О некоторых проблемах вторичной занятости студентов | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

О некоторых проблемах вторичной занятости студентов / В. Н. Семёнова, Н. А. Галузо, Н. Г. Никифорова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4 (10). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2672/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проблемы студенческой молодежи относятся к одним из актуальных, широко и разносторонне обсуждаемых. На основании результатов социологических, клинических и психофизиологических исследований в статье обсуждаются вопросы мотивации, трудности и последствия, возникающие у работающих студентов-медиков очной формы обучения при реализации желания получить не только качественные теоретические знания, но и необходимые для выполнения профессиональной деятельности умения и практические навыки. Приводится информация о различных характеристиках здоровья, акцентируется роль такой профессионально значимой для студента и врача функции как внимание. На основании анализа результатов авторы делают вывод о том, что совмещение трудовой и учебной деятельности на современном этапе — деяние скорее вынужденное, чем необходимое, имеющее больше негативных, чем позитивных последствий.

Ключевые слова: внимание, здоровье, мотивация, практические навыки, работающие и неработающие студенты

Problems of student's youth are one of the important, broad and multifaceted discussion. Based on the results of sociological, clinical and psychophysiological research, the article discusses the issues of motivation, difficulties and consequences of working students, full-time tuition when realizing the desire to obtain not only high-quality theoretical knowledge, but also necessary for the performance of professional activities, ability and practical skills. Provides information on various characteristics of health, emphasized the role of such professionally important for student and doctor functions like attention. Based on the analysis results, the authors conclude that the combination of labour and educational activity at the present stage — act rather forced than necessary, having more negative than positive consequences.

Keywords: attention, health, motivation, practical skills, working and non-working students

Студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличия в образе жизни. Даже беглый просмотр данных литературы констатирует непрекращающийся интерес к проблемам студенческой молодежи. Специфичностью и значимостью данной социально-демографической группы было обусловлено появление и формирование такого раздела как университетская медицина, университетская гигиена. Основная проблема — здоровье как физическое, так и нравственно-психическое, которое в настоящее время является предметом пристального внимания, поскольку в силу разных причин в России на каждую тысячу обследованных студентов приходится восемьсот человек больных. На сегодняшний день возникло много вопросов, связанных с формированием новых подходов к укреплению здоровья студентов. Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что студенчество — это группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, период получения профессионального образования — этап продолжающегося процесса роста и развития. С одной стороны, студенты хорошо адаптируются к факторам социального и природного окружения, но вместе с тем подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

Переход на стандарты нового поколения требует от медицинских образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения студентов и акцентирование внимания на профессионализме будущего медицинского работника — профессиональных компетенциях. Отсюда вытекает необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний. Процесс подготовки специалистов высшего звена всегда предусматривал наличие таких категорий как «знать, уметь, владеть». (В контексте разбираемой проблемы наличие/отсутствие ЗУВов в ФГОС не имеет значения). Немного ранее в подобном списке было «иметь представление». Сказанное в упрощенном виде гласит о том, что выпускник должен обладать не только теоретическими познаниями, но и уметь делать, что очень важно для всех специалистов, но особенно важно в тех ситуациях, когда «на кону» жизнь человека, т. е. врачей. Значимость не умаляется и тем фактом, что в практической деятельности немалую (в зависимости от конкретной специализации) часть манипуляций выполняет представитель среднего медицинского звена, но контроль (и обучение) всегда остаются за врачом.

Где, каким образом будущий врач осваивает необходимые владения? Естественно на практических занятиях и при прохождении разнообразных практик. Однако на этом пути встают объективные трудности — материально-техническое оснащение аудиторных занятий, недостаточность клинических баз, желание (точнее нежелание) страждущих воспользоваться помощью не совсем опытного практиканта. Наиболее современным методом обучения студентов практическим навыкам деятельности является использование симуляционных технологий. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 70 — е годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования. Безусловно, будущее принадлежит симуляционным методикам.

