Библиографическое описание:

Раджапов У. Р., Ибрагимов А. Т. Формы организации работы по физической культуре и спорту // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 580-582.



Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод

В школе утвердилось несколько относительно самостоятельных разделов по физическому воспитанию детей школьного возраста.

К ним относятся:

‒ физическое воспитание, организуемое школой;

‒ физическое воспитание, организуемое внешкольными учреждениями и организациями;

‒ физическое воспитание, осуществляемое в семье.

Все эти формы занятий подчинены общим задачам и интересам школы.

Физическое воспитание в школе осуществляется в следующих формах:

‒ урок физической культуры;

‒ оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (утренняя гигиеническая гимнастика, организованные физкультминутки в младших классах и самостоятельные физкультпаузы в старших классах, игры и соревнования на больших переменах, 1 час занятий физкультурой в распорядке работы продленного дня);

‒ внеклассная форма занятий (работа в спортивных секциях, проведение соревнований, спартакиад, туристических походов, спортивных вечеров, праздников, конкурсов, работа со школьным коллективом, самостоятельная работа и др.).

Урок физической культуры проводится в обязательном порядке под руководством учителя при наличии учащихся класса (все одного возраста, примерно с одинаковыми знаниями, умениями и навыками), при строгом соблюдении расписания; содержание урока должно четко отвечать требованиям государственной программы. Основным содержанием уроков по физической культуре являются основная и художественная гимнастика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, борьба, кураш, подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, волейбол).

Преподавание физической культуры, как самостоятельного предмета, в школе проводится согласно учебному плану — 68 академических часов в год (по 45 минут) по 2 часа в каждую учебную неделю.

В расписании школьных занятий уроки целесообразно размещать так, чтобы между ними было примерно равное количество дней (например, во вторник и в четверг, среду и пятницу). Нерационально уроки сдваивать, ставить первыми, последними, в начале недели.

Основные задачи, решаемые на уроках: обеспечение общей физической подготовки, укрепление здоровья, обучение основам двигательных действий, выполняемых в различных ситуациях; развитие двигательных качеств; обогащение учащихся специальными знаниями, умениями и навыками в области физической культуры и спорта; привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; развитие у учащихся организаторских, инструкторских и судейских навыков; подготовка к сдаче норм комплекса «Алпомиш» и «Барчиной».

Средствами физического воспитания преподаватель на уроках решает задачи формирования личности учащихся в целом, развития общественного сознания, патриотизма, интернационализма, коллективизма, моральной стойкости, воспитания добросовестного отношения к труду, культуры поведения, стремления сохранять и приумножать общественную собственность, воспитания положительных черт характера -честности, принципиальности, целеустремленности, дисциплинированности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели.

Практика учебной работы в школах показывает, что в настоящее время сложились 3 основных типа уроков: уроки общей физической подготовки, спортивно-тренировочные и методические, которые отличаются друг от друга по своей внутренней структуре и по содержанию, т. е. по подбору средств, методов и по своим задачам.

Уроки общей физической подготовки (ОФП) решают задачи улучшения деятельности всех органов и систем, укрепления здоровья, повышения работоспособности, воспитания двигательных, морально-волевых качеств, овладения и совершенствования прикладных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др. Подбор средств на уроке должен обеспечивать разностороннее влияние на организм в целом, формировать правильную осанку, красоту, культуру движения. К урокам общей физической подготовки относятся уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных игр, борьбы и др. Эти уроки не требуют достижения высокого спортивного мастерства, но требуют движения, определенного уровня физического развития для успешной сдачи нормативных требований комплекса «Алпомиш» и «Барчиной».

Спортивно-тренировочные уроки отличаются от урока ОФП по своей направленности, а следовательно, и по содержанию. Чаще всего эти уроки проводятся в старших классах. Они имеют своей целью обеспечить совершенствование в избранном виде спорта, а также в избранном виде физических упражнений, чтобы достигнуть определенного мастерства в выполнении формы движения, либо высокого результата. Поэтому здесь большое внимание уделяется специальной физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке, что в совокупности обеспечивает высокий уровень спортивного мастерства. Эти уроки характеризуются специализированным воздействием на организм, высокой степенью напряжения и высокой нагрузкой.

Как уроки ОФП, так и спортивно-тренировочные, по своим педагогическим задачам имеют несколько разновидностей: уроки вводные, ознакомительные, уроки изучения нового материала, повторения или совершенствования изучаемого материала, уроки учета или контрольные и уроки смешанного характера.

Так, исходя из решения педагогических задач, вводные уроки проводятся либо в младших классах, либо при переходе к новому учителю. Эти уроки проводятся в форме простейших состязаний, прикидок, игр. На этих уроках учитель знакомится с уровнем физической подготовленности, знаниями, дисциплиной, организованностью детей, выявляет активность, увлеченность класса и т. д.

Урок изучения нового материала — это типичный урок начала нового вида учебной программы. Эти уроки интересны своей новизной, но очень утомительны из-за большого физического и эмоционального напряжения.

Уроки повторения, закрепления и совершенствования изучаемого материала проводятся в течение определенного времени в зависимости от возраста, физической подготовленности* правильного подбора средств, количества накопленных двигательных навыков, сложности движений, правильного подбора методических приемов. Эти уроки интересны тем, что здесь Учащиеся с каждым разом все легче справляются со сложными Мигательными действиями, совершенствуются приспособительные механизмы организма детей, движения становятся более совершенными и координированными, более экономичными, точными, красивыми. Однако, эти уроки могут несколько утомлять, надоедать, если не вносить в них хотя бы незначительную новизну: менять последовательность упражнений, скорость их выполнения, варьировать усилия, менять темп, изменять пространственные параметры движения (направление, траекторию, положение тела, амплитуду движения и др.), чаще использовать игровой и соревновательный методы, включать эмоциональные моменты, широко использовать восстановительные и стимулирующие двигательную активность средства, а в условиях высокой внешней температуры — гипотермические паузы.

Контрольные или зачетные уроки проводятся в виде соревнований или приема контрольных нормативов. Эти уроки требуют от школьников большой выдержки, дисциплины, умения сдерживать свои эмоции, умения правильно и объективно относиться к результатам, своим и товарищей.

Оценка может быть нормативной (балл, секунды, метры, километры и т. д., широко используются в старших классах) и пятибалльной, которая выставляется учителем, визуально наблюдающим за действиями учащихся (используется такая оценка в младших классах).

В школьной практике широко используется метод устной оценки двигательных действий (хорошо, правильно, точно, красиво, молодец; либо: плохо, неправильно, неточно, невыразительно, не эффектно и т. д.). Однако, во всех случаях оценка должна быть объективной и не вызывать у учащихся недоразумений и неправильного ее восприятия, особенно, когда подсчитывается промежуточный и заключительный рейтинг.

Но практика школы показывает, что чистых разновидностей этих уроков, как правило, не проводится, а чаще всего встречается смешанный урок, который состоит из изучения нового материала, повторения уже пройденного и оценки уже изученных движений.

Методические уроки проводятся с целью овладения учащимися педагогическими, организаторскими и судейскими навыками, а также теоретическими знаниями по основам физической культуры и спорта. В процессе этих уроков повышается профессиональная подготовка учащихся, они приобретают возможность самостоятельно помогать друг другу, анализировать действия и свои, и своих товарищей, приобретают навыки страховки, помощи, подачи методических указаний, следят за ошибками и др.

Методические уроки по своим задачам имеют следующие разновидности:

‒ уроки разбора учебного материала школьной программы (в спортивных секциях — классификационной программы) с демонстрацией и последующим разбором движений;

‒ урок ознакомления с методами обучения и воспитания. Например, при изучении прыжка в длину способом «согнув ноги» ученику необходимо не только самому научиться выполнять его, но и уметь научить другого, правильно методически объяснять, демонстрировать и т. д. Учитель при обучении дает все методы и приемы выполнения подготовительных, подводящих и вспомогательных упражнений, указывает на ошибки, подсказывает способы их устранения, требует от учащихся видеть ошибки, быстро находить эффективные приемы их устранения и т. д.;

‒ показательные уроки — демонстрация своего педагогического мастерства, всех своих возможностей в подборе методов, приемов, средств для решения поставленных задач;

‒ уроки совершенствования педагогических навыков — повышения инструкторских знаний у учащихся;

‒ контрольные уроки учета, проверки педагогических навыков, знаний терминологии, команд, судейских навыков и др.;

‒ уроки теоретические — сообщение знаний о развитии физической культуры и спорта в современных условиях, об олимпийском движении, о значении физической культуры в жизни общества, о гигиене питания, развитии физических качеств, о комплексе «Алпомиш» и «Барчиной», о правилах самостоятельного выполнения физических упражнений, правилах безопасности и страховки во время выполнения упражнений, правилах самоконтроля и т. д.

Теоретические знания учащихся по физкультуре должны базироваться на знаниях смежных дисциплин биологии, анатомии, физиологии, физики, математики. Этому должны способствовать требования школьной программы, в которой придается большое значение межпредметным связям.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. «Просвещение», М,1978.
  2. Выдрин В. Н., Гужаловский А. А., Кряж В. Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для гехн.ФК, Изд. ФиС, Москва, 1986.
  3. Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва услубияти.Тошкент, 2001,286 6.
  4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
  6. Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
  7. Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
  8. Усмонов Г., Абдужаббарова Т., Мамажонов Н., ва бош-к,алар. Болалар богчаларида ва мактабда болаларни халк, уйинлари воситалари билан жисмоний тайёрлаш. Фаргона, 1995, 38 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle