Образовательная направленность урока физическая культура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Оробинская А. Н. Образовательная направленность урока физическая культура // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/archive/137/38310/ (дата обращения: 26.05.2018).



Сейчас уже трудно найти педагога, не признающего ведущей стороной урока физической культуры его образовательную направленность. Но так было не всегда. Мнения были самые противоречивые. Одни учителя выделяли оздоровительную направленность, и поэтому с их языка обычно не сходило излюбленное слово «урок здоровья». Другие особую роль отводили воспитательной стороне. Третьи превыше всего ставили рекреативную задачу (в смысле активного отдыха, занимательности и развлекательности), исходя из предпосылки, что после умственного напряжения, связанного с изучением сложного материала физики или математики, школьники больше всего нуждаются в разрядке, в отвлечении от предшествующей нагрузки. Четвертые, видя главную цель учебного предмета «Физическая культура» в подготовке резервов для «большого» спорта, крепко держались за спортивную направленность и ей отводили первое место в уроке [1,48].

Сейчас мало кто сомневается, что ведущая роль в уроке физической культуры принадлежит образовательной направленности. Естественно, что от такого признания ее прав нисколько не умаляется значение других сторон учебного занятия. Однако, как ни велика их социально-педагогическая ценность, не следует забывать, что оздоровительная и воспитательная направленность равно присущи всему общешкольному педагогическому процессу. Например: любой квалифицированный педагог, так или иначе решает оздоровительные и воспитательные задачи. Однако при всех неизбежных и педагогически целесообразных переключениях в эту сторону учитель никогда не забывает о целях и содержании физического образования и, значит, ни при каких условиях не отходит от генеральной линии учебного процесса образовательной направленности урока.

Говоря о рекреативной направленности урока. Разумеется, занимательно-развлекательная разрядка иногда нужна школьникам. Но надо отметить, что ее используют не только учителя физической культуры, И все же, как ни полезны такие включения, им нельзя отвести не только ведущую, но даже сколько-нибудь самостоятельную роль в уроке. К тому же рекреативная задача, если понимать ее как активный отдых, смену умственной нагрузки эмоционально-двигательной разрядкой, целиком охватывается оздоровительной, отчасти воспитательной направленностью [2,93].

Ни ведущего, ни самостоятельного значения не имеет также спортивная направленность Место этой направленности — во внеклассной и внешкольной работе. Здесь нет ни тени недооценки. Все дело лишь в том, что обучение «частным приемам» (термин П. Ф. Лесгафта) и, следовательно, специализированная подготовка любого профиля и назначения не входят в задачи общеобразовательной школы.

Итак, беглый обзор приводит нас к выводу, что в общепризнанной ныне формуле «образовательная, оздоровительная и воспитательная направленность урока физической культуры» первой принадлежит решающая и притом специфическая роль, второй же и третьей — лишь неспецифическая функция, проявляющаяся в активном содействии главной цели учебного процесса [5, 294].

Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Из существующих в настоящее время концептуальных подходов, основанных на приоритете образовательной направленности уроков физической культуры, первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования.

В лаборатории была разработана концепция так называемого «конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности. При этом ставятся три конкретные задачи, которые, по мнению авторов конгруэнтной концепции, несколько отличаются от задач, поставленных в нынешних учебных программах физического воспитания. Это такие задачи, как:

- формирование интереса к занятиям физической культурой;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе самосовершенствования;

- формирование понимания смысла двигательной деятельности на занятиях физическими упражнениями.

Сущность образовательной направленности урока физической культуры заключается в следующих исходных позициях. Их у нас три. Первая выражает следующее принципиальное положение: учебный предмет «Физическая культура» принадлежит к числу общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в школе. Вторая — его основу, отраженную в материале программы, а значит, и в преподаваемом курсе, составляет физическое образование детей школьного возраста [3,38].

Отправляясь от этих принципиальных положений, мы неизбежно должны будем признать, что образовательная направленность нашего предмета (следовательно, и уроков физической культуры) полностью совпадает с социально-педагогической функцией образования детей школьного возраста. Ведь общественное предназначение и главные цели у них одни и те же дать молодому поколению всестороннее гармоническое развитие, вооружить общими основами современных знаний (разница лишь в характере и объеме), снабдить на долгую жизнь таким прочно сформированным комплексом умений и навыков, качеств и способностей, который позволил бы выпускникам школы выбрать без больших колебаний посильную и отвечающую индивидуальным склонностям специальность, а в дальнейшем успешно действовать на жизненном поприще, принося максимальную пользу и в то же время обеспечивая себе возможность посвящать досуг разнообразным занятиям, содействующим как гармонизации личности, так и повышению внутренней культуры.

Раскрывая специфику образовательной направленности урока, необходимо определить, на приобретение каких знаний, умений, навыков, качеств и способностей должно быть ориентировано обучение. Нам кажется, что содержание учебного курса можно свести к трем основным группам или разделам.

1. Знания необходимые школьнику для нормального прохождения учебного курса и освоения совокупного материала программы. Первая группа, в свою очередь, делится на две подгруппы. Одна из них составлена из общих теоретических сведений, помогающих детям понять сущность изучаемого предмета, познать условия, при соблюдении которых физические упражнения воздействуют на организм, а также на умственное, нравственное и эстетическое развитие человека. Во вторую подгруппу входят специальные знания, без помощи которых невозможно овладеть умением правильно выполнять какое-либо конкретное двигательное действие. Так, делая приседание, школьник должен знать и терминологически точное название этого движения, как оно выполняется, какие мышцы участвуют в нем и т. д. Ученику необходимо также понимать, при каких условиях быстрее и лучше вырабатываются сила, быстрота, выносливость и другие качества.

Все это важно потому, что физическое образование, а значит, и образовательная направленность уроков, в сущности, немыслимы без предварительного или параллельного усвоения детьми системы общих теоретических сведений и специальных знаний. Нарушение этого требования ведет к формально-механическому обучению, которое академик Л. А. Орбели называл «обезьяньей гимнастикой».

2. Система двигательных умений, имеющих первоочередное значение в жизни и повседневной деятельности человека. Если пользоваться более точным выражением, то следовало бы сказать так: умение технически правильно и эффективно выполнять статические позы и двигательные действия, составляющие основу бытия современного общества. Из этого определения вытекает, что рабочие операции специального назначения (например, профессионально-производственные) из названной выше системы исключаются, а входят в нее, главным образом, позы и действия бытового характера: умение стоять, сидеть, ходить, бегать, прыгать, бросать и ловить, плавать, передвигаться на лыжах, вообще перемещать в пространстве себя, части и звенья своего тела, а также посторонние предметы.

Хочется еще раз подчеркнуть, что речь идет о системе, а не о случайном наборе движений и поз. Стало быть, и овладевать умениями школьники должны не только систематически, но и системно, т. е. сохраняя и укрепляя все взаимосвязи внутри системы. В противном случае возможна та степень диспропорции и дисгармонии в развитии выпускников школ, которая обозначается просторечным словом «недообразованность». Иначе говоря, физическое образование будет пробельным, ибо одни двигательные умения, нарушив всякие системные связи, возобладают над другими, подавят и даже вытеснят их. Принцип гармонизации должен быть соблюден и здесь. Он требует, чтобы, во-первых, активный запас двигательных умений школьника был достаточно разнообразным, и, во-вторых, чтобы выпускник среднего учебного заведения одинаково хорошо владел каждым из них.

3. Двигательные (физические) качества и способности. Здесь первые места следует отвести силе, быстроте, ловкости, выносливости, гибкости и подвижности, способности сохранять равновесие на узкой площади опоры, точности и меткости, вестибулярной устойчивости. Формирование, развитие этих качеств, происходит в рамках единого процесса физического образования, а значит, и полностью охватывается образовательной направленностью урока.

Здесь, видимо, целесообразно оговориться, что ни одна из трех названных групп не может существовать самостоятельно и независимо от двух других. Конечно, в ходе учебного процесса учитель может выделить какие-то минуты для того, чтобы ученики глубже усвоили теоретические сведения, либо отработали технику прыжка в длину с разбега, либо довели до кондиции свои силовые способности. Но и в этом случае полезно твердо помнить, что сила, как и прочие физические качества, проявляется в движениях человека. Как бы ни было элементарно движение, пусть оно сведется к простому подниманию рук в стороны, все равно для его выполнения потребуются и какие-то сведения, и силовое напряжение мышц, и быстрота, и ритм, и устойчивое равновесие, и координационная способность [4,56].

Стало быть, и техника выполнения двигательного действия (навыки и умения), и физические качества, и прикладные знания, образно говоря, являются инертным строительным материалом, который скрыт до тех пор, пока не начнется педагогически организованный процесс интеграции, слияния всех трех компонентов. Именно такой интегральный или интегрирующий процесс как раз и составляет сущность физического образования, а вместе с тем характеристическую особенность образовательной направленности урока физической культуры качества, точно дифференцируя и тонко регулируя степень их интенсивности.

Профессор В. П. Лукьяненко считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания, является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания. Без целенаправленного формирования ценностной ориентации на укрепление здоровья, выработку потребностей и мотивов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, творческого отношения к использованию ценностей физической культуры, без создания условий для самосовершенствования невозможно решить задачу приобщения к регулярным занятиям, сделать физическую культуру важной составляющей здорового образа жизни.

Литература:

  1. Гандельсман А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 2006.
  2. Головина Л. Л., Копылов Ю. А., Столяк И. Н., Шадзевская М. В. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно-ориентированного подхода / / Физическая культура: воспитание образование тренировка. — 2002. — № 1. — С. 17–20.
  3. Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Домашнее задание / / Физическая культура в школе. — 2002. — № 6. — С. 33–35.
  4. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2004.
  5. Филиппова С. О., Г.Н Пономарева Теория и методика физического воспитания дошкольников для студентов академий, университетов институтов физической культуры. — Спб. «Детство пресс», М., Т.Ц. «Сфера» 2008–656с
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, образовательная направленность урока, физическое образование, физическое воспитание, учебный процесс, умение, образовательная направленность, двигательное действие, воспитательная направленность, активный отдых.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос