Авторы: Каршиев Хусан, Аминова Нафиса Истамовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.07.2016

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Каршиев Х., Аминова Н. И. Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 539-542.



В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном процессе.

Ключевые слов: электронные средства, прикладные программы, педагогическая технология, интерактивные методы, Интернет ресурсы, организация использования электронные средства и методы обучения, эффективность их в учебном процессе

Процесс обучения — это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Результатами учебного процесса являются [1]:

– правильность и системность знаний учащихся;

– точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности;

– способов познания и самообразования;

– готовность к творческому применению знаний и умений;

– сформированность ценностного отношения к учебному материалу;

– готовность и устремлённость к самореализации;

– трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность,

– сформированность системы ценностей, социальная активность.

Успешная реализация задач процесса обучения зависит от его эффективности, который на него оказывает влияние целый ряд факторов:

– материально-техническая база;

– учебный план образовательного учреждения;

– программы и учебники;

– управление учебным процессом;

– уровень квалификации учителя и его личностные качества;

– качеств электронных и программных средства используемых в учебном процессе;

– технологии и методы обучения.

Рассмотрим особенности электронные и программные средства, а также технологии и методы обучения и их влияние на эффективность учебного процесса.

Как необходимое программное средство современной языковой лаборатории компьютер способствует повышению мотивации учащихся в решении учебных задач за счет новизны, активного вовлечения всех категорий учащихся в учебный процесс, способности проконтролировать одновременно всех обучаемых, объективности оценки результатов. Для учителя программные средства является мощным средством обучения, облегчающим процесс создания учебного материала, его демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них [3]. В самом учебном процессе позволяет снять с учителя самую трудоемкую работу, например, тренировочные упражнения, при котором компьютер сам контролирует и требует повторение задания до тех пор, пока показатели обучаемого не будут максимально приближены с требуемым.

Современные электронные ресурсы на электронных дисках способны вместить в себя объем информации, превышающий в несколько раз, чем обычное учебное пособие. При этом учебный материал может иметь графическое, аудио или видео сопровождение.

Мультимедийные средства выгодно отличаются от обычных книг еще одним важным свойством — интерактивностью: вы задаете вопрос — получаете ответ, компьютер задает вопрос — вы даете ответ, при этом получаете результаты контроля вашего ответа и рекомендации по исправлению в случае ошибки.

В учебном процессе могут быть использованы как готовые мультимедийные средства, так и разработанными самими учителя ми. И в том и в другом случае — это результат длительной совместной работы учителя, являющегося экспертом по содержанию, специалистов по информатике, соединяющих в себе качества художника-дизайнера, режиссера-постановщика, знающих все технические возможности компьютерных средств, а также и психолога, консультирующего о психологических возможностях будущего пользователя.

Для правильного подбора готовых продуктов в учебном процессе необходимо различать три основных типа компьютерных программ, наиболее часто встречающиеся в попытках составить единую классификацию: редактор текста, электронные таблицы, презентационные программы, графические редакторы, банк данных и тест программы.

Редактор текста — это специальная компьютерная программа, которая дает возможность легко создавать, редактировать письменные тексты, графические документы и распечатывать их с помощью принтера. Этот тип программы в целях обучения может использоваться преподавателем в двух направлениях: как инструмент для создания различного рода текстов и тренировочных упражнений и как инструмент для стимулирования учащихся для работы над этими текстами и упражнениями.

Современные текстовые редакторы, например Microsoft Word обладают широкими возможностями. Это позволяет преподавателю эффективно использовать в своих целях: легко готовить и тиражировать печатный раздаточный материал; создавать различного типа упражнения в текстовых файлах для работы в компьютерных лабораториях; хранить информацию до востребования; модифицировать и дополнять уже имеющуюся информацию; комбинировать различные документы; использовать созданные документы для обмена информации по электронной почте.

Ученик, в свою очередь, кроме перечисленных выше преимуществ освобожден от рутинной процедуры переписывания текста при выполнении письменных упражнений; имеет возможность печатать поверх предъявленного текста, легко исправлять совершенные орфографические, лексические и стилистические ошибки, проверить правильность ответов, в случае встроенных преподавателем ключей.

При обучении языка диапазон применения программные средства не ограничен, в частности, могут быть использованы на всех аспектах языка: фонетическом, грамматическом, лексическом. А также при обучении письму и чтению. Обучение при этом может проходить как в группе, так и индивидуально.

При определении эффективности электронных средств в учебном процессе следует, прежде всего, учитывать его технические и дидактические возможности, функции и помнить, что это всего лишь учебное средство, помощник педагогу, а не его замена. И самое главное, общение с программным средством не должно вызывать больших трудностей ни у учителя, ни у учащегося.

Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования, как учителем, так и учеником. В сети Интернет можно выбрать электронные ресурсы по следующим направлениям:

– конспекты уроков;

– методические разработки и дидактические материалы к урокам;

– учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам

– электронные учебники;

– презентации к урокам;

– видеоматериалы с записями уроков;

– педагогические инициативы педагогов в практической деятельности.

Основные мотивы использования Интернета учащимися:

– получение учебной информации;

– доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

– возможность виртуальных путешествий по виртуальным музеям, библиотекам, го

родам, странам;

– участие в сетевых проектах, интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Основная цель урока с использованием электронных ресурсов сети Интернет соответствует единой дидактической цели урока:

– образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

– развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

– воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Используя электронные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач в учебном процессе.

Кроме того, эффективность учебного процесса связана сегодня с применением педагогическими технологиями. Цель педагогических технологий — повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Педагогическая технология –это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности [2].

Технологии обучения составляют совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученика. Личностно-ориентированное обучение позволит: повысить мотивированность учащихся к обучению; повысить их познавательную активность; создать условия для систематического контроля усвоения знаний учащимися; отследить динамику развития учащихся; учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

При изучении языков наиболее значимые результаты даёт проектная технология. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества [4]. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика проектного обучения широко используется мной для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Применение электронные ресурсы Интернета и методы обучения в учебном процессе позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000
  2. Питюков В. Ю., Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников — М., 1995
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  4. Ткачев В. О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка — АЯШ 3(11)/ 2005. — с. 64
  5. Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29–37.
Основные термины (генерируются автоматически): учебном процессе, методы обучения, учебного процесса, эффективности учебного процесса, электронные средства, эффективность учебного процесса, программные средства, электронные ресурсы, Личностно-ориентированное обучение, задач процесса обучения, педагогическая технология, смена актов обучения, процессе обучения, мощным средством обучения, учителя программные средства, основные электронные средства, использования электронные средства, повышения эффективности, Методика проектного обучения, Результатами учебного процесса.

Ключевые слова

интерактивные методы, педагогическая технология, электронные средства, прикладные программы, Интернет ресурсы, организация использования электронные средства и методы обучения, эффективность их в учебном процессе

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос