Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 8166 раз

Библиографическое описание:

Тайлаков, У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов / У. Н. Тайлаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 768-772. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6805/ (дата обращения: 19.04.2024).

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания. Основной целью оснащения современной школы с учетом углубления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство является создание единой образовательной информационной среды, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество системы образования, обеспечить равные возможности учащимcя на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство страны в мировое образовательное пространство. С внедрением компьютерных и информационных технологий открываются следующие возможности обучения:

-          совершенствование методологии отбора содержания профессиональной подготовки специалистов; улучшение планирования, организации, управления, контроля качества учебного процесса;

-          повышение качества обучения, его индивидуализация;

-          появление новых форм взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения, приводящее к изменению содержания их деятельности.

Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения. Можно также сказать, что для образовательных учреждений — это системный информационно-технологический модуль, который включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку, передачу и хранение информации, наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

ЕИОП представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие образовательных учреждений, учащихся, а также удовлетворение их информационных потребностей [1–4]. Иными словами ЕИОП складывается из следующих главных компонентов:

-          информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

-          организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

-          средства информационного взаимодействия учащихся и образовательных учреждений, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.


Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания. Основной целью интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство является создание единой образовательной информационной среды в Республике Узбекистан, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество системы непрерывного образования, обеспечить равные возможности учащимcя на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство Республики Узбекистан в мировое образовательное пространство.
Для достижения поставленных целей и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:
1)        обеспечение государственных учреждений образования средствами компьютерной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным сетям;
2)        создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение стандартизации и сертификации средств информационных технологий учебного назначения;
3)        подготовка педагогических, административных и инженерно — технических кадров государственных учреждений образования, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии;
4)        создание информационной инфраструктуры системы образования Республики Узбекистан, объединяющей информационные системы и ресурсы всех уровней образования и повышения квалификации, а также научно — исследовательские, учебно-методические и технологические центры сферы образования;
5)        научное обеспечение процесса информатизации, разработки методологии современного образования на основе информационных технологий.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютерной, телекоммуникационной техники и технологий в жизни общества. Владение информационными и телекоммуникационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, и необходимым условием для каждого индивида. Полученные знания и навыки в дальнейшем могут во многом определять пути развития общества.

ЕИОП школы (Net Школа) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения [5]. Можно также сказать, что для школы — это системный информационно-технологический модуль, который включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку, передачу и хранение информации, наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Net Школа — это комплексная система, в которой администрация, преподаватели, ученики, родители работают в едином информационном пространстве, что улучшает их взаимопонимание и сотрудничество. Главное преимущество, которое позволяет дать высокую оценку программе и её разработчикам, — с помощью «Net Школа» действительно можно построить единое информационное образовательное пространство учебного учреждения и обеспечить его открытость и безопасность для всех участников образовательного процесса.

В электронных и печатных СМИ уже довольно нашумела эта новость: родительский контроль через Интернет. Теперь дети станут находиться под тотальным контролем родителей и их счастливое детство, когда можно из дневника вырвать страницу с двойкой, будет омрачено. И виной всему этому стала возможность родителей получать информацию о пропусках уроков и текущей успеваемости со школьного сервера, через Интернет.

Формирование ЕИОП школы рассматривается нами как структурно-динамический процесс, состоящий из таких компонентов, как цель, информационное взаимодействие субъектов, содержание информации, средства, методы, формы работы с информацией, результат, и осуществляющийся через следующие этапы: целевой, стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-аналитический. Решаемые на каждом этапе задачи обуславливают расширение состава и поля взаимодействия субъектов образовательного процесса, изменение средств, методов и форм работы с информацией, характера взаимодействия между субъектами. Каждый из этапов определяется содержанием видов работы с информацией: сбор, хранение, представление и ее использование.

Необходимым средством формирования ЕИОП школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся, является деятельность службы мониторинга качества образования. Результатом ее работы становится изменение в уровне сформированное образовательной информационной среды школы с низкого на высокий, который характеризуется наличием рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса в информационном взаимодействии и формированием у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений.

Ниже познакомимся с теми новыми возможностями, которые получают учащиеся и их родители по сравнению с традиционной (не компьютерной) информационной системой школы: доска объявлений, расписание уроков, секций, кружков, факультативов и школьных мероприятий, электронный журнал, внутренняя электронная почта, форум и т. д.

Электронный классный журнал — это симбиоз журнала школьного и той записной книжки, которую приходится вести каждому учителю, чтобы отметить точками задолженности или поставить то количество двоек, которые получил нерадивый ученик за не выполненные в срок задания и т. д. В школе каждый ученик начинает практическую работу на уроке информатики с входа в «Net Школу». Этот предмет в Узбекистане ведется с пятого класса общеобразовательных школ. Просмотр объявлений, своей почты и, конечно же, ребят очень интересуют и волнуют оценки по всем предметам. Мы видим, что доступность и открытость информации обо всех пропусках и задолженностях, средняя оценка по предмету воспитывает более ответственное отношение к учебе.

Дневник заданий напомнит обо всех задолженностях по предмету и заданных домашних заданиях.

ЕИОП обеспечивает оперативность, простоту, открытость управленческой деятельности администрации школы и структурных подразделений, однако потребовалась вдумчивая работа всех звеньев управления по обеспечению законности, доступности и конфиденциальности используемых индивидуальных данных.

Приступая к процессу создания ЕИОП школы, ставили перед собой следующие задачи:

-          повышение эффективности образовательного процесса и качества обучения, интеграция обучающихся в мир современных информационных технологий, ведь нашему выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех;

-          оптимизация и модернизация процесса обучения;

-          автоматизация управления деятельности школы, обеспечение электронного документооборота школы;

-          распространение и обобщение опыта учителей через Интернет пространство, создание и использование электронных образовательных ресурсов;

-          использование компьютерных технологий в самостоятельной работе обучающихся;

-          вовлечение обучающихся в проектную деятельность, участие их в дистанционных олимпиадах, что расширит их кругозор и повысит коммуникативные умения;

-          организация дистанционного обучения учеников с ограниченными возможностями;

-          создание информационной среды для родителей.

Для реализации поставленных задач школа проходить несколько этапов [5]:

1.       Организационный. Мобилизация средств школы, привлечение средств заинтересованных организаций и лиц, привлечение к работе родителей.

2.       Обучения. Формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива через организацию курсов обучения информационным технологиям, семинаров и практических занятий по освоению компьютерной техники. Организация профильного обучения по информатике и ИКТ учеников старшей школы, организация элективных курсов по информационным технологиям.

3.       Создания методической базы. Накопление фонда электронных образовательных ресурсов на различных носителях (CD, DVD, видеотека, аудиотека, медиатека), как созданных учителями образовательного учреждения, так и заимствованных из других источников (заказы в торговых фирмах, Интернет сообщества и т. д.).

4.       Создания материально-технической базы. Создание модели ЕИОП, организация и настройка автоматизированных рабочих мест в кабинетах, создание и усовершенствование единой локальной вычислительной сети на базе сервера Windows 2007, подключение компьютеров к сети Интернет.

5.       Выход в Internet пространство. технические и организационные решения по обеспечению данного этапа.

6.       Создания единой базы данных школы. Заполнение базы (сведения об учениках и их родителях, учителях и других работниках школы), апробация этой модели единого информационно-образовательного пространства школы, функционирующего и развивающегося на основе внедрения информационных технологий.

7.       Развития исовершенствования. В связи с совершенствованием процессов в обществе, научно-техническим прогрессом, распространением новых идей в педагогических и смежных науках, появлением новых информационных технологий в настоящее время происходит дальнейшее развитие всех предыдущих этапов:

-        постоянное техническое усовершенствование единого информационного пространства школы (внедрение интерактивных досок, модернизация сервера, расширение локальной сети);

-        организации курсы повышения ИКТ-компетентности преподавателей, совершенствуются элективные, сетевые курсы для обучающихся школ;

-        создания учебных курсов по различным предметам в виртуальном пространстве;

-        постоянное совершенствование и сопровождение школьного сайта и страницы на портале министерство народного образования Республики Узбекистан;

-        введение уроков информатики в учебной программе с 5 класса, организация дистанционного обучения детей, находящихся на домашнем обучении, участие в международных, республиканских, региональных, муниципальных дистанционных конкурсах.

В некоторых школах системе народного образования Республики Узбекистан уже используется ЕИОП школ «baho.uz» (рис.1, рис.2).

Рис. 1. Окно “Общение с директором»

Рис. 2. Окно «Родители»


Таким образом, создание и развитие ЕИОП, обеспечить:
-          единство образовательного пространства на всей территории республики;
-          повышение качества образования во всех регионах республики;
-          сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
-          создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

Таким образом, создав и поэтапно развивая высокотехнологичную информационно-образовательную среду учреждений, мы сможем коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к информационной образовательной технологии в широком смысле этого слова, сформировать открытое информационное пространство для всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, преподавателей и администрации образовательных учреждений.

Литература:

1.         Баранова Т. А., Максимова О. А., Фомина А. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — 2007. — № 1.

2. Бегимкулов У. Ш. Единое информационное пространство высших педагогических образовательных учреждений Республики Узбекистан // Ж. Преподаватель XXI век. — Москва. 2007. — № 2. — С. 52–55.

3.         Жилин С. М., Жилина Л. В. Организация школьной корпоративной сети/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — 2006. — № 1.

4.         Красношлыкова О. Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — 2005. — № 12.

5. Net — школа — перспективная система для средней, высшей школы и дистанционного образования // Открытое образование.- 2001.- № 5.- С. 75.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, школа, единое информационное пространство, образовательный процесс, создание, единая образовательная информационная среда, информационное взаимодействие, процесс обучения, учебный процесс, единое информационно-образовательное пространство.


Похожие статьи

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Уровни единого информационного образовательного пространства школы. Единое информационное пространство школы. Уровень администрации.

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества...

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Что такое информационная образовательная среда школы?

информационно-методическую поддержку образовательного процесса; ‒ планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения

Проектирование современной информационной...

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители, руководство образовательных учреждений...

Информационно-образовательная среда школы — новые...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение...

Современные подходы к формированию...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет

Роль образовательной среды школы в создании...

Функции информационно образовательной среды. - информационно-методическая поддержка образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное...

Некоторые аспекты формирования единой...

Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС, включающей в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение...

Похожие статьи

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Уровни единого информационного образовательного пространства школы. Единое информационное пространство школы. Уровень администрации.

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества...

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Что такое информационная образовательная среда школы?

информационно-методическую поддержку образовательного процесса; ‒ планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения

Проектирование современной информационной...

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители, руководство образовательных учреждений...

Информационно-образовательная среда школы — новые...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение...

Современные подходы к формированию...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет

Роль образовательной среды школы в создании...

Функции информационно образовательной среды. - информационно-методическая поддержка образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное...

Некоторые аспекты формирования единой...

Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС, включающей в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение...

Задать вопрос