Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 27.12.2013

Статья просмотрена: 1173 раза

Библиографическое описание:

Ребко, Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов / Э. М. Ребко, А. П. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 566-568. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8771/ (дата обращения: 25.04.2024).

Совершенствование современного образования, входящего в европейское образовательное пространство, невозможно без использования ресурсов сети Интернет. Особое внимание уделяется возможности использования современных информационных и компьютерных технологий в образовательном процессе, что требует глубокого теоретического осмысления. [4]

Доступность ресурсов сети Интернет, ограниченное представление в сети качественной научно-популярной, культурной и образовательной информации приводит к формированию у подрастающего поколения сомнительного мнения об Интернете как об исключительно развлекательном инструменте. В это же время педагогическое сообщество рассматривает Интернет как доступное средство формирования информационной культуры студентов, продолжая при этом поиск эффективных способов использования его ресурсов в образовательно-воспитательных целях.

В настоящее время отсутствует универсальное определение информационной культуры и единый подход к пониманию её сущности и содержания. Это связано с тем, она охватывает все сферы человеческой деятельности и выступает в самых разнообразных формах — научной, политической, художественной, образовательной и т. д. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и получает выражение в навыках по использованию технических информационно-коммуникационных устройств, в способности и умении грамотно формулировать свои информационные потребности, ориентироваться в информационном пространстве, находить и перерабатывать необходимую информацию. Она требует от человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в процессе непрерывного процесса изменения общества и окружающего мира в целом. [4]

Существуют разнообразные мнения относительно содержания понятия «информационная культура». Часть исследователей определяет ее как систему характеристики личности, некоторые связывают ее с исключительными коммуникационными навыками, специалисты информационных технологий подразумевают под ней прежде всего грамотное владение информационными технологиями. В зависимости от того, как определить понятие информационной культуры — будет выстраиваться процесс формирования информационной культуры студентов. Анализ литературы позволил нам остановиться на трактовке, предложенной Поддубной О. Ю., определяющей информационную культуру студентов как компонент базовой культуры личности и системной характеристики человека, позволяющий ему эффективно выполнять все виды работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое применение) с использованием различных средств, понимать природу информационных процессов и отношений, развивать гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, осуществлять информационную рефлексию, творчество в информационном поведении и социально-информационную активность. [4]

Данное определение позволяет сказать, что современный студент должен не только овладеть суммой необходимых знаний, но и формировать готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, социальные компетенции, правосознание.

В рамках диссертационного исследования нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления их уровня информационной культуры.

В анкетировании приняли участие студенты 1 курса нескольких факультетов Герценовского университета. Анализ полученных результатов позволил получить ответы на важные вопросы исследования вопросов формирования информационной культуры.

Большинство студентов используют обширные возможности сети Интернет для поиска и получения информации научного, просветительского и развлекательного характера. При этом больше половины (75 %) опрошенных отметили, что используют полученную информацию лишь после тщательного анализа и обработки, так как «далеко не всему, что пишут даже на серьезных сайтах, можно безоговорочно верить».

Часть вопросов была направлена на выявление представлений студентов о возможностях информационной образовательной среды университета, включающую в себя ресурсы Фундаментальной библиотеки, библиотек факультетов, классов открытого доступа. 85 % опрошенных отметили, что зарегистрированы в библиотеках и активно используют как печатные, так и электронные ресурсы в учебной и исследовательской деятельности, при этом отметили, что электронные учебники и книги более популярны, удобны в использовании и доступны. Вместе с тем, несколько человек ответили, что не слышали о подобных возможностях, что может указывать как на недостаточную информированность студентов об информационных возможностях университета, так и на их собственную незаинтересованность.

В одном из вопросов студентов просили оценить по пятибалльной шкале свои умения работать с информацией. Анализ ответов показал, что в большинстве случаев уровень умения студентов работать с получаемой информацией находится на среднем уровне («умею выполнять основные действия, работать в основных офисных программах, активный пользователь ресурсов сети Интернет»).

Анкетирование позволяет сделать следующие выводы:

-          студенты первых курсов являются активными потребителями образовательных печатных и Интернет-ресурсов (30 / 70 %);

-          уровень владения навыков работы с информацией можно оценить как «средний»;

-          информационная образовательная среда Герценовского университета, включающая в себя ресурсы Фундаментальной библиотеки, библиотек факультетов, классов открытого доступа, активно используется студентами в учебной и научно-исследовательской деятельности, а также в просветительских и воспитательных целях.

Анализ анкетирования и литературных источников позволяют утверждать, что создание на базе высшего учебного заведения качественной и доступной единой информационной образовательной среды обеспечивает комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности студента, его критического мышления, самостоятельной работы, рефлексии, реализацию его творческого потенциала, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве образовательной среды.

Рассматривая информационную образовательную среду как совокупность условий, обеспечивающих информационную деятельность (Кузнецов А. А., Роберт И. В.) и информационное взаимодействие (Касторнова В. А., Прозорова Ю. А., Роберт И. В. и др.) с распределенными информационными ресурсами и удаленными пользователями, на основе современных интерактивных средств ИКТ, ориентированных на формирование высокообразованной, духовно и интеллектуально развитой личности, способной к социализации в современных условиях [1], целесообразно отметить, что стоится она по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого.

Вместе с этим, достижения новых целей и ценностей информационной образовательной среды (в том числе и формирования информационной культуры) должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. [2]

В настоящее время информационно-образовательная среда учебного заведения рассматривается как составляющая единого российского информационно-образовательного пространства, формирование и развитие которого осуществляется в рамках региональных и федеральных программ информатизации образования в России. Кроме того, сегодня важным компонентом развития теории и практики организации учебного процесса в образовательном учреждении любого уровня в условиях информатизации и модернизации образования являются информационно-образовательные системы, использующие сетевые технологии и представляющие собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения. Эффективность процесса ее становления зависит от следующих взаимосвязанных факторов: государственной поддержки, создания глобальной информационной инфраструктуры образования и подготовки кадров для системы образования в области использования и внедрения информационных технологий. [3]

Формирование информационной культуры студентов с использованием информационной образовательной среды университета можно происходить:

-          в рамках учебных дисциплин;

-          в рамках воспитательной и просветительской работы;

-          через систему дополнительного образования;

-          посредством участия в практике, научно-исследовательской работе;

-          в процессе участия в проектах, конкурсах и грантах для студентов.

Для повышения внимания студентов к возможностям образовательной среды Герценовского университета проводятся открытые мероприятия на базе Фундаментальной библиотеки и библиотек факультетов, такие как, например, мастер-классы по пользованию библиографическими и электронными ресурсами, по повышению навыков работы с информацией, экскурсии для ознакомления с печатными и электронными фондами и базами данных.

Для дальнейшего планирования и развития информационной образовательной среды университета можно предложить: проведение экскурсий и выездных занятий в библиотеки других университетов города, организацию семинаров и круглых столов (в том числе в режиме вебинаров с использованием мультимедийного оборудования) по вопросам воспитания информационной культуры студентов с преподавателями и студентами вузов города и страны, дистанционные курсы и другие формы работы.

Информационная образовательная среда представляет собой объединение информационных объектов и инноваций с целью создания информационно-педагогических ресурсов для включения их в педагогический процесс, которые позволят использовать различные формы и технологии освоения знаний и развивать самостоятельную, познавательную учебную деятельность.

Все это позволяет отметить, что создание информационной образовательной среды в высшем учебном заведении является одним из обязательных условий формирования педагога, обладающего необходимыми компетенциями, в том числе в области информационной культуры, готового трудиться и жить в условиях современного динамично развивающего общества и страны.

Литература:

1.                  Жожиков А. В. Формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет (на примере республики Саха (Якутия): автореф. дис.... д-ра пед. наук / Жожиков А. В.; [Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова]. — Якутск, 2004. — 38 с.

2.                  Лавров П. Н. Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики.//Интеграция образования 2012.- Вып.1.- Саранск- С.95–102.

3.                  Лавров П. Н. Информационная образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6; URL: www.science-education.ru/106–8037 (дата обращения: 11.03.2013).

4.                  Поддубная О. Ю. Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук / Поддубная Ольга Юрьевна. — Рязань, 2010. — 20 с. URL: http://www.dissercat.com/content/obrazovatelno-vospitatelnoe-prostranstvo-interneta-kak-sredstvo-razvitiya-informatsionnoi-ku (дата обращения: 11.03.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): информационная образовательная среда, информационная культура, информационная культура студентов, библиотека факультетов, Формирование, Фундаментальная библиотека, высшее учебное заведение, информационно-образовательная среда, образовательная среда, учебное заведение.


Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации...

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

Информационная культура студента имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию

По мнению исследователей, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий [3]

Создание единого информационного пространства вуза

информационное образовательное пространство, информационная профессиональная культура, вуз, единое информационно-образовательное пространство, высшее учебное заведение...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также

Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы...

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Уровни единого информационного образовательного пространства школы. Единое информационное пространство школы.

3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры...

Медиаобразовательная среда как важная составляющая...

Идеи о необходимости педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности...

Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации...

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

Информационная культура студента имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию

По мнению исследователей, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий [3]

Создание единого информационного пространства вуза

информационное образовательное пространство, информационная профессиональная культура, вуз, единое информационно-образовательное пространство, высшее учебное заведение...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также

Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы...

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Уровни единого информационного образовательного пространства школы. Единое информационное пространство школы.

3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры...

Медиаобразовательная среда как важная составляющая...

Идеи о необходимости педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности...

Задать вопрос