Авторы: Фарафонтова Ольга Анатольевна, Козлова Елена Вячеславовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Фарафонтова О. А., Козлова Е. В. Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 601-603.



Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнес», получивший за последнее десятилетие широкое распространение.

Физические упражнения аэробной направленности, конечной целью которых является здоровье, относятся к фитнесу. Занятие каким-либо видом спорта, ставящее своей целью достижение высших (рекордных) результатов уже не могут быть отнесены к фитнесу [1].

Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных досуговых технологий в физическом воспитании являются различные фитнес-программы, которые составляют основное содержание деятельности физкультурно-оздоровительных групп, а также персональных фитнес-занятий.

Фитнес-программы как форма двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных (персональных) занятий, могут иметь как оздоровительно кондиционную направленность (снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание должного уровня физического состояния), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне. В первом случае фитнес-программы ориентированы на цели оздоровительного фитнеса, во втором — спортивно-ориентированного, или двигательного [2].

По мнению специалиста В. А. Магина (2003) оздоровительная физическая культура рассматривается как наиважнейший компонент здорового образа жизни. Для того чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности.

В настоящее время наиболее активно ведётся поиск новых методик оздоровительной тренировки в сфере фитнес-индустрии. Развитая система фитнес-клубов, от маленьких до больших сетевых, сделали фитнес доступным видом занятий оздоровительной физической культурой. Одновременно с этим развивается внутренняя программная структура фитнеса. Однако, появление и внедрение многих оздоровительных программ, предлагаемых фитнес-клубами, недостаточно обосновано научно-методически, это касается их эффективности и безопасности для здоровья, возрастной ориентации, а также методики проведения занятий и способов индивидуализации нагрузки.

В то же время забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих, серьёзных деловых людей. Это позитивное влияние реформ. Вместе с тем отмечается, что ценность здоровья в нормативных представлениях повысилась, но не стала фактом сознания, осталась пока на уровне моды. Реальное поведение