Библиографическое описание:

Изотов И. В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 263-267.

    Изменения, происходящие в российском образовании направлены не только на изменение позиции педагога в образовательно-воспитательном процессе, но и на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, изменение подходов в методике преподавания, расширения арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе учебного процесса, приближение изучаемых тем к реальной жизни. Процесс обучения может быть эффективен лишь в том случае, когда его элементы способствуют развитию личности.  

  Рост всесторонней познавательной активности людей в наше время такой же неоспоримый факт, как и усиление влияния на их деятельность результатов развития научно-технического прогресса. В связи с этим одной из важнейших задач, которые общество ставит перед профильной школой, готовящей молодежь к участию в производительном, творческом труде, является развитие активности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит, по нашему мнению, от того, насколько полно удается вовлекать молодежь в активную учебно-познавательную деятельность в ходе образовательно-воспитательного процесса с применением в нем мультимедийных средств обучения. Организованный профессиональный отбор возник тогда, когда государство стало испытывать необходимость от явно неспособных представителей интересующих его профессий. По мнению Р.В. Бессонова, О.П. Околелова, Г.В. Резанкина профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса [1, с.25, 3, с. 11].

Исходя из современной дидактики, мультимедийные средства обучения должны не только способствовать развитию личности и творческих возможностей учащихся профильных классов, приобретению новых знаний, умений и навыков учения, но и кардинально изменить всю технологию обучения, считает Ю.Н. Егорова [2, с. 59-60].

    Исходя из этого, можно условно выделить три технологии построения учебно-воспитательного процесса с использованием мультимедийных средств обучения: пассивные технологии, активные технологии  и интерактивные технологии. Необходимо отметить, что предлагаемое разделение является весьма условным, так как в практике преподавания чаще всего встречается соединение ряда технологии.  

 Пассивные технологии.

 В ходе применения пассивных технологий процесс взаимодействия преподавателя с учащимися профильных классов превращается в одностороннее воздействие. Педагог является главным организаторам учебного процесса, он распределяет работу, заранее составляет план, контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. Любая попытка учеников показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматриваются как отход от заранее намеченного и единственно правильного плана работы. Проблема исследования не обсуждается в ходе совместной работы, а предлагается взрослыми как наиболее нужная и значимая. Ученикам определяется роль пассивных объектов воздействия взрослых. Такое воздействие не имеет дифференцированного характера, ученики воспринимаются как общая масса, и не подразумевается учет их ответной реакции или индивидуальных особенностей каждого.

Применяя пассивные технологии, мы должны помнить: «Люди, в основном, помнят 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят…» [8, р. 112-130].

В рамках пассивных технологий мультимедийные средства привязываются к старым дидактическим концепциям. Мультимедиа включаются в традиционные формы подготовки. Вместо того чтобы использовать уникальный творческий потенциал мультимедийных средств обучения и совершенствовать с их помощью педагогический процесс, приобретаются такие установки, которые отводят учащимся пассивную роль.

Формы реализации в учебном процессе пассивных технологий с применением мультимедийных средств при подготовке учащихся профильных классов:

1.                  Мультимедийная лекция с использованием электронных презентаций, видеоряда из мультимедийного учебника, энциклопедии, словаря, справочника.

2.                   Работа с электронными документами, мультимедийными учебниками при изучении нового материала.

3.                  Опрос по пройденному материалу (репродуктивного характера) с применением мультимедийных презентаций, учебников, тематических CD, DVD дисков и т.д.

           Условия выбора пассивной технологии:

·   отсутствует достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.), а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация;

·   нет достаточного количества времени для поиска дополнительной информации;

·   большая аудитория учащихся;

·   изучаемый материал требует максимальной плотности его изложения в ходе занятия.

Положительные стороны пассивных технологий:

·       экономия времени;

·       не нужно искать дополнительные источники информации;

·       структурированность и логичность при подаче учебного материала;

·       высокий теоретический уровень проводимого занятия.

    Отрицательные стороны  пассивных технологий:

·       снижение заинтересованности и мотивации у учащихся;

·       низкий уровень поисковой работы учащихся во время урока;

·       отсутствие дифференцированного подхода в обучении;

·       уменьшение дополнительных источников информации;

·       отсутствие возможностей для творчества и самостоятельной работы;

·       процент усвоения материала не велик;

·       акцент на запоминание, а не на понимание.

    Для качественного образования в большей степени характерны активные и интерактивные технологии обучения, которые позволяют построить учебный процесс, в соответствиями с требованиями современной «Концепции» профильного образования.

    Активные технологии.   

    Активные технологии, применяемые в учебном процессе «заставляют» учителя отойти от линейного построения учебно-воспитательного процесса. Активизировать деятельность «учитель-ученик», стать умелым «дирижером» в процессе подготовки учащихся профильных классов.

    Активность (от латинского activus – деятельный) – это психическое качество, черта характера, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

    Познавательная (учебная) активность учащихся выражается в стремлении учиться, преодолевать трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

    Психологи убеждают, что познавательная активность человека – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием преподавателей, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на занятиях, успеваемость и настроение самого учащегося (успехи в учебной деятельности и положительные эмоции повышают познавательную активность). Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности учащихся, по стимулированию у них учебной активности. При применении активных технологий в учебном процессе учащиеся профильных классов уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не готовится полностью педагогом, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем тоже происходит в ходе совместного обсуждения.  Вместе с тем роль преподавателя в активных технологиях остается ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия или проекта. Именно поэтому данный подход можно отнести к воздействию преподавателей на учеников, хотя и происходящему по несколько другой технологии.

   Формы реализации в учебном процессе активных технологий с применением мультимедийных средств в классах профильной подготовки:

1.      Лабораторно-практические работа с использованием материалов мультимедийных учебников, энциклопедий, тематических CD, DVD  дисков.

2.      Создание тематических мультимедийных презентаций по различным темам курса.

3.      Дискуссии с применением мультимедийных презентаций, проектов, материалов сети Интернет.

4.      Виртуальное путешествие - дискуссия и т.д.

    Условия выбора активной технологии:

·            рассматриваются проблемные вопросы, которые вызывают повышенный общественный интерес или основаны на распространении социального опыта;

·            необходимость подвести итоги, сделать выводы;

·            у преподавателя имеется достаточное количество времени для пояснений и уточнений;

·            преподаватель может организовать учебный процесс  с использованием активных технологий;

·            высокий уровень компетентности преподавателя при работе со средствами мультимедиа.

    Положительные стороны активных технологий:

·                    учащиеся приобретают умение формулировать свои потребности и вопросы;

·                    повышается мотивация учения;

·                    мультимедийные средства обучения являются разносторонним источником информации;

·                    возрастает индивидуальность преподавания.

Отрицательные стороны активных технологий:

·       преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов;

·       технические сложности при организации учебного процесса;

·       педагог остающегося центральной фигурой занятия.

    Интерактивные технологии.

    Данная технология применения мультимедийных средств обучения в учебном процессе способствует активизации деятельности каждого ученика по приобретению знаний, умений и навыков.

    Применяя интерактивные технологии, преподаватель теряет  центральную роль на занятии. Он становиться организатором учебного процесса, но не его главной фигурой. Режим общения из монологового и диалогового превращается в многосторонний. Акцент делается на сотрудничество  и взаимодействие учащихся между собой. Преподаватель занимается организацией учебного процесса, определяет его общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений, но уже не является центральной фигурой. При этом учащиеся обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, вступают в общение друг с другом, совместно решая поставленные задачи, преодолевая конфликты, находя точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы, в итоге достигают поставленные ранее учебные цели.

   Формы реализации в учебном процессе интерактивных технологий с применением мультимедийных средств обучения:

1.                  Организация с помощью мультимедийных средств обучения дидактических игр, имитирующих научный поиск.

2.                  Разработка творческих проектов с применением мультимедийных технологий.

3.                  Компьютерное моделирование процессов и т.д. 

    Условия выбора интерактивной технологии:

·         высокий уровень теоретической и практической подготовленности учащихся;

·         наличие умения строить эффективное общение;

·         высокая степень мотивации к учению у ребят;

·         большое количество дополнительных источников информации из разных областей знаний;

·         индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы).

        Положительные стороны интерактивных технологий:

·       расширение ресурсной базы;

·       высокая степень мотивации;

·       максимальная индивидуальность преподавания;

·       широкие возможности для творчества;

·       прочность усвоения материала.

Отрицательные стороны интерактивных технологий:

·       первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности учащихся;

·       трудности установления дисциплины и ее поддерживания;

·       требуется большое количество времени для подготовки.

В рамках активных и интерактивных технологий мультимедийные средства обучения в образовательном процессе, по мнению С. Ауфеннагена [5, с. 60], играют важную роль в двух отношениях: они будут представлять коммуникационную форму обучения (например, e-mail-проекты, обучение с помощью и в World, Video, Web, программное обеспечение) и служить основой самостоятельного моделирования многих образовательных процессов, которые необходимы для противодействия вызовам современного информационного общества. Обучение будет осуществляться по большей части посредством самостоятельной организации учебных занятий и использования авторской продукции. Подготовка материалов будет осуществляться с помощью мультимедиа, а учебные процессы стимулироваться самостоятельно. Роль педагогов преобразуется из «передатчиков знаний» в  наставников, тренеров, воспитателей. Учащиеся действуют с большой интенсивностью и самостоятельность. Активное овладение знаниями в рамках данных технологий обеспечивается путем индивидуализации обучения, развития творческого потенциала каждой личности за счет занимательной работы с представляемыми информационными ресурсами.

Мультимедийные средства обучения, применяемые в учебно-воспитательном процессе дают положительные результаты. Исследователи Флетшер и Фовлер из США сравнивали результаты получения информации, которые были представлены традиционно и с использованием мультимедийных средств обучения [6, р. 381-385, 7, р. 114-150, 8, р. 112-130]. В эксперименте (контрольная группа и группа сравнения) участвовали студенты из области образования, промышленности и военных структур. Контрольная группа получала информацию на лекциях. Группа сравнения обычно получала информацию с помощью мультимедийных средств обучения. Степень обучения измерялась с помощью тестов по оценке качества обучения и в форме практических заданий. Было обнаружено, что результаты обучения у группы сравнения были выше, чем у контрольной группы.

Другим, очень важным, открытием явилось то, что при использовании мультимедиа на учебу уходит меньше времени. Например, Кулик, Бангерт и Уильямс провели исследование, которое зафиксировало 88% сохранения учебного времени при использовании в обучении мультимедиа – 90 минут, при традиционном обучении 745 минут, и другое исследование, которое зафиксировало 39% сохранения учебного времени (135 минут при использовании мультимедиа, 220 минут при традиционном обучении). Кулик и Швалб провели 13 исследований, в результате которых было выяснено, что группа сравнения затратила на 71% меньше времени, чем контрольная группа [11]. При сравнении восьми исследований Кулик и Коуэн обнаружили: изучение одного и того же раздела при использовании мультимедиа занимает около 2,25 часов в неделю, а при традиционном обучении – около 3,5 часов (36% сохранения учебного времени) [10, р. 525-544]. 

Умелое применение в учебно-воспитательном процессе при подготовке учащихся профильных классов вышеперечисленных технологий с использованием мультимедийных средств обучения способствует тому, что:

·   усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

·   мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположенность к учебному предмету, повышается мотивация учения;

·   предоставляется возможность оценить себя на фоне других;

·   выдвигается новый критерий оценки: побеждает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;

·   появляется возможность познакомиться с различными источниками информации из различных областей знаний;

·   происходит прочное усвоение учебного материала;

·   учащимся предоставляются широкие возможности для творчества учащихся и т.д.

Все это на наш взгляд будет способствовать реализации «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  по завершению профильной подготовки мы планируем получить следующие результаты:

·   учащиеся должны полностью и качественно освоить программу выбранного профиля обучения;

·   освоить необходимые умения (учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, учебно-организационные, информационно-поисковые);

·   освоить навыки научно-исследовательской работы;

·   научиться осуществлять систематизацию и классификацию знаний на более высоком и качественном уровне, переводить их в комплексные системы, которые способствуют созданию целостной картины мира, развитию аналитического мышления;

·   должны также уметь устанавливать причинно-следственные связи, закономерности явлений;

·   обязательно должны научиться ориентироваться в информационном потоке, отбирать знания, необходимые для их профессиональной компетенции;

·   выпускник профильной школы должен овладеть на высоком уровне системой нравственных ценностей, культурных норм и традиций;

·   выпускник также должен научиться преодолевать препятствия в своей деятельности, уметь объективно оценивать себя и результаты своей работы;

·   должен обладать способностью к самообучению и саморазвитию и т.д.

Итак, как мы видим, умелое применение технологий (пассивной, активной и интерактивной) при работе со средствами мультимедиа предоставляют нам возможность дать качественное и практически направленное образование учащимся, которое позволит им интегрировать в современное социально-экономическое пространство новой России.

 

Литература:

1.                  Бессонов Р.В. Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: Содержание и процесс. // Педагогика. 2006.-№7.

2.                  Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности образования в общеобразовательной школе. // Диссертация кандидата педагогических наук. – Чебоксары, 2000. 

3.                  Резанкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2006.

4.                  Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.

5.                  Якушина Е.В. Подростки в Интернете: Специфика информационного взаимодействия. // Педагогика. -2001.- №4.

6.                  Fletcher. D. The effectiveness and cost of interactive video-disc instruction. // Machine-Mediated Learning. -1989.-№3.

7.                  Fletcher. D. The effectiveness and cost of interactive video-disc instruction in defensc training and education. // IDA Paper Alexandria. VA: Institute for Defense Analyses. -1990.-№4.

8.                  Fowler. B.T. The effectiveness of computer-controlled video-disc-based training. // Unpublished doctoral dissertation, University of lowa, lowa Citi. – 1980.-№4.

9.                  Kulik C. C., Kulik J.A., Sliwalb B.J. The effectiveness of computer-based adult education: A meta-analysis. Journal of Educational Computing Rescarch. -1986.-№2.

10.               Kulik C. C., Kulik J.A., Cohen P.A. Effectiveness of computer-based college teaching: A meta-analysis of findings. Review of Educational Rescarch. -1980. Vol.50. -№2.

 

The literature:

1.                  Bessonov R.V. Okolelov O.P.  Specifity of education in the profile school: Contents and process. // Pedagogics. 2006. - №7.

2.                  Egorova U.N. Multimedia as means for increase of efficiency of education in a comprehensive school. // The dissertation of the candidate of pedagogical sciences. – Cheboksars, 2000.

3.                  Rezankina G.V. Selection into the profile classes.  – M.: Genesis, 2006.

4.                   Shukina G.I. Problems of cognitive interest in pedagogics. – M.: Pedagogics, 1971.

5.                  Yakushina E.V. Teenagers on the Internet: Specifity of information interaction. // Pedagogics. – 2001. - №4.

6.                  Fletcher. D. The effectiveness and cost of interactive video-disc instruction in defensc training and education. // IDA Paper Alexandria. VA: Institute for Defense Analyses. -1990.-№4.

7.                  Fletcher. D. The effectiveness and cost of interactive video-disc instruction in defensc training and education. // IDA Paper Alexandria. VA: Institute for Defense Analyses. -1990.-№4.

8.                  Fowler. B.T. The effectiveness of computer-controlled video-disc-based training. // Unpublished doctoral dissertation, University of lowa, lowa Citi. – 1980.-№4.

9.                  Kulik C. C., Kulik J.A., Sliwalb B.J. The effectiveness of computer-based adult education: A meta-analysis. Journal of Educational Computing Rescarch. -1986.-№2.

10.              Kulik C. C., Kulik J.A., Cohen P.A. Effectiveness of computer-based college teaching: A meta-analysis of findings. Review of Educational Rescarch. -1980. Vol.50. -№2.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle