Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Аужанова А. К., Касымова Б. Ш. Обратная связь на уроках химии и физики // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 548-550. — URL https://moluch.ru/archive/149/41937/ (дата обращения: 22.07.2018).



Обновленный подход в системе образования требует от учителей нового подхода к процессу преподавания. Об этом не раз говорилось и на уровневых курсах, слушателями которых стали многие учителя Казахстана. Обновления в системе образования нужны, так как «…преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом». [1]

А реалии современности требуют от учителя и нового подхода к процессу преподавания: учитель 21-го века — это не просто учитель, который дает знания в соответствии с установленными стандартами; а это такой учитель, который творчески подходит к своему делу. Это учитель, который рефлексирует свою деятельность. Это учитель, который в неудачах ученика винит не его (ученика), а прежде всего себя. Это учитель, который делает выводы, ищет новые пути для достижения успехов учениками при изучении той или иной темы.

«Обратная связь в образовательном процессе — это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. С помощью этой информации можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого ученика и всего класса в целом». [2]

Для успешного продуктивного учебного процесса на каждом уроке после каждого задания необходима обратная связь. Обратная связь будет действительно эффективной, если изначально учитель совместно с учениками (или сам учитель) определит, по каким критериям будет оценено задание. Ученик должен знать, что он должен сделать, чтобы получить хорошую отметку. Он (ученик) должен знать алгоритм своих действий. Так, например, на уроках физики и биологии мы к выполнению того или иного задания предлагаем определенные действия. В качестве образца предлагаем следующий пример (предмет: физика):

Задача. Определите массу гранитной глыбы объемом 2,5 м3, если плотность гранита равна 6 г/см3. (6500 кг)

Для успешного выполнения задания предлагаем ученикам следующие критерии:

написал условие задачи — 1 балл

– перевел в систему СИ — 1 балл

– написал основную формулу -1 балл

– выполнил преобразования формулы — 1 балл

– высчитал правильный ответ -1 балл

Итого: 5 баллов.

Критерии оценивания: 5 баллов отметка «5»; 4 балла — «4»; 3 балла — «3»; 1–2 балла — «2». После формативного (формирующего) оценивания окончательная отметка в журнал не ставится, а дается возможность заново поработать над подобными задачами. Но в таком случае обязательным является обратная связь, которая (в этом случае) дается учителем. Так, ученику, чья работа была оценена на «2», была дана учителем такая обратная связь:

«Для успешного выполнения подобных задач тебе необходимо:

  1. Определить, какие физические величины даны в задаче
  2. Вспомнить основную формулу для расчета физической величины. (Вспомните магический треугольник)
  3. вспомнить формулу вычисления плотности вещества
  4. Правильно сделай вычисления, для этого вспомни таблицу умножения.
  5. В случае необходимости подойди к учителю для дополнительной консультации».

На уроке химии ученикам 8-го класса было предложено следующее задание:

  1. Установите соответствие между веществом и его свойствами (правильные ответы вставьте в таблицу ниже):

Вещество

Свойства вещества

А) растительное масло

1) растворимое

Б) поваренная соль

2) притягивается магнитом

В) уголь

3) источник тепла

Г) железо

4) легче воды

5) сладкое на вкус

А

Б

В

Г

  1. Какие из перечисленных пар веществ существуют в газообразном состоянии при обычных условиях:

а) кислород, углекислый газ;

б) вода, воздух;

в) нефть, бензин;

г) пропан, азот

  1. Какое вещество соответствует описанию — твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, хорошая пластичность позволяет изготавливать из него тонкую проволоку: а) медь; б) алюминий; в) натрий; г) серебро
  2. По каким двум свойствам поваренную соль можно ошибочно принять за

сахарный песок.

Свойство 1 _________________

Свойство 2 _________________

При этом были предложены следующие критерии:

– умеет определять наличие определенных свойств смеси по известному составу;

– знает различные виды состояний вещества;

– умеет сопоставлять свойства различных веществ.

После анализа работ была дана обратная связь.

Задания 1 и 2 выполнены верно, но подумай над заданиями 3 и 4, а для этого тебе необходимо:

  1. Прочитать о свойствах натрия, серебра;
  2. Повторить свойства поваренной соли;

Думаем, получив такую обратную связь, у ученика появится желание поработать над своим пробелом.

Подобная работа поможет ученикам сделать самооценивание, взаимооценивание, создаст оптимальные условия для рефлексии учащихся. А учитель получит ответы на волнующие его вопросы: «Как усвоили материал его ученики?», «На каком этапе возникли проблемы?», «Что помешало ученику дать полный ответ на поставленный вопрос?»

Важно учителю помнить: конструктивная обратная связь очень важна для ученика. Именно через обратную связь, через рекомендации, которые дает учитель, ученик понимает, над чем ему еще надо работать, чтобы понять тему, чтобы решить задачу… Главное, чтобы ученик понял ошибки, исправил их.

Виды обратной связи могут быть самыми разнообразными: устные комментарии, ответы на вопросы ученика, записи (письменная форма) после проверки письменных работ. Можно использовать и современные средства общения: электронную почту, чаты.

Обратная связь может осуществляться в ходе наблюдений, работы над ошибками, в процессе выполнения заданий. Обратная связь важна во время подготовки к контрольным (зачетным) работам. При этом «главной функцией обратной связи обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности». [2]

Надо обратить внимание и на признаки обратной связи: открытость, своевременность, систематичность. Так, обратную связь ученикам можно дать после выполнения задания. Некоторые задания можно проверить в считанные минуты. Тут же ученику можно дать возможность исправить недочеты, подсказав, над чем надо поработать, на что надо обратить внимание. Выставленная «тройка» не даст положительного эффекта. А обратная своевременная обратная связь позволит ученику поверить в себя, в свои возможности.

Обратная связь может быть направлена от учителя к ученику (учитель дает рекомендации), от ученика к ученику (в ходе взаимооценивания ученики дают конструктивную критику), от учителя к родителю (учитель дает совет, рекомендует).

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений обучаемого и обучающего. В зависимости от ответов учеников может происходить корректирование этапов и содержания урока. Обратная связь позволяет учителю получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых, а учащимся — оценку своей деятельности, советы по ее корректированию, благодаря информации о недостатках и достижениях». [3]

Чем полезна обратная связь для учителя? Обратная связь позволяет учителю обратить внимание на методы и приемы, которые, возможно, не дают положительного результата. Учитель вносит изменения в процесс преподавания, чтобы улучшить его. Через обратную связь учитель узнает, на каком этапе развития находится его ученик. В ходе обратной связи учитель разрешает спорные вопросы, сообщает ученику о конкретных действиях, которые позволят в дальнейшем ученику достичь цели.

Что получает ученик от обратной связи? Ученик после получения обратной связи имеет представление о том, над чем ему предстоит работать, что надо выучить, прочитать…Ученик узнает о своих проблемах. Ученики благодаря инструментам обратной связи смогут сделать самооценивание и взаимооценивание

Примеры обратной связи, использованные на уроках физики и химии:

  1. Учитель в конце урока предлагает ответить на вопросы
  2. Учитель в начале урока предлагает найти соответствия, в конце урока предлагает пересмотреть свою работу.
  3. Образец работы
  4. Алгоритм действий над тем или иным заданием.

Надо помнить, что обратная связь должна происходить в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения, без всяких нравоучений и упреков. При этом основная цель обратной связи — эффективное качественное обучение учащихся

Итак, обратная связь — «это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. С помощью этой информации можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого ученика и всего класса в целом». [2]

Литература:

  1. Концепция развития образования Республики Казахстан. Электронный ресурс: http://old.unesco.kz/rcie/data/koncepciya.htm
  2. Роль обратной связи в образовательном процессе. Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/143936
  3. Организация обратной связи на уроках математики. Электронный ресурс: http://for.serpumc.msk.ru/phpBB3/download/file.php?id=596
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, ученик, учитель, образовательный процесс, процесс преподавания, поваренная соль, задание, балл, основная формула, самый образовательный процесс.


Похожие статьи

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Междисциплинарная интеграция химии со спецпредметами...

Основные термины (генерируются автоматически): КАРТОЧКА, задание, вещество, поваренная соль, профессиональный цикл, профессиональное образование, профессиональная направленность, образовательный процесс, реальная действительность, сельское хозяйство.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более

Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора

10. Химический знак металла, входящий в состав поваренной соли?

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически): тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Основные термины (генерируются автоматически): поваренная соль, урок, исследовательская деятельность, медный купорос, предметное

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Дидактические игры на современном уроке химии | Молодой ученый

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учитель, ученик, процесс обучения, учебный процесс, быстрый ответ, структура игры, Оксид углерода, нижнее поле, хлорид натрия.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся...

В результате обучающийся осознаёт свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности, целенаправленно строит процесс самообучения.

Сколько неизвестных величин? Сколько уравнений связи необходимо написать?

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

Преподаватель остаётся в образовательном процессе, но его роль, кардинально изменяется.

Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

Отличительной чертой, современного процесса преподавания и обучения, является то, что ученик должен быть готов к практическому применению полученных знаний. В связи с этим учителю необходимо знать разнообразные стратегии и педагогические подходы обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Междисциплинарная интеграция химии со спецпредметами...

Основные термины (генерируются автоматически): КАРТОЧКА, задание, вещество, поваренная соль, профессиональный цикл, профессиональное образование, профессиональная направленность, образовательный процесс, реальная действительность, сельское хозяйство.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более

Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора

10. Химический знак металла, входящий в состав поваренной соли?

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически): тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Основные термины (генерируются автоматически): поваренная соль, урок, исследовательская деятельность, медный купорос, предметное

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Дидактические игры на современном уроке химии | Молодой ученый

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учитель, ученик, процесс обучения, учебный процесс, быстрый ответ, структура игры, Оксид углерода, нижнее поле, хлорид натрия.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся...

В результате обучающийся осознаёт свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности, целенаправленно строит процесс самообучения.

Сколько неизвестных величин? Сколько уравнений связи необходимо написать?

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

Преподаватель остаётся в образовательном процессе, но его роль, кардинально изменяется.

Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

Отличительной чертой, современного процесса преподавания и обучения, является то, что ученик должен быть готов к практическому применению полученных знаний. В связи с этим учителю необходимо знать разнообразные стратегии и педагогические подходы обучения.

Задать вопрос