К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Захарченко, Е. А. К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования / Е. А. Захарченко, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 924-926. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17676/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова:дистанционное обучение, инженерное образование, навыки, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

 

Стремительное развитие всех отраслей жизнедеятельности индивидуума не оставляет без изменений и образовательную сферу человеческой жизни. Процесс получения знаний дистанционно в настоящее время является довольно актуальной и широко используемой формой получения первого или второго высшего профессионального образования в техническом вузе.

Дистанционное образование часто отождествляют с Интернет-образованием, однако установления знака равенства между вышеуказанными формами обучения представляется нам не совсем правильным.

Дистанционная форма обучения реализуется на расстоянии, без обязательного условия присутствия как обучающихся, так и преподавателя в аудитории высшего учебного заведения.

При реализации Интернет-обучения не всегда предполагается, что слушатели образовательной дисциплины будут приобретать знания в режиме удаленного доступа. Группа студентов может находиться в компьютерном классе, оборудование которого подключено к всемирной сети Интернет.

Дистанционное обучение — это новая форма обучения, отличная от привычных форм очного и заочного обучения. Отличием дистанционного образования от других форм образования является то, что план обучения формируется для каждого студента индивидуально.

Технология дистанционного обучения впервые была применена американскими специалистами в середине 1960-х годов. Трансляция учебных курсов проводилась с использованием местных телеканалов [1]. В настоящее время трансляция учебных процессов проводится посредством информационной среды Интернет [2].

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как

-        обмен печатными материалами через почту и телефакс;

-        аудиоконференция;

-        компьютерная конференция;

-        видеоконференция [3].

Используя дистанционную форму обучения, слушатель имеет возможность получить высшее образование в технической, экономической и гуманитарной сферах [4].

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций для их самостоятельного изучения.

Промежуточный контроль изученного материала проводится в виде электронных тестов, написания письменных работ, курсовых, контрольных. В конце семестра обучающиеся сдают итоговые зачеты или экзамены. Вуз также может проводить сдачу экзаменов в режиме on-line, использую программу Skype. Результаты всех видов контроля отражаются в личном кабинете студента.

Практические и лабораторные занятия проходят в виртуальных лабораториях с компьютерными симуляторами и виртуальными тренажерами. Заключительным этапом обучения является сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы, которые проводятся непосредственно в самом вузе. И последний, заключительный момент — выдача диплома, которая может проходить при личном посещении вуза выпускником или отправкой почтовой корреспонденции [5].

Для того чтобы обучатся дистанционно, необходим бесперебойный и достаточно быстрый выход в Интернет. Также абитуриенту, сделавшему выбор в пользу дистанционного обучения, необходимо обладать высокой самодисциплиной, организованностью и мотивацией, однако отсутствие вышеупомянутых личностных качеств обрекут любое обучение на провал, независимо от его формы.

Рассмотрим плюсы дистанционного образования:

-        Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара.

-        Студенты могут работать в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе.

-        Дистанционное обучение доступно для людей с ослабленным здоровьем и ограниченными физическими возможностями.

-        Скорость осуществления коммуникативного процесса позволяет обеспечить практически реактивную обратную связь между участниками образовательного процесса.

-        Использование информационных и телекоммуникационных технологий делают процесс обучения динамичным, актуальным и соответствующим современным требованиям ведения занятий в техническом вузе.

-        Креативность образовательного процесса: каждый студент имеет возможность творческой и профессиональной самореализации на протяжении всего периода обучения.

-        Стоимость дистанционного обучения меньше, чем стоимость традиционной формы обучения [1].

Закономерно возникает вопрос: что может быть лучше дистанционного образования? Всё кажется удобным и будто бы создано индивидуально для каждого обучающегося, однако знания инженерных специалистов, отдавших предпочтение дистанционной форме обучения, намного ниже, чем знания инженеров, обучавшихся по традиционной, очной форме.

Инженер, получивший навыки работы с оборудование в виртуальной лаборатории, будет обузой на производстве, поскольку одних теоретических навыков, приобретенных в процессе дистанционного обучения, будет недостаточно для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности на предприятии [6, c. 36].

Кроме того, в процессе дистанционного обучения практически отсутствует фактор живого, эмоционально-окрашенного общения между преподавателем и студентом; воспитательного момента и учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся в их традиционной форме.

Вместе с тем дистанционное обучение набирает все большие обороты, и скоро дистанционно можно будет получить профессию не только инженера или педагога, но и медика.

В связи со стремительным развитием дистанционно образования нами был проведен опрос студентов Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Студентам был задан всего 1 вопрос «Нужно ли дистанционное образование?». Респондентам предлагались следующие варианты ответа:

-        Да нужно, но не в инженерном деле

-        Да нужно, но не в медицине

-        Да нужно, во всех сферах деятельности

-        Нет не нужно

Нами было опрошено 50 человек из них:

-        5 человек (10 %) считают, что дистанционное образование нужно, но не в инженерии;

-        16 человек (32 %) считают, что дистанционное образование нужно, но не в медицине;

-        10 человек (20 %) считают, что дистанционное образование нужно во всех сферах деятельности;

-        19 (38 %) человек считают, что дистанционное образование не нужно.

Результаты в процентном соотношении приведены нами на диаграмме 1.

Рис. 1

 

По результатам проведенного нами опроса видно, что большинство респондентов считает, что дистанционное образование не нужно, однако данное мнение весьма субъективно и основано исключительно на наших собственных исследованиях в области данного вопроса: в процессе дистанционного обучения невозможно получить практические знания, столь необходимые на производстве.

Конечно, нельзя не отметить удобство дистанционного образования в связи с нынешним ускоренным темпом жизни, однако, дистанционно можно получать только образование в гуманитарной сфере деятельности, в которой не требуется прикладные умения работать с техническим оборудованием, а, тем более, проведение оперативных вмешательств и исследований в сфере медицины.

 

Литература:

 

1.                  Дистанционное образование — образование для всех [Электронный ресурс] — URL: http://hr-portal.ru/article/distancionnoe-obrazovanie-obrazovanie-dlya-vseh (дата обращения: 02.04.2015).

2.                  Дистанционное обучение — это [Электронный ресурс] — URL: http://www.slideshare.net/serg32/ss-30924104 (дата обращения: 02.04.2015).

3.                  Зуева Е. С. Куприянова А. А. Силаева С.В/ Дистанционное обучение- 2002 год

4.                  Институт дистанцонного образования ТПУ [Электронный ресурс] — URL: http://portal.tpu.ru/ido (дата обращения: 12.03.2015).

5.                  Как проходит дистанционное обучение [Электронный ресурс] — URL: http://obrazor.ru/kak-prohodit-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 22.03.2015).

6.                  Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в английской лингвокультуре // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 35–37.

7.                  Психологический тест выбора профессии [Электронный ресурс] — URL: http://университет.рф (дата обращения: 12.03.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционная форма обучения, образовательный процесс, процесс, стремительное развитие, студент, сфера деятельности, технический вуз.


Похожие статьи

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционная форма обучения, традиционная форма обучения, студент, преподаватель, процесс обучения, образовательный процесс, ARCS, ARSC.

История развития дистанционного обучения в России

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обученияформа образования, прочно «вставшая на ноги». Различные онлайн курсы, предлагающие как глубокую теорию, так и весомую практику в той или иной области...

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

Дистанционное образованиеобразование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Похожие статьи

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционная форма обучения, традиционная форма обучения, студент, преподаватель, процесс обучения, образовательный процесс, ARCS, ARSC.

История развития дистанционного обучения в России

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обученияформа образования, прочно «вставшая на ноги». Различные онлайн курсы, предлагающие как глубокую теорию, так и весомую практику в той или иной области...

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

Дистанционное образованиеобразование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Задать вопрос