план курса, подбираются материалы и формы их представления. На финише этапа педагог обладает всем необходимым методическим оснащением.
  3. D – Development (разработка). Методическому оснащению придается форма готового курса. Создаются презентации, видеоряды, интерактивные элементы. Также предстоит гармонично связать их между собой, продумать переходы, усовершенствовать визуальные элементы.
  4. I – Implementation (внедрение). Подготовленный курс переносится с компьютера автора в образовательную систему, через которую к нему получат доступ обучающиеся. Перед этим стоит просмотреть все элементы и убедиться, что ученики увидят именно то, что им намеревался показать педагог.
  5. E – Evaluation (оценка). Автор по ранее сформулированным критериям оценивает качество курса. Особое внимание нужно уделить достижению целей, качеству изложения материала, выполнимости заданий. Выявленные недостатки необходимо устранить до того, как курс будет предложен аудитории.

Это краткое описание модели, дающее общее представление о ходе действий педагогического дизайнера. Каждый этап можно разбить на подэтапы для повышения доступности. На какие именно – решает конкретный преподаватель, исходя из своего личного подхода.

SAM

Если ADDIE предполагает последовательный подход, то SAM – его противоположность. Разработка ведется циклически: не с нуля до полной готовности курса, а путем его расширения.


SAM расшифровывается как SuccessiveApproximationModel – модель последовательной аппроксимации. Аппроксимация – это термин из математики. Так называется метод исследования количественных и качественных характеристик путем замены сложных объектов более простыми, но сходными.


В гуманитарных науках под аппроксимацией подразумевается сознательное упрощение сложного теоретического материала для приведения его в соответствие с практическими потребностями и возможностями целевой аудитории.

Базовый итеративный подход SAM предполагает повторение циклов, состоящих из трех этапов:

  • анализа;
  • дизайна;
  • разработки.

Педагог создает прототип курса на основе базового набора знаний и сразу его тестирует. В процессе прохождения курса каждой новой учебной группой в него вносятся коррективы. Это позволяет быстрее получить продукт, максимально соответствующий запросам аудитории.

Существует и расширенная версия SAM. Представим ее в виде таблицы.

№ этапа Название Действия
1 Подготовка Сбор информации
2 Итеративное проектирование Повторяющиеся циклы из 3 этапов:
  • прототипирование;
  • получение отзывов;
  • проектирование.

3

Итеративная разработка Повторяющиеся циклы из 3 этапов:
  • разработка;
  • внедрение;
  • оценка.

При этом на подэтапе разработки возможно возвращение на предыдущий этап для проведения мозгового штурма и дополнительного проектирования. Когда дизайн курса становится приемлемым, запускаются альфа- и бета-версии. Когда и они подтвердят высокое качество, продукт полностью готов.

ALD

ALD означает “Agile Learning Design”, что отсылает нас к модной сегодня практике организации труда. Agile основывается на 4 ценностях и 12 принципах, которые оказались актуальны и для сферы образования. Среди ценностей особенно отметим приоритет людей и их взаимодействия перед процессами и инструментами и приоритет готовности к изменениям перед намеченным планом.

Хотя в английском языке и есть слово “agile” (оно переводится как «проворный, гибкий», в данном случае это все-таки аббревиатура. Она расшифровывается так:

  • Align – нацелиться;
  • Get set – приготовиться;
  • Iterate and implement – повторять и реализовать;
  • Leverage – усилить;
  • Evaluate – оценить.

В педагогическом дизайне по такой схеме строится разработка курса. Представим прохождение этапов в виде таблицы.

Этап

Действия
Align
  • определение потребностей;
  • определение ресурсов;
  • постановка целей;
  • подбор исполнителей.
Get set
  • анализ аудитории;
  • оперативный анализ задач;
  • разработка карты технологической процесса;
  • постановка и распределение задач.
Iterate and implement
  • модульная переработка материала;
  • циклическое внедрение.
Leverage
  • оптимизация ресурсов;
  • совершенствование инструментов.
Evaluate оценка проекта

Модель обратного дизайна

Модель обратного дизайна (Backward Design) предполагает проектирование образовательной программы с конца. При более традиционных подходах мы начинаем с анализа и заканчиваем оценкой результатов. В этот раз действуем иначе:

  1. Формулируем основные результаты, которых должен достичь обучающийся по итогам курса.
  2. Определяем критерии достижения этих результатов. Проще говоря, разрабатываем оценочные средства.
  3. Занимаемся содержательной частью курса. Зная ожидаемые результаты и способы их оценки, проще подобрать необходимый материал для их достижения.

Такая модель оптимальна для практикоориентированных и не слишком продолжительных курсов. Она поможет преподавателю не переусердствовать с теоретическим материалом и дать аудитории только те знания, которые ей требуются для получения конкретных результатов.

H3: Модель Дика и Кэри

Модель Дика и Кэри называют также моделью системного подхода. Одни считают ее расширенной версией ADDIE, другие уверены, что она ближе к Backward Design за счет ориентированности на результат.

Разработка учебного курса по этой модели включает 10 этапов:

  1. Определение целей обучения (какие знания и навыки получит аудитория).
  2. Проведение педагогического анализа (что аудитория должна знать, чтобы выполнить те или иные задания).
  3. Проведение анализа обучающихся и образовательного контекста (какие полученные ранее знания и навыки будут полезны для достижения целей).
  4. Планирование целевых показателей эффективности (свойств, состояний, количественных показателей).
  5. Разработка оценочных средств (промежуточных, итоговых, практических).
  6. Разработка стратегии обучения (подготовительные действия, представление материала, формы совместной работы, оценки).
  7. Разработка или подбор учебных материалов.
  8. Проектирование и проведение формальной оценки курса (выявление слабых мест и материалов, нуждающихся в усовершенствовании).
  9. Пересмотр программы с учетом выявленных недостатков.
  10. Итоговое проектирование и проведение финальной оценки.

Поскольку здесь реализован системный подход, изменения на каждом отдельном этапе неизбежно распространяются на все остальные.

Модель Колба

Модель Колба – еще одно эффективное решение для практикоориентированного обучения. При этом к нему прибегают, когда разрабатывают курсы для взрослых. Главное различие последних от детей в контексте обучения заключается в наличии жизненного опыта. Поэтому в общем виде образовательный процесс для взрослых, по Д. Колбу, должен строиться по такой схеме:

  • получение конкретного опыта через практические действия;
  • рефлексивный анализ полученного опыта;
  • теоретическое обоснование опыта;
  • активное апробирование полученных знаний.

Однако фактически обучающие не проходят все 4 этапа, чаще ограничиваясь двумя. Исходя из этого формируются стили обучения.

Активное апробирование (действие)

Рефлексивный анализ (наблюдение)
Получение опыта (ощущения) Приспосабливающийся тип Отклоняющийся тип
Теоретическая концептуализация (мышление) Сосредоточенный тип Поглощающий тип

Люди, которым свойственен приспосабливающийся тип обучения, ориентируются на общие представления и стремятся к консенсусу. Им важно прочувствовать вещи и явления.

Отклоняющийся тип обучения выбирают люди, привыкшие искать пути решения проблем. Они с удовольствием участвуют в мозговых штурмах и открыты к обратной связи.

Сосредоточенный тип присущ людям, у которых логика превалирует над чувствами. Для них важны конкретные действия и решение проблем в практической плоскости.

Сторонники поглощающего типа обучения – одиночки, предпочитающие наблюдение и обдумывание общению и командной работе. Они глубоко погружаются в суть проблем, строят ментальные модели, склонны к научным поискам.

Поскольку на курсе с большой вероятностью будут присутствовать все четыре типа слушателей, важно адаптировать образовательную стратегию под каждый из них.

Как выбрать подходящую модель педагогического дизайна

Личные предпочтения преподавателя не могут быть здесь решающим критерием. Курс разрабатывается для обучающихся, а не для педагога, поэтому потребности аудитории – превыше всего. Предлагаем небольшой чек-лист, который научит вас ориентироваться в моделях педагогического дизайна.

ВОПРОС ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
Для кого курс? Для взрослых Для детей
Backward Design;

Модель Колба.

ADDIE;

SAM;

ALD;

Модель Дика и Кэри.

Теоретический курс или практический? Теоретический Практический
ADDIE;

SAM;

ALD;

Модель Дика и Кэри.

Backward Design;

Модель Колба.

Есть ли возможность доработки в процессе? Есть Нет
SAM;

ALD;

Модель Колба.

ADDIE;

Модель Дика и Кэри;

Backward Design.

В идеале нужно освоить все модели, потому что неизвестно, какой курс предстоит спроектировать завтра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос