Библиографическое описание:

Овсянникова М. М. Об удовлетворенности обучением студентов Глазовского инженерно-экономического института // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 64-66.

В статье рассматриваются результаты анкетирования студентов института, характеризующие некоторые аспекты отношения к учебе.

Сталкиваясь с пересдачами студентов Глазовского Инженерно-экономического института, которые составляют 65%, причем юноши пересдают чаще, чем девушки (на 1 курсе среди всех опрошенных студентов, не сталкивались с пересдачами- 36% юношей, 64% –девушек, на 2 курсе -29% юноши, 71%-девушки). На основании этого можно говорить либо о спокойном отношении студентов к пересдачам либо о том, что преподаватели очень строго оценивают знания студентов на экзаменах.

Возникла необходимость выявить причины такой ситуации, для чего среди студентов 1 и 2 курсов была проведена анкета, анализирующая степень удовлетворенности обучением.

Получены следующие результаты:

Во-первых, проводя анкетирование, хотелось более подробно изучить контингент опрашиваемых.

Оказалось, что

  • 40% студентов - это ребята, которые пришли в наш институт, не набрав проходных баллов в других ВУЗах, причем платных из них - на 1 курсе-61%, на 2 курсе-66%

  • 26%- поступили в наш ВУЗ запланировано, так как обучение в других городах затруднительно для их семей в материальном плане (для 1 курса из студентов этой категории-56%- платники, для 2 курса-20% -платники)

  • 15%-поступили в наш ВУЗ запланировано, так как связывают свою жизнь и дальнейшую работу только с г. Глазовом

  • 13%- считают, что в наш институт легко поступить по сравнению с другими ВУЗами (33%- платники.-2 курс, 60% платники-1 курс)

  • 6%- перевелись из других ВУЗов

Цели получения высшего образования (допускалось несколько вариантов ответа):

  • 92% опрошенных получают высшее образование, так как осознают, что это необходимо для получения хорошо оплачиваемой работы в будущем;

  • 5%-настояли родители,

  • 6% -любят учиться, получать знания,

  • 4% -считают, что учеба в ВУЗе продлевает на 5 лет беззаботную жизнь,

  • 5%- не хотят отставать от друзей,

  • 9%- отодвигают срок службы в Армии

На вопрос будут ли они работать по специальности-

  • 31% ответили «Да»

  • 4%- «Нет»

  • 65% затруднились ответить на данный вопрос.

Если эти результаты проанализировать относительно студентов-платников и студентов - бесплатников, то на 1 курсе из всех студентов, ответивших однозначно, что они собираются работать по специальности-64% это студенты-платники, ко 2 курсу этот показатель упал до 30%

О посещении занятий студентов ГИЭИ:

  • 42% ответили, что никогда не пропускают занятия без уважительной причины ( болезнь, семейные обстоятельства)

  • 54%- иногда пропускают занятия без уважительной причины

  • 4%- часто пропускают занятия без уважительной причины

Среди причин, по которым студенты пропускают занятия, были отмечены такие: не нравится сам предмет-6%, не понимают материал читаемой лекции или проводимого практического занятия-6%, преподаватель не контролирует посещаемость-4%, остальные студенты указали, что просто пропускают по каким- то другим причинам, не связанными с институтом.

Здесь также хотелось бы отметить, что студенты женского пола посещают занятия наравне со студентами мужского пола (51% девушек против 49% юношей).

Так же замечено, что студентов, посещающих занятия «Всегда» больше на 1 курсе-55%, ко 2 курсу этот показатель падает до 24%

Вопреки общепринятому мнению о том,что студенты-платники посещают занятия реже студентов бесплатников, а то и очень редко, студенты ГИЭИ, обучающиеся платно, посещают занятия не реже студентов, а то и чаще обучающихся бесплатно (54% платных студентов против 46% бесплатных)

На вопрос «Контролируют ли вашу успеваемость родители»-

  • 57% ответили, что только итоги сессии,

  • 29%- контролируют периодически,

  • 9%- очень сильно контролируют,

  • 5%- совсем не контролируют, равнодушны

А на вопрос «Считаете ли вы, что родительский контроль нужен»:

  • 39% ответили, «нет», так как сами достаточно следят за своей успеваемостью,

  • 35%- ответили, что родительский контроль необходим, но в меру

  • 26%- ответили, что такой контроль нужен систематически

Что касается трудности обучения в нашем институте,

  • 51%- ответили –«средне»,

  • 27%- «трудно, но они этого ожидали».

  • 13%- «трудно, не ожидали»

  • 5%- «легко»

  • 4%- «очень трудно»

Если проанализировать по платным и бюджетным студентам, то на 1 курсе в категориях «Трудно» и «очень трудно»-75 % платных студентов, на 2 курсе это показатель равен-68%

На вопрос считаете ли Вы, что школа, в которой учились, дает достаточную базу знаний для продолжения учебы в ВУЗе

  • 47%- ответили, « достаточно»

  • 38%- ответили, что нет, и пользовались услугами репетиторов

  • 15% ответили, что нет, но сами много занимались

И на последний вопрос «Считаете ли вы себя успешным студентом, только 11% ответили- «Да», остальные назвали причины, по которым они не причисляют себя к таковым (допускалось несколько вариантов ответов):

  • 31%- не могут себя организовать

  • 21%- считают себя просто лентяями

  • 20%- вновь ссылаются на трудность обучения и слабую школьную подготовку

  • 19%- много времени тратят на внеучебную жизнь

  • 11%- отмечают, что непонятно, неинтересно читаются лекции,

  • 8%- не удовлетворены методической базой института

  • 6%- хотели бы получать больше дополнительных консультаций

Таким образом, вырисовывается образ среднестатистического студента 1, 2 курсов Глазовского инженерно-экономического института:

  • Студент, обучающийся платно, осознанно относится к учебе: посещает занятия, наравне со студентами-бесплатниками, определился в выборе специальности, но с другой стороны, не слишком осознанно выбирает ВУЗ и специальность.

  • Студенты, относительно часто пересдают экзамены

  • Студенты осознают, что получение высшего образования необходимо для получения хорошо оплачиваемой работы в будущем

  • Родители наших студентов ответственно подходят к обучению своих детей, контролируя их успеваемость

  • Студентам не трудно учиться в нашем ВУЗе, но платному студенту учиться труднее.

  • Студенту не достаточно школьной базы для учебы в ВУЗе

  • Студент не считает себя успешным, среди причин, по которым он не может считать себя успешным, большинство таких, которые можно отнести к личностным качествам: неорганизованность, нежелание учиться, а также слабую школьную подготовку

Это была картина удовлетворенности обучением глазами студента, а теперь взглянем на поставленный вопрос с другой стороны-стороны преподавателя

На сегодняшний день официальная картина успеваемости студентов 1 и 2 курсов такова:

Средняя оценка по результатам зимней сессии

1 курс: 3 2 курс: 3,8

Количество студентов средняя оценка знаний которых ниже 2.5:

1 курс-40% (особо проблематичны группы 1211 и 1451-по 48% студентов )

2 курс-4%

Количество недопущенных студентов к сессии:

1 курс-41%

2 курс- 67%

Количество должников на 20 февраля 2006 г.

1 курс- 47% (т.е. добавились «2 за экзамены)»

2 курс-23%

Количество отчисленных на 20.02:

1 курс-6% (7 чел- все по неуспеваемости)

2 курс-1% (2 чел-все по собственному желанию)

Проанализировать данные по платным студентам и бюджетным здесь нет возможности, так как первичное анкетирование было анонимным

Таким образом, на основании данного анкетирования, можно сделать вывод, что исследование выявило ситуацию, которую мы вправе считать парадоксальной: С одной стороны- преподаватели ВУЗа в корне недовольны успеваемостью студентов, посещаемостью занятий и результатом учебы, который выявляется на экзамене в сессионный период, с другой стороны -студенты и их родители вполне довольны данными результатами.

Мы поставили задачей следующего этапа исследования определить причину возникшей ситуации

С этой целью был выборочно опрошен преподавательский состав ВУЗа. В ходе исследования возникло две версии ответа на поставленный вопрос. Ряд преподавателей склонялся к тому, что учащихся действительно все устраивает и они просто по иному оценивают создавшуюся ситуацию, т.е. их субъективная реальность, выявленная анкетой отличается от объективной реальности.

Вторая версия основывается на том, что нынешнее поколение детей достаточно эрудированно, информировано, имеет определенный жизненный опыт, данный ему в образовательной школе и просто отвечает на вопросы анкеты так, чтобы результат ответов удовлетворил проверяющего.

Это в свою очередь проблема связана с детской приспособляемостью к мнению взрослых, идущая из опыта воспитания в семье и школе- ребенок «выдает» то, что от него хотят получить, чтобы жить спокойно.

По мере возникновения проблемы мы стали искать пути ее решения. Индивидуальная работа со студентами в данном случае достаточно проблематична, т.к. анкетирование было анонимным, и объект, попадающий в группу риска, элементарно неизвестен. В сложившейся ситуации наиболее продуктивной мы посчитали форму работы, именуемую условно «круглый стол», предполагающую откровенный разговор, построенный по заранее сформулированным вопросам и согласованный с психологом, который и составляет основную концепцию беседы преподавателей, студентов, родителей, прогнозируя ожидаемый результат, который предполагает в свою очередь более серьезное отношение сторон к возникшей проблеме. Разговор строится так, что стороны провоцируют друг друга на серьезные претензии, их обоснование и сиюминутный поиск решения проблемы, которую с глазу на глаз решить гораздо легче, так как стороны находятся в прямом контакте. Данная форма предложена кураторам групп для исполнения во 2 семестре. Результаты ожидаются


Литература:

  1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.М:Моск.псих-соц.инст, 2002

  2. ТолстоваЮ.Н. Аналихз социологических данных. М: Научный мир,2000Горшкова М.К.

  3. Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование.М .Политиздат,1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle