Формирование мотивации к учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, апрель 2021)

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Естепбергенова, Г. Ж. Формирование мотивации к учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников / Г. Ж. Естепбергенова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16456/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: конструктивная обратная связь, ученик, Обратная связь, учебная деятельность, учебный процесс, предпочтительный стиль обучения

Обучение иностранному языку всегда был одним из ключевых и важных направлений в современной педагогике. Разработано невероятное количество методик и подходов для эффективного изучения языка. Но, к сожалению, проблема не решена полностью. Ученики с низкой мотивацией продолжают пополнять ряды групп слушателей, которые требуют особого внимания и поддержки со стороны преподавателя.

Для получения положительного результата педагогу необходимо выявить главную причину демотивации или низкой мотивации ученика в участии в образовательном процессе. Наиболее реальными и явными причинами могут быть как возрастные особенности, разные способности ученика, отличие в стилях обучения , уровень владения языковыми компетенциями, различие факторов внутренней и внешней мотивации. Достоверное определение причины обучения пассивного и демотивированного ученика, своевременное оказание поддержки, регулярное наблюдение учебного процесса в динамике со стороны педагога однозначно будут плодотворны и результативны.

Согласно модели Флеминга, существуют четыре сенсорных модальности:

  1. Визуальное обучение
  2. Слуховое обучение
  3. Физическое обучение
  4. Социальное обучение

Флеминг утверждал, что визуальные обучающиеся предпочитают видеть (наглядные пособия, которые представляют идеи с использованием других методов, а не слов, таких как графики, диаграммы, диаграммы, символы и т. Д.). Последующее нейровизуализационное исследование показало, что визуальные обучающиеся преобразовывают слова в изображения в мозгу и наоборот, но некоторые психологи утверждали, что это «не пример стилей обучения, скорее, это пример способности проявляться как стиль». Точно так же Флеминг утверждал, что слуховые ученики лучше всего учатся через слушание (лекции, дискуссии, записи и т. Д.), А тактильные / кинестетические ученики предпочитают учиться через опыт — движение, прикосновение и действие (активное исследование мира, научные проекты, эксперименты, так далее.). Студенты могут использовать модель и инвентарь, чтобы определить свой предпочтительный стиль обучения и, как утверждается, улучшить свое обучение, сосредоточив внимание на режиме, который приносит им наибольшую пользу. Модель Флеминга также постулирует два типа мультимодальности. Это означает, что не у всех есть один предпочтительный способ обучения; у некоторых людей может быть смесь, которая составляет их предпочтительный стиль обучения.

Конструктивная обратная связь играет не маловероятную роль в успешном обучении для учащего. Обратная связь не означает словесную оценку «хорошо, удовлетворительно или отлично». Для субъектов учебного процесса недостаточно получить оценку. Учащиеся ожидают получить развернутый анализ проделанной работы, убедиться в правильности выполнения заданий, рекомендации по устранению допущенных ошибок, определении сильных и слабых сторон работы в целом. Конструктивная обратная связь — это грамотное сочетание похвалы за достижения и предложений по улучшению работы. Чтобы предоставить конструктивную обратную связь, педагоги должны овладеть искусством трудных разговоров со своими учениками и предлагать им значимую похвалу в нужной мере.

Пять параметров конструктивной обратной связи

Педагог, который хочет обеспечить конструктивную обратную связь, должен понимать, что именно делает ее конструктивной, т. е. полезной.

Конкретность

Каждый разговор посвящайте только одному событию. Следите за тем, чтобы не упоминать другие похожие события и ситуации.

Искренность

Обратная связь, независимо от того, положительная она или отрицательная, должна быть честной и достоверной. Не надо хвалить неохотно или, что еще хуже, слишком грубо высказываться об ошибке.

Своевременность

Вопросы должны быть рассмотрены, как только они появятся, а не после того, как отрицательные привычки укрепятся. А достижения должны быть оценены, пока еще свежи в памяти ученика.

Хорошая подготовка

Найдите время, чтобы подготовиться ко встрече. Используйте факты, примеры и статистику, чтобы обосновать свои положительные и отрицательные комментарии.

Немного критики не помешает

Исследование показало, что, хотя многие ученики предпочитают положительную обратную связь (чтобы повысить свою уверенность), как только ученик становятся экспертами в той или иной области, предпочитают отрицательную обратную связь (чтобы активизировать свою деятельность). Ученики также предпочитают корректирующую обратную связь, нежели прямую похвалу.

Качественное планирование урока и преподавание — залог успешного учебного процесса. Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». В процессе обучения ведущей деятельностью становится- учебная деятельность, а образовательный мотив становится доминирующим. Этот процесс происходит благодаря адекватным условиям развития и обучения учащихся. Обучение представляет собой не пассивное получение готовых знаний, а активный процесс. Это взаимодействие педагога с учащимися, выстраивающееся с учетом возможностей, способностей и мотивов каждого ребенка.

Роль педагога призвана обеспечить:

— положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

— полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;

— рациональную организацию учебной и практической деятельности учеников.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

— работа с электронными учебниками;

— работа с демонстрационными материалами;

— компьютерные тесты;

— использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.

— использование слайд — презентаций.

Учитель ставит перед собой следующие цели:

— расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.

— дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.

— активизировать познавательную деятельность учащихся — получить как можно больше информации за меньшее время.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Литература:

  1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  2. Скороходова Н. Ю. “Психология ведения урока”.
  3. Шапарь В. Б. “Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов”.
  4. https://ru.qaz.wiki/wiki/Learning_styles
  5. https://bakertilly.ua/ru/news/id44596
  6. https://inside.6q.io/how-to-give-constructive-feedback/

Ключевые слова

ученик, учебный процесс, учебная деятельность, обратная связь, конструктивная обратная связь, предпочтительный стиль обучения