Библиографическое описание:

Дикарева И. Г. Организация экологического воспитания школьников «Экологический год» // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 257-262.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она обеспечивает его существование и развитие. Многие потребности удовлетворяются за счет внешней природной среды, при этом развитие любого общества и всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете, – в существование Вселенной. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления.

Быстрое развитие научного творчества в ХХ веке не только прогнозировал, но и в громадной степени способствовал ему, классик современного естествознания, мыслитель и гуманист Владимир Иванович Вернадский. Планета мыслилась ученым как единая система: биосфера активна, ее вещество космично. За счет энергии Солнца возникали геохимические циклы, в которые вовлекались все новые и новые массы первичной материи. В результате геологических процессов возникали и претерпевали изменения горные породы. Эта же грандиозная картина планетарной эволюции включает и появление человека, являющегося не только носителем разума, наблюдателем космических процессов, но и участником изменения облика Земли и направляющей силой в отношении некоторых планетарных процессов.

Согласно В.И. Вернадскому, продолжая деятельность живого вещества, человек осуществляет такие химические реакции, которых не было раньше на Земле. Выделяется в чистом виде железо, олово, свинец, алюминий, никель и многие другие химические элементы. Количество добываемых и выплавляемых человеком металлов достигает колоссальных размеров и возрастает с каждым годом. Еще более значительна добыча горючих полезных ископаемых. При горении каменного угля и другого топлива идет образование углерода, азота и других продуктов. Это побочные, бессознательно осуществляемые процессы. К числу их относится и развитие некоторых видов микроорганизмов, сопровождающие деятельность человека.

В.И. Вернадский писал: «Еще большее влияние оказывает человек полным изменением лика Земли, которая производится им во все больших и больших размерах по мере развития культуры и распространения влияния культурного человечества. Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои химические свойства. Изменяя характер химических процессов и химических продуктов, человек совершает работу космического характера. Она является с каждым годом все более значительным фактором в минеральных процессах земной коры и мало- помалу меняет их направление» [1].

В.И. Вернадский уверенно и оптимистично смотрел в будущее человечества, полагая, что разум способен свести к минимуму неблагоприятные последствия вмешательства в природные процессы. «Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ»...» [2]. Сегодня эти слова В.И. Вернадского, написанные в 1918 году, звучат грозным предупреждением.

Современный человек стоит перед выбором продолжать агрессивное воздействие на планету, а значит, на самого себя, или стать более  духовным, нравственным, культурным, осознать неизмеримую ценность жизни, научиться не только восстанавливать разрушенное, но и сохранять первозданный облик природы.

Экологическое воспитание подрастающего поколения воспринимается как необходимая насущность, как способ формирования экологической культуры – важнейшей части общей культуры. Важность экологического воспитания неоднократно подчеркивали в своих работах И.Н. Пономарева [3], И.Д. Зверев [5, 6], В.В. Севостьянов [4] и др.

Формирование экологической культуры – сложный, длительный процесс утверждения в образе мышления необходимости природосообразного подхода в организации жизни и хозяйственной деятельности человека.

Весьма популярным направлением современной школы является создание и реализация экологических проектов, акций. Большая их часть основана на проблеме утилизации бытовых и промышленных отходов: проводятся, безусловно, важные мероприятия по очистке той или иной территории от мусора, несанкционированных свалок. Такая организация деятельности не может быть достаточной для формирования экологического мировоззрения. Осознание личностной и общественной ответственности, отказ от антропоцентризма, направленность на гармонизацию взаимоотношений человека и природы, – важные результаты экологического воспитания, которое, в свою очередь, носит междисциплинарный характер и не может быть реализовано в рамках одной учебной дисциплины или путем проведения эпизодических мероприятий.

Одним из возможных способов организации работы по экологическому воспитанию школьников может стать проведение «Экологического года». Эта системообразующая идея основана на привлечении внимания учащихся, их семей к так называемым «экодням». Международные экологические праздники, памятные даты подписания конвенций в области природоохранной деятельности или скорбные даты памяти о техногенных и природных катастрофах, дни, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН, общественными организациями, – основа экологического календаря, который составляется совместно со школьниками.

Первый этап такой работы – создание инициативной группы учащихся среднего и старшего звена, которая выступает школьным активом, постепенно разрастается, включая новых участников. Информация о деятельность такой организации, которая, безусловно, приобретет свое название, должна быть доступна и постоянно отражаться на первых порах в виде школьной газеты, а затем и в виде экологической страницы на школьном сайте или активной группы в социальных сетях и сервисах сети Интернет. Здесь размещаются сведения об истории возникновения  экологических дней, о планируемых мероприятиях, об условиях проведения конкурсов, их участниках и победителях. Умение грамотно проводить поиск, отбор и интерпретацию информации, творчески использовать ее в своих инициативах – важное условие успешности современного человека наряду с  активной социальной позицией, неравнодушным отношением к окружающей действительности, умением принимать ответственные решения.

Следующий шаг – разработка экологического календаря. В целях его создания учащимися проводится поиск информации о конкретных датах, имеющих отношение к экологической и природоохранной тематике. Данный поиск может быть организован как на основе традиционных, печатных, так и электронных ресурсов, сети Интернет. Важно обратить внимание на параллельное создание аннотированного библиографического списка или каталога Интернет-сайтов, которые могут быть полезны в работе в течение экологического года. Кроме того, следует сразу фиксировать историю провозглашения     «экодня». Получившийся календарный список с помощью современных информационных технологий может быть издан (напечатан) для каждого класса и размещен в классном уголке. Интеграция с учебным материалом по информатике позволит разработать интересный дизайн «экокалендаря». Составляя такой календарь, необходимо помнить, что экологические мероприятия могут быть локального (школа, микрорайон), регионального или глобального характера. Основа – международные, т.е. глобальные экологические даты, но к ним обязательно следует добавить мероприятия, приуроченные к областным, краевым или республиканским «экодням», а также дать возможность учащимся предложить внутришкольные или внутриклассные экологические «акции», «операции», классные часы и т.п. Это позволит интегрировать деятельность классных руководителей, учителей-предметников, школы в целом с работой региональных природоохранных организаций.

Затем на заседаниях школьных методических объединений обсуждаются формы проведения мероприятий, межпредметную интеграцию, охват учащихся, возможность привлечения родителей к подготовке и участию. Важно продумать положения, состав жюри, номинации в случае организации конкурсов, конференций и других форм, предполагающих оценивание работ и определение победителей.

Так, например, локальный экологический «День новогодней ёлки» может быть итогом конкурса на лучшую искусственную ёлку, изготовленную индивидуально в качестве творческой работы по технологии, изобразительному искусству, выполненную с помощью родителей или коллективно. Школьный конкурс целесообразно заранее предусмотреть как этап регионального (городского, областного и т.п.) конкурса на лучшую новогоднюю игрушку, поделку, которые обычно проводятся в преддверии этого праздника. На уроках и в качестве внеклассной работы по технологии возможно присоединение к всероссийской акции «100%НеПакет», проводимой в разных городах инициативными молодежными группами, поддерживающими петицию международного фонда защиты животных (IFAW) против использования пластиковых пакетов. Изготовление экосумок – любых сумок, из натуральной ткани и служащих альтернативой пластиковым пакетам – прекрасная возможность для творческой самореализации учащихся. Здесь возможно применить лоскутную технику, роспись по ткани, вышивку, плетение и т.д. А главное – привлечь внимание к проблемам, связанным с использованием полиэтиленовых пакетов и пластиковой упаковки в целом. Акция «100%НеПакет» – одна из множества, предлагаемых природоохранными организациями. Познакомиться с ними можно с помощью ресурсов сети Интернет, в том числе сайтов-накопителей информации о деятельности общественных и профессиональных экологических организаций, например, энциклопедия экологических проектов «Ecowiki» [7].

Кроме рассмотренных можно предложить следующие формы организации воспитательных мероприятий:

·         конкурс открыток;

·         конкурс плакатов, постеров;

·         конкурс книг-самоделок;

·         конкурс поделок;

·         конкурс фотографий;

·         конкурс мультимедийных презентаций;

·         конкурс видео (фрагментов, фильмов);

·         конкурс творческих инициатив (стихи, песни и т.п.);

·         конкурс рефератов;

·         конкурс сочинений;

·         конкурс исследовательских работ;

·         смотр агитбригад;

·         конкурс песен, миниатюр;

·         викторины;

·         игры;

·         экологический турнир;

·         дискуссии;

·         круглый стол;

·         экологические конференции;

·         «Судебный процесс»;

·         виртуальные экскурсии;

·         демонстрация видеофильмов;

·         акции:

  • «Птичья столовая»;
  • «Чистый город»;
  • «Зеленая роща»;
  • «100%неПакет»;
  • «День новогодней ёлки»;
  • «День белого снеговика» и т.д.

Важен охват значительного числа учащихся, массовый характер мероприятий, проводимых в течение экологического года. Составляя план проведения удобно представить в виде таблицы 1. Учебно-воспитательный процесс в современной школе весьма насыщен, поэтому справедливо полагать, что не каждая экологическая дата будет сопровождаться викторинами, играми, конференциями. В данном случае можно ограничиться выпуском инициативной группой школьной стенгазеты, раскрывающей историю появления и значение «экодня».

Подводя итоги экологического года, необходимо отметить важность накопления методических разработок учителей, которые могут размещаться на школьном сайте в соответствующем разделе.

Таблица 1

«Экологический год». Планирование мероприятий в течение _______ учебного года

месяц

Содержание

Дата и

время

проведения

 

Место

проведения

Охват детей

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве примера можно рассмотреть планирование содержания мероприятий в течение экологического года (табл. 2).

Таблица 2

План проведения «Экологического года»

месяц

Содержание мероприятий

 

 

 

 

сентябрь

Открытие экологического года

 

История возникновения экодней

 

15 сентября   День рождения Гринпис

·         выпуск «Экологического вестника»,

·         лекторий: «Природоохранные организации: история, миссия, принципы, представительства в России»

 

16 сентябряМеждународный день охраны  озонового слоя

·         выпуск «Экологического вестника»

 

22 сентября  День без автомобилей, Европейский день пешеходов

·         выпуск «Экологического вестника»

 

27 сентября   Международный день туризма

·         однодневный туристический поход (в выходной день)

 

Сентябрь (третье воскресение) – День работников леса

·         выпуск «Экологического вестника»: Лесничества Самарской области

 

Неделя в сентябре«Мы чистим мир»

·         участие в общешкольном субботнике;

·         акция «До свидания, пляж»  – помощь в уборке берега Волги после пляжного сезона

 

Сентябрь (последняя неделя) – Всемирный день моря

·         игра-путешествие «Тайны морских глубин»

 

октябрь

2 октября – Всемирный день домашних животных

·         подведение итогов конкурсов фотографий, мультимедийных презентаций, видео фрагментов, рисунков;

·         изготовление плакатов;

·         конкурс миниатюр «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

4 октября  – Всемирный день защиты животных

·         конкурс творческих инициатив

 

16 октябряВсемирный день продовольствия

·         конкурс рефератов о продовольственной проблеме (10 – 11 классы);

·         итоги конкурса эссе «Биотопливо: за и против»

 

Октябрь (вторая среда)  – Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

·         конкурс докладов «Стихийные бедствия: причины, правила поведения»

 

ноябрь

9 ноября – День антиядерных акций

·         конкурс плакатов

 

15 ноябряДень вторичной переработки

·         демонстрация мультфильмов, видеофильмов;

·         школьный конкурс «Вторая жизнь упаковки»

 

декабрь

1 декабряВсемирный день борьбы со СПИДом

·         конкурс памяток здоровья

 

3 декабря – Международный день борьбы с пестицидами

·         выпуск «Экологического вестника»

 

10 декабряМеждународный день акций за принятие Декларации прав животных

 

20 декабря – Подведение итогов конкурса-акции «День новогодней ёлки»

 

 

январь

11 январяВсемирный день заповедников  

·         игра «Легенды и мифы заповедных Жигулей» 1 – 4 классы;

·         викторина «Наши заповедные Жигули» 5 – 11 классы

 

·         акция «День белого снеговика» (цель –привлечь внимание к выбросам, загрязняющим атмосферу)

 

февраль

2 февраляВсемирный день водно-болотных угодий

 

19 февраляВсемирный день защиты морских млекопитающих:

·         итоги акции «100%НеПакет»

·         подготовка к городской интеллектуальной игре «Экологический Брейн-ринг»;

·         участие в очном туре городской интеллектуальной игры «Экологический Брейн-ринг»;

·         участие в региональном этапе международного экологического форума «Зеленая планета»;

·         участие в районном этапе городской выставки рисунка и плаката природоохранной тематики «Краски Поволжья»;

·         участие в выставке детского творчества «Вторая жизнь упаковки»

 

 

 

 

 

 

март

1 мартаВсемирный день кошек

·         конкурс фотографий, рисунков;

·         конкурс детского литературного творчества

 

14 мартаМеждународный день действия против плотин

  • круглый стол «Не разрушить ли плотину?»  5 – 9 класс

 

21 мартаМеждународный День лесов

  • «Лес как природный комплекс» – экологическое занятие 1 – 9 класс

 

22 мартаВсемирный день водных ресурсов (Всемирный день воды):

  • Игра-конкурс «Где вода – там и жизнь»
  • Фотоконкурс и конкурс рисунков «Капля воды – целый мир»

 

23 мартаВсемирный Метеорологический день

  • Экскурсия в Самарский Гидрометцентр –    5 – 9 класс

 

апрель

1 апреля Международный день птиц

  • операция «Скворечник»
  • конкурс газет
  • устные журналы

 

7 апреляВсемирный день здоровья:

·         открытие «Недели здоровья» (7 – 10.04.09)

·         викторины «О, спорт! Ты – жизнь» – 1– 8 классы.,

«По страницам олимпийских игр» – 9 –11 классы

  • Спортивные состязания
  • Итоги «Недели здоровья»

 

15 апреляДень экологических знаний:

  • экологическая игра-викторина «В гостях у Флоры» – для начальной школы;
  • игра-викторина «Флора и фауна Самарской области» – для 5 – 9 классов

·         акция «Чистый город» - общешкольный субботник

 

18-22 апреляМарш Парков:

  • конкурс газет об ООПТ;
  •  помощь в благоустройстве парка, сквера

 

22 апреляДень Земли

  • операция «Живи цветок»  – благоустройство школьных клумб;
  • тренинг «Подари Земле жизнь»

 

24 апреляВсемирный день защиты лабораторных животных

·         «Судебный процесс» – 7 – 11 классы

 

26 апреляДень памяти погибших в радиационных катастрофах:

  • урок безопасности в начальной школе;
  • классные часы «Радиоактивные излучения и их воздействие на организм человека»  –     5 – 11 классы

 

28 апреляДень химической безопасности

·         выпуск «Экологического вестника»

 

май

3 маяДень Солнца

  • конкурс рисунков «Солнечный круг»
  • конференции в старших классах

 

 

15 маяМеждународный День Климата

  • внеклассное мероприятие «Почему становится теплее?» - начальная школа;
  • конференция «Парниковый эффект» 5 – 11 кл.

 

22 маяМеждународный день биологического разнообразия

  • «Взаимоотношения организмов в природе»  – экологические занятия 1 – 9 класс

 

31 маяВсемирный день борьбы против курения

  • конкурс агит-плакатов;
  • уроки здоровья (классные часы)

 

июнь

5 июняВсемирный день охраны окружающей среды

  • игра-эстафета «Земля – наш дом родной»

 

5 июняДень эколога

·         награждение активных участников и победителей экологических олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.

 

8 июняВсемирный день океанов

 

17 июняВсемирный день по борьбе  с опустыниванием и засухой

·         виртуальная экскурсия «Мировые пустыни»

 

 

Закрытие экологического года

 

Проведение экологического года позволяет систематизировать работу школы в области экологического воспитания, привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с антропогенным воздействием на окружающую среду, способствует формированию понимания человека как органической части природы.

 

Литература:

1.         Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 2001. –  376с. (Серия «Библиотека трудов академика В.И.Вернадского»).

2.         Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. –  М., 1986.  С. 40 – 66.

3.         Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под. ред. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 280 с.

4.         Основы экологического образования у младших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу / Сост. В.В. Севостьянов. – Волгоград.: Политехник, 1997. – 80 с.

5.         Отношения школьников к природе / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.; Под ред. И.Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1988. –127 с.

6.         Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб. науч. тр. / Редкол.: И.Д. Зверев (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – 80 с.

7.         Энциклопедия экологических проектов «Ecowiki» [Электронный ресурс] URL: http://www.ecowiki.ru/ (дата обращения: 27.06.2010).

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle