Авторы: Шодырова Бакытжан Хозедиясовна, Авилова Елена Константиновна

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.10.2016

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Шодырова Б. Х., Авилова Е. К. Применение мультимедийных средств в процессе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 223-227.



В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным доступом для пользователей сделан вывод, что успешность процесса обучения, эффективность использования в нем различных методов и форм обучения в значительной степени зависят от удачного выбора средств обучения. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.

Средство обучения — совокупность предметов, идей, явлений и способов действий, обеспечивающих реализацию учебно-воспитательного процесса. В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. [3]

С использованием последних достижений науки и техники подготовка технического специалиста– это одно из приоритетных направлений высшего профессионального технического образования. На данный момент в обучении одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса — это применение современных информационных технологий. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от вузовского преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому необходимо овладевать современными информационными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в высшей школе. [1]

Мультимедийность создает положительные моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением интуитивных реакций студента: подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей студента на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания преподавателя. Мощное средство обучения — интерактивные мультимедийные учебники, которые делают процесс нашего обучения более эффективным, индивидуализированным. Материал в таком учебнике подается с учетом особенностей человеческого воспроизведения и памяти. Одновременное представление информации в аудиальной и визуальной формах, с использованием всего богатства средств, представляемых компьютером, позволяет облегчить запоминание материала студентом. Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и подробностью обучения, а наличие контрольных блоков, позволяет проверить, насколько студент усвоил информацию и в случае необходимости — провести работу над ошибками и на основании вышеизложенного позволяет использовать этот учебник для самостоятельного обучения.

С этой целью был разработан электронный учебник по дисциплине “Программно-аппаратная защита информации” с разграниченным доступом для пользователей, то есть отдельное окно для преподавателя и для студентов. Преподаватель имеет свой уникальный логин и пароль необходимый ему при входе, без какой-либо предварительной регистрации, так как эти данные хранятся в системном файле config, где далее будут храниться данные тех студентов, которые зарегистрировались и имеют доступ.

Первое диалоговое окно; которое будет встречать любого пользователя, независимо от его статуса, это окно входа:

Рис. 1. Первое диалоговое окно

Где преподаватель или уже зарегистрированный пользователь могут войти в систему электронного учебника и начать пользования данным приложением. А не зарегистрированные пользователи, введя свой логин и пароль должны пройти регистрацию. Далее открывается окно регистраци:

Рис. 2. Окно регистрации

Окно преподавателя и окно студента различны, так как окно первого предусматривает наличие дополнительной функции, функции контрольных впоросов/ответов, где находятся список тестов, вопросы и правильные варианты ответа.

Рис. 3. Окно преподавателя

В то время как данная функция не доступна для зарегистрированных студентов, во избежании дальнейших проблем.

Рис. 4. Окно студента

В главным окне электроннго учебника можно пройти, как показано на высшеуказанном рисунке, по следующим категориям: первое цели и задачи курса, где можно ознакомится с приветствием автора и с целью и задачей курса.

Второе, это тематический план курса, представленный на двух языках, на русском и английском языках:

Третья функция содержит весь курс, то есть представляет содержание всего курса, который включает заголовки и подзаголовки тем, начиная с установка ActiveDirectory, заканчивая поиском и устранением проблем.

C:\Users\Apple\Desktop\Сохраненное изображение 2013-4-25_11-24-3.755.jpg

Рис. 5. Содержание курса

Четвертым представлено тестирование для студентов по тематике всего курса с четырмя вариантами ответов. Данная функция позволяет оценить усвоенный материал и закрепить новую информацию.

Пятым доступны видео-уроки по 10 тематикам курса. Данный курс позволяет более глубже усвоить навыки полученные входе освоения теоретической информации и практически закрепить весь освоенный материал.

Шестым доступен глоссарий учебника на двух языках, русском и английском, который включает определению терминов от А до Я использованных в теоретическом материале курса.

C:\Users\Apple\Desktop\Сохраненное изображение 2013-4-25_13-9-38.148.jpg

Рис. 6. Глоссарий

Седьмым представлены контрольные тесты и правильные ответы, которые доступны только для преподавателей.

C:\Users\Apple\Desktop\Сохраненное изображение 2013-4-25_13-15-14.122.jpg

Рис. 7. Окно тестирования

Каждое диалоговое окно со своей основной функцией выполняет дополнительно несколько действий, таких как: смена языка, переход на главную страницу, печать данной страницы, переход в список использованной литературы (значок открытой книги) и переход в глоссарий (значок очки).

Очевидно, что электронные учебные пособия и любые другие средства являются альтернативой деятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения обучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей. [2]

Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. [4]

Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., — М.: «Академия», 2007. — 192 с.
  2. Красильников И. В. Информационные аспекты разработки и применения в вузе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007. — 114 с.
  3. Даненова Г. Т., Сейдыгалымов С. С. Информационные технологии управления учебным процессом // Международный журнал экспериментального образования, № 4 (часть 2), 2015.
  4. Коккоз М. М., Жумабай А. Р. Методика построения информационно-аналитических систем // «Молодой ученый» № 4 (часть 1), 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): современных информационных, диалоговое окно, Первое диалоговое окно, мультимедийных технологий, Значение современных информационных, результате соединения информационных, новая среда знаний, процесса обучения, Окно преподавателя, электронных учебных пособий, процессе обучения, информационных технологий, электронного учебника, окно студента различны, коммуникационных технологий, успешность процесса обучения, образовательного процесса, современных информационных технологий, разграниченным доступом, вузовского преподавателя знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос