Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев» c детьми 5–6 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Новик Н. А. Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев» c детьми 5–6 лет [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13950/ (дата обращения: 16.08.2018).



Ключевые слова: мини-музей, мир деревьев, экспериментально-исследовательская деятельность.

В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого — это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка — мир невиданных вещей и открытий. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.

Работа началась с того, что однажды Настя принесла в группу деревянную заколку для волос. Мы вместе рассмотрели её, и у детей возникли вопросы: Какие можно сделать украшения из дерева? Какие еще бывают деревянные изделия? Зачем нужны деревья?

Цель: формирование у детей познавательного интереса к разнообразию деревьев через организацию мини-музея.

Задачи:

образовательные:

‒ расширить представление детей о пользе деревьев для человека

‒ сформировать знание ребят об условия, без которых дерево не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

развивающие:

‒ — развивать творческие способности детей;

воспитательные:

‒ — воспитывать бережное отношение к природе.

Первым шагом в намеченной работе с детьми стало создание мини — музея «Волшебный мир деревьев». Мною были определенны темы разделов в мини — музее.

Первый раздел — «Как дерево дышит, питается, растет», здесь используется рисунок дерева в разрезе.

Второй раздел — «Лесная аптека доктора Айболита», в этом разделе поместила пакетики с березовыми почками, с шишками ольхи.

Третий раздел — «Ветки и кора», здесь находятся кора сосны, березы, тополя, карагача, тополя и дуба.

Четвертый раздел — «Плоды и семена», помещены мини корзиночки с различными семенами и плодами разных деревьев.

Пятый раздел — «В корне вся сила дерева», это самый интересный для детей раздел в котором лежит корень двухлетней рябины.

Шестой раздел — «Дерево в жизни человека».

Седьмой раздел — «Как человек использует дерево».

Восьмой раздел — «Такие разные деревья», здесь представлены альбомы для детей: «Деревья», «Деревья в живописи», «Русские народные инструменты из дерева», «Листья и деревья на гербах городов России», «Деревянное кружево Самарских улочек», «Деревья — памятники живой природы», «Удивительные деревья планеты Земля».

Девятый раздел — «Дерево спасатель», здесь помещен распил бревнышка вдоль и наклеены насекомые, которые живут под корой дерева и птицы со зверями, которые обитают на коре дерева.

Десятый раздел — «Дерево загадок», мною сделан коллаж дерева на ветках которого висят листья-загадки.

Одиннадцатый раздел — «Игры на опушке леса», размещены картотека дидактических игр, а также настольно-печатные игры.

Двенадцатый раздел — «Сказки и рассказы», здесь лежит вся художественная литература о деревьях: А Лопатина «Жизнь дерева», «Мудрость дерева», М Скребцова «Липкины дары», В. А. Сухомлинский «Красота — радость жизни».

Тринадцатый раздел — «Дерево во все времена года», сделана модель дерева, которая показывает, как выглядит лиственное дерево в разное время года.

Четырнадцатый раздел — «Макет леса», на макете леса расположены виды деревьев, с которыми знакомились дети.

В своей работе я использовала целевые экскурсии с детьми к деревьям на территории детского сада. Особое внимание уделялось особенностям внешнего вида деревьев сходству и различию по внешнему облику. Также дети побывали на виртуальной экскурсии, на фабрику изготовлению бумаги [6] и в мастерской по изготовлению деревянной игрушки. [7]

Дети сами попробовали роль экскурсовода, когда проводили экскурсию по мини — музею для своих родителей и для детей параллельной группы.

Проводила беседы с детьми: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Для чего нужны деревья?», «Почему болеют деревья? Как им помочь?», «Как деревья помогают человеку», «Деревья- наше богатство», «Жители дерева».

В нашей группе оформлена выставка творческих работ детей с использованием материалов из мини — музея «Волшебный мир деревьев». Например: тополиный пух использовался в аппликации «Заяц». Сосновые шишки в поделке «Ёжик». Желуди в поделке «Лось». Семена — крылатки клена в аппликации «Ромашка». Листья деревьев в аппликации «Птицы». Стружку дерева в аппликации «Дерево осенью».

Знания, которые дети получают в образовательной деятельности по ознакомлению с деревьями, закрепляются в игровой деятельности: дидактические игры («С какой ветки детки», «Отгадай дерево», «С какого дерева листок», «Веточки деревьев», «Найди дерево по описанию»); подвижные игры («Посади дерево», «Тополь», «Высокий дуб», «Липкие пеньки», «Веревочка», «Во поле береза стояла») и сюжетно — ролевые («Айболит лечит дерево», «Поездка в лес»).

Во время экскурсий по участку детского сада дети заметили, что не все деревья растут на нашем участке. Ваня принес саженец русского клёна, который он с мамой вырастил у себя дома. Мы с детьми посадили этот саженец на своём участке, и даже выбрали ему имя. Моя задача была в том, как привить любовь к этому дереву и поэтому дать ему имя, значит стать дереву настоящим другом. У детей появился интерес к росту этого дерева, к его изменениям. Они на каждой прогулке с удовольствием поливали, рыхлили землю вокруг саженца.

После этого мною было предложено просмотреть фильм «Как из желудя вырос дуб» [5] и попробовать вырастить свои саженцы дубков. Дети посадили каждый свой жёлудь в стаканчик, и вот чудо: появились ростки, детской радости было безгранично.

Совместно с детьми была организована экспериментально — исследовательская деятельность по знакомству с деревьями.

Исследования:

  1. 1.«Строение семени тополя». Рассматривая под лупой семена тополя, детям рассказывала о значении пуха. Семена тополя покрыты длинными шелковистыми волосками (пухом) и они быстро впитывают влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян.
  2. «Строение колец жизни дерева». Во время прогулки находим пень спиленного дерева. Объясняем детям, что деревья спиливают, когда они становятся старыми и в любой момент могут упасть, угрожая жизни людей. Задаем вопрос детям: «А как можно точно узнать, сколько лет было дереву?». Рассматриваем на пне годичные кольца. Объясняем детям, как они образуются. Рассматриваем через лупу годичные кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни дерева. [1, с.14]

Эксперименты:

1.«Как солнечный свет влияет на листья дерева?». Во время прогулки к живому листочку нужно приложить кусочек фольги. Фольгу закрепить скотчем. Через 5–7 дней снять фольгу. Дети увидели, что та часть листа, которая была закрыта фольгой, стала желтого цвета. Вывод: в листьях растений под влиянием света вырабатывается хлорофилл, который питает листочки. Он зеленого цвета. Вот почему осенью, когда солнечного света становится все меньше, листья желтеют и опадают. [1, с.12]

2. «Как можно использовать опилки?».

а) Приготовить ванночки с водой и налить туда немного клея и крахмала, после попросить детей добавить небольшое количество древесных опилок. Дети все перемешивают и получают однородную массу в виде пластилина. Дальше дать волю фантазии у детей, что можно слепить из этой массы. Вывод: из древесных опилок можно вылепить разные фигурки.

б). Положить опилки в неглубокую посуду и пропитать их эфирным маслом. Когда опилки высохнут, можно положить их в тканевый мешочек и завязать. Можно этот мешочек положить в детский шкафчик для приятного запаха. Вывод: благодаря отличным впитывающим свойствам опилки можно использовать как натуральный ароматизатор.

В образовательную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они, фотографировались с деревьями, которые растут во дворах, а после приносили фотографии в группу и рассказывали о том почему данное дерево их так впечатлило. Родители с детьми, делали открытки с пожеланием для полюбившегося дерева. Собирали коллекцию плодов, семян и листьев деревьев.

Таким образом, при создании мини — музея и работы в нём, идёт постоянное обогащение представлений детей о мире деревьев, идёт развитие умения работать в группе, практических навыков речевого общения, любознательности, гордости за результат труда. Перед детьми раскрываются новые представления о красивых величественных деревьях.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015г.
  3. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» М.: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2005г.
  4. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016г.
  5. https://www.youtube.com/watch?v=7aifswI0MmY
  6. https://www.youtube.com/watch?v=YKIWfxo2qGc
  7. https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/kak-delayut-derevyannye-igrushki
Основные термины (генерируются автоматически): дерево, ребенок, раздел, время прогулки, семя тополя, неживая природа, мир деревьев, кора дерева, детский сад, солнечный свет.

Похожие статьи

Выращивание тополя пирамидального в зеленом строительстве

дерево, ребенок, раздел, время прогулки, семя тополя, неживая природа, мир деревьев.

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

В зимнее время дети наблюдали деревья и кустарники под снегом.

Для узнавания деревьев по внешнему виду, наблюдали за берёзой, елью, рябиной, сосной, тополем. Этому помогали дидактические игры: «Найди дерево по коре», «Опиши дерево» и др.

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе...

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

‒ лист тополятополиный. Воспитатель: А теперь поиграем с вами игру «К выбранному дереву беги!».

Основные термины (генерируются автоматически): дерево, семя, ребята, лист, детский сад, какое дерево, желудь, плод, растение, самое дело, воспитатель.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

— Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, вода).

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

Задания: назови части дерева, цветка; назови — с какого дерева лист; назови — с какого дерева семена(шишки, желуди, крылатки и т. д.)

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, растительный мир, растение, дерево, природа, какое дерево...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои.

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Детям очень нравятся целевые экскурсии-прогулки.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды.

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы.

Экологическое воспитание под открытым небом

ребенок, внимание детей, дерево, природа, снег, прогулка, наблюдение, детский сад, дошкольный возраст, Белое море.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Выращивание тополя пирамидального в зеленом строительстве

дерево, ребенок, раздел, время прогулки, семя тополя, неживая природа, мир деревьев.

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

В зимнее время дети наблюдали деревья и кустарники под снегом.

Для узнавания деревьев по внешнему виду, наблюдали за берёзой, елью, рябиной, сосной, тополем. Этому помогали дидактические игры: «Найди дерево по коре», «Опиши дерево» и др.

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе...

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

‒ лист тополятополиный. Воспитатель: А теперь поиграем с вами игру «К выбранному дереву беги!».

Основные термины (генерируются автоматически): дерево, семя, ребята, лист, детский сад, какое дерево, желудь, плод, растение, самое дело, воспитатель.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

— Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, вода).

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

Задания: назови части дерева, цветка; назови — с какого дерева лист; назови — с какого дерева семена(шишки, желуди, крылатки и т. д.)

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, растительный мир, растение, дерево, природа, какое дерево...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои.

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Детям очень нравятся целевые экскурсии-прогулки.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды.

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы.

Экологическое воспитание под открытым небом

ребенок, внимание детей, дерево, природа, снег, прогулка, наблюдение, детский сад, дошкольный возраст, Белое море.

Задать вопрос