В направлении формирования профессиональных компетенций немаловажную значимость приобретает трудовая деятельность студента очной формы во время обучения в ВУЗе, вторичная занятость студентов как своеобразная производственная практика. Как показывают социологические исследования (собственные в том числе), будущим специалистом движет множество мотивов — и приобретение практического опыта, и получение некоторых преференций при трудоустройстве после окончания учебного заведения, и желание «заработать, обеспечить себя, а иногда и образовавшуюся малую ячейку общества». Иерархия мотивационных приоритетов различается среди разных групп, в динамике времени. Улучшение экономической ситуации в стране и, соответственно, материального положения обучающихся (один из рычагов — повышение стипендии) изменит приоритеты.

Как отражается совмещение видов деятельности, какие трудности возникают при реализации желания увеличить практический багаж? О некоторых проблемах подобного рода и идет речь в данной статье.

Первая проблема — где и кем работают будущие врачи. Высказанные выше предпосылки предполагают однозначный ответ — учреждения, занимающиеся медицинской деятельностью. Однако, социологические исследования показывают, что это касается только определенного процента случаев, причем в динамике времени отмечается уменьшение численности работающих по будущей специальности. В остальных ситуациях — клубы, пункты быстрого питания и т. п. Кстати, в последние годы обращает на себя внимание факт расширяющегося волонтерского движения. Несмотря на то, что волонтерство — не предмет обсуждения в формате данной статьи, хотелось бы акцентировать внимание на его значимости с позиции формирования личности, формирования общечеловеческих ценностей и компетенций, а именно милосердия, сочувствия, сострадания.

Помимо личностных мотивов выбора места работы, существуют затруднения объективного плана. С 2012 года приказом [1] оговорена необходимость получения сертификата на право занятия должности среднего и младшего медицинского персонала. Это положительное с точки зрения повышения качества оказываемых медицинских услуг деяние, естественно, отразилось на распространенности вторичной занятости студентов. Так, если в 2010 году работало 45 % респондентов (студенты 4 курса), то в настоящее время лишь каждый десятый.

Что касается здоровья студентов, то, при прочих равных условиях, работающие чаще болеют, имеют хронические заболевания, чаще жалуются на усталость (двух-и трехкратные различия). Вполне понятно, что значительная часть студентов работает во внеурочное, преимущественно ночное, время. Подобный вариант сопровождается уменьшением продолжительности ночного сна (которая у всех студентов-медиков в силу наличия специфических особенностей образовательного процесса зачастую значительно ниже рекомендованных физиологически обоснованных величин), развитием десинхроноза [2].

Помимо указанных субъективных и объективных проявлений у совмещающих работу и учебу страдает и познавательная сфера. В качестве примера приведем результаты изучения внимания как одной из характеристик познавательной сферы человека, в большинстве видов деятельности (врач, студент) профессионально значимой функции.

В первом исследовании на основании корректурной пробы определяли скорость и избирательность внимания у работающих студентов в сравнении с неработающими сокурсниками (вторая группа), причем у первой группы (работающие) исследования проводили дважды — до (1а) и после (1б) ночной смены. Результаты свидетельствуют о различиях как между двумя сравниваемыми группами работающих и неработающих студентов, так и об ухудшении функции внимания в процессе работы, как по скорости (что проявилось в снижении объема выполненной работы, соответственно 2 группа — 40 %, группа 1а — 35 % и группа 2б — 25 %), так и избирательности внимания (последнее характеризовалось увеличением количества ошибок — соответственно 3, 6 и 12).

Во втором исследовании внимание изучали у бригады скорой помощи (среди членов которой были студенты) с использованием тестов Бурдона и Мюнстерберга, таблиц Платонова-Шульте («методика «отыскивания чисел»). Исследования проводились дважды — до и после рабочей смены. Фоновые значения всех изучаемых показателей внимания, при достаточном разбросе индивидуальных значений, укладывались в оценочные значения «высокий уровень», «отлично», что подтверждается и величинами средних значений и их ошибок. К концу рабочей смены все показатели внимания ухудшились, в большинстве случаев опускаясь до значений «удовлетворительно».

Вполне понятно, что можно ожидать от такого человека, когда он после смены приступит к выполнению роли студента. Приведенные примеры, с одной стороны, как бы не совсем показательны — ухудшение есть, но незначительное. На наш взгляд, подобное можно расценивать как проявление высокой степени ответственности и предельной мобилизации всех усилий. Кстати, эти черты присущи значительной части работающих в лечебно-профилактических учреждениях студентов, о чем свидетельствует анализ посещаемости и успеваемости.

Насколько значим опыт работы в студенческие годы для профессиональной деятельности, как он влияет на способность «не изменять себе, не отклоняться от выбранного пути благородного искусства служения человеку»? Какое влияние трудовая деятельность во время обучения оказывает на профессиональную социализацию? Не секрет, что не все выпускники медицинских вузов работают по специальности. Существующий дефицит кадров в здравоохранении вызван в первую очередь недостаточным притоком в отрасль молодых специалистов [3]. Имеется и противоположные данные [4] — «чаще всего по специальности работают врачи, среди выпускников высших медицинских учебных заведений 2012–2014 годов к 2015 году почти 97 % нашли работу по своему профилю». Какое влияние трудовая деятельность во время обучения оказывает на профессиональную социализацию, влияние вторичной занятости на выбор жизненно-стилевой стратегии и профессиональных маршрутов, имеются ли отличия стратегии профессионального поведения после окончания вуза работающих и неработающих студентов? Мы конкретно данным вопросом не занимались, а имеющиеся в литературе сведения касаются, в основном, представителей других специальностей [5].

Итак, совмещение трудовой и учебной деятельности на современном этапе — деяние скорее вынужденное, чем необходимое, имеющее больше негативных, чем позитивных последствий.

Литература:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». Дополнение — Приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н.
  2. Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/09/12/mediki.html (Дата обращения 11.04 2017).
  3. Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ibusiness.ru/blog/money/41970 (Дата обращения 24.24.17).
  4. Ворона М. А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. — 2008. — 16.с.
  5. Федоренко Н. Статусы вторичной занятости студентов в экономическом пространстве города / Н. Федоренко /Социология: теория, методы, маркетинг. — 2013. — № 2. — С.142–157.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, время обучения, группа, какое влияние, профессиональная социализация, рабочая смена, современный этап, студенческая молодежь, трудовая деятельность, учебная деятельность.

Ключевые слова

мотивация, здоровье, внимание, практические навыки, работающие и неработающие студенты

Похожие статьи

Проблемы профессиональной социализации работающих...

студент, время обучения, группа, трудовая деятельность, студенческая молодежь, современный этап, рабочая смена, профессиональная социализация, какое влияние, учебная деятельность.

Проблемы социализации современных студентов

современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность, показатель социализации, учебная деятельность.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации.

Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность.

Молодёжь как объект профессиональной деятельности...

Проблемы социализации современных студентов. современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность, показатель социализации, учебная деятельность.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный...

Социальная активность молодежи | Статья в журнале...

Учебно-профессиональная деятельность вне социальной активности самого студента в этой деятельности не развивает будущего специалиста. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская «именно в той деятельности... Анализ активности молодежи в политической жизни страны...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Воспитательное пространство является фактором социализации личности.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи...

Роль практики в формировании профессионального становления...

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельностиучебной и производственная практика; профессиональная социализация — второй...

Особенности воспитания и социализации молодежи...

Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе.

На современном этапе ведется мощная конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил за осуществление...

Похожие статьи

Проблемы профессиональной социализации работающих...

студент, время обучения, группа, трудовая деятельность, студенческая молодежь, современный этап, рабочая смена, профессиональная социализация, какое влияние, учебная деятельность.

Проблемы социализации современных студентов

современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность, показатель социализации, учебная деятельность.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации.

Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность.

Молодёжь как объект профессиональной деятельности...

Проблемы социализации современных студентов. современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность, показатель социализации, учебная деятельность.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный...

Социальная активность молодежи | Статья в журнале...

Учебно-профессиональная деятельность вне социальной активности самого студента в этой деятельности не развивает будущего специалиста. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская «именно в той деятельности... Анализ активности молодежи в политической жизни страны...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Воспитательное пространство является фактором социализации личности.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи...

Роль практики в формировании профессионального становления...

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельностиучебной и производственная практика; профессиональная социализация — второй...

Особенности воспитания и социализации молодежи...

Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе.

На современном этапе ведется мощная конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил за осуществление...

Задать вопрос