Библиографическое описание:

Кошелева Н. И. Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 91-93.

С развитием информационных технологий проблема медиаобразования становится всё более актуальной. Современная стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной и информационной сферах. Вуз представляет собой по своей сути форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания университетского медиапространства. Благодаря этому университет вступает в диалог с молодым человеком, разворачивая взаимосозидательную совместную деятельность» [1].

Сегодня уже невозможно представить Вуз без электронных учебников, электронных УМК, компьютерных программ контроля знаний, интерактивных форм обсуждения актуальных учебных проблем. Идеи о необходимости педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности, об интеграции педагогики и искусства в медийном мире разрабатывали известные ученые В.В.Гура, Г.П.Максимова, С.В.Зенкина.

Каждый Вуз формирует своё медиаобразовательное пространство в зависимости от содержания образования. В первую очередь – это информационные базы, содержащие актуальный учебный материал, и техническое оснащение, с помощью которого осуществляется доступ к ним. Немаловажно наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений. И, конечно же, если речь идёт о медиаобразовательнотельном пространстве, то наличие доступа к ресурсам Интернет необходимо.

Само понятие «медиаобразовательное пространство» является результатом очевидного процесса – обогащения понятийного аппарата современной медиапедагогики, и следствием интеграции медиа и образования. «Стратегия формирования медиакомпетентного специалиста в области образования может быть, на наш взгляд, определена созданием единого медиаобразовательного пространства вуза. Первой и отличительной его чертой является внедрение в содержание образовательного пространства информационно–коммуникационных технологий, которые поддерживают создание, хранение, обновление и передачу всем субъектам образовательного процесса актуального учебного материала в электронном формате, представляющего по своей сути огромную информационно-справочную базу разных областей знаний. Второй чертой медиаобразовательного пространства является наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений. Третьей чертой является то, что медиаобразовательное пространство организуется под сильным влиянием мировых образовательных информационных ресурсов.»[2].

Фатеева И.А. под медиаобразовательной средой понимает «объективно существующую совокупность общественно - политических, технических, педагогических и прочих условий, в которых протекает медиадеятельность людей. Изменить медиаобразовательную среду чаще всего бывает очень проблематично из-за ее метапедагогического характера. Тем не менее, участвовать в ее формировании и коррекции - прямой долг преподавателей. На наш взгляд, целей медиапедагогической деятельности всего две: помочь аудитории адаптироваться к жизни в условиях постоянного присутствия медиа (непрофессиональное медиаобразование) и подготовить специалистов для работы в медиа (профессиональное медиаобразование). [3].

Гура В.В. в своей работе вводит понятие «спроектированная медиаобразовательная среда», понимая под этим современную педагогическую систему, имеющую своей целью организацию условий для гуманного целенаправленного взаимодействия индивидов с электронными информационно-образовательными ресурсами в интересах их личностно-культурного развития и положительной социализации. [4]. Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального образования, поддержка которого происходит посредством современных информационных технологий к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных заведениях путем создания медиаобразовательного пространства вуза. Этот процесс, как мы считаем, будет успешным при реализации следующих организационно-педагогических условий образовательного процесса ВУЗа:

• «включение в стандарты высшего педагогического образования медиаобразовательного блока;

• качественная организация медиаобразовательного пространства ВУЗа, насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием медиаобразовательного характера;

• последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение студентов к активной медиадеятельности».

Здесь мы полность согласны с автором, именно такой подход к подготовке позволит решить проблему формирования медиакомпетентных специалистов в области образования, готовых к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях. Для решения задачи подготовки медиакомпетентного специалиста, необходим поиск новых концепций, подходов в образовании, способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни, формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразовательном пространстве.

В медиаобразовательном пространстве помимо целенаправленного формирования медиакомпетентности будущего специалиста, происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося с позиций формирования у него учебной и профессиональной автономии (самостоятельности).

Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя. [5].

Понятие медиаобразовательного пространства соединяет в себе идею компьютеризированного обучения, которое осуществляется с помощью электронных образовательных ресурсов, насыщенных мультимедиа и медиаобразования, т.е. получения знания в процессе взаимодействия с произведениями средств массовой информации, которые образуют реальную информационно-культурную среду современного человека. Т.о. ключевым структурным элементом медиаобразовательного пространства являются электронные образовательные ресурсы. Концепция медиаобразовательной среды в первую очередь ставит проблему педагогического проектирования такой среды с позиций системного подхода, а также новых методологических позиций личностно-ориентированной педагогики, медиаобразования и информационно-культурологического подходов. [6]

Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что наличие медиаобразовательной среды необходимо для формирования медиакомпетентности студента. Она предоставляет студентам возможности:

-работать непосредственно с материалами, быть экспериментатором, анализировать собранную информацию, проверять гипотезы;

- организовывать группы для работы над новыми проектами или идеями, что позволяет добиться более продуктивных решений поставленных задач;

- создавать и представлять медиапродукцию, отражающую процесс и результат исследования.

Таким образом, медиаобразовательное пространство, которое является пространством личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях - эффективное средство развития медиакомпетентности студентов. В нашем понимании медиаобразовательное пространство или среда - это развивающая и развивающаяся информационная система с выходом в Интернет, с наличием автоматизированной системы обучения и постоянным обновлением баз данных. В настоящее время информационная образовательная среда современного университета расширяется благодаря открытому доступу к ресурсам Интернет, электронным источникам информации, мультимедиа. В связи с этим появилось широкое информационное поле для организации познавательной деятельности студентов и этому способствовало интенсивное развитие медиасреды. В итоге возникли новые требования к формированию ряда умений и, прежде всего, к умению учиться, что означает умение работать с информацией, а это сегодня невозможно без знания ИКТ. Очевидно, что практически любая область деятельности современного специалиста, так или иначе, связана с медиа.

В нашем учебном заведении такая среда активно функционирует и развивается. В контексте медиаобразования под учебной средой мы понимаем медиаобразовательную среду. Развитие электронной библиотеки учебных ресурсов, системы компьютерного тестирования и контроля учебных знаний и умений, создание и внедрение сайта, стало возможным в НШФ ЮФУ благодаря организации локальной сети и наличия выхода в Интернет. На кафедре ПИ и М создана “Студенческая учебно-научная лаборатория информационных технологий и обучающих программ”. Вместе с отделом Информатизации лаборатория реализует следующие задачи:

  • включение преподавателей в разработку электронных образовательных ресурсов;

  • разработка программных продуктов для реализации учебного процесса;

  • разработка программных продуктов для решения экономических задач малых предприятий;

  • пиар НШФ ЮФУ в региональной и глобальной сети;

  • информационная поддержки сайта НШФ ЮФУ.

    Бесспорную значимость приобретает работа творческих групп научного общества студентов по проблемам современной экономики. Несомненно, формирование медиакомпетентности студентов предусматривает не только совершенствование технологии образования, но и обоснованное и эффективное использование имеющихся в распоряжении медиа средств. Медиаобразовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. Основой информационной образовательной среды нашего университета является единая распределенная база данных, автоматизирующая основные функции образовательного и научного процесса, обеспечивающая единое информационное пространство университета.

Информационная образовательная среда включает:

  • учебные материалы по ряду учебных предметов, подготовленных преподавателями вуза, лучшие студенческие работы, местом размещения учебных предметных и междисциплинарных проектов, реализуемых в рамках учебной деятельности университета;

  • блок управления учебно-воспитательным процессом (базы данных сотрудников факультета, документации по управлению учебным процессом, учебной, методической, научной деятельности университета и пр.), призванный отслеживать и координировать процедуры управления кадрами;

  • коммуникативный раздел, включающий информацию о вузе и кафедрах, студентах и выпускниках, раздел новостей, многоцелевую среду общения с разграниченным доступом (чат, форумы, гостевую книгу, внутреннюю почтовую систему).

    Сайт НШФ ЮФУ рассчитан на различную категорию пользователей: заведующих кафедрами, преподавателей, студентов, выпускников, абитуриентов и их родителей. Основная идея работы сайта – интерактивное взаимодействие, обратная связь, изменение и добавление информации участниками информационной среды.

    Очевидно, важны не количество и объем используемых технических и программных средств, а их разумное применение в полном соответствии с решаемыми учебными, воспитательными, управленческими задачами. Здесь мы полностью согласны с автором, что «медиа не только технические устройства передачи информации, но и образовательная информационная среда, способствующая развитию медиакомпетентности аудитории, включающей в себя знания и умения оперативного, процедурного и поведенческого характера» [7].



Литература:
  1. Максимова Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе. Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2006. 180 с.

  2. Григорьева И.В. Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования: постановка проблемы. Медиаобразование: от теории – к практике Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» Томск, 4-5 декабря 2008 Составитель: и. в. Жилавская)

  3. Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий медиаобразования//Медиао- бразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культу- ры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008/. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 143.

  4. Гура В.В. Системный подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды//Известия ТРТУ. 2006. №2. С.118-122.

  5. Иванова Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А. Стефановская. – Иркутск: Изд–во Иркут. Ин–та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. – С. 215–228.)

  6. Tyner K. Literacy in a digital World. Mahwah, New Jersey & London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.

  7. Змановская Н.В. Педагогическая студия как форма формирования медиакоммуникативной образованности студентов вуза – будущих учителей // Вопросы педагогического образования. Вып. 14. Иркутск: ИПКРО, 2003. С.152-158.

Основные термины: медиаобразовательного пространства, медиаобразовательного пространства вуза, медиаобразовательное пространство, контроля учебных знаний, учебного процесса вуза, НШФ ЮФУ, автоматизированной системы обучения, библиотечной системы вуза, сопровождение учебного процесса, области образования, Автоматизированное сопровождение учебного, наличие автоматизированной системы, педагогического образования, информационных технологий, Модель электронной библиотечной, электронной библиотечной системы, электронных образовательных ресурсов, осуществление компьютерной диагностики, педагогического образования медиаобразовательного, современного специалиста

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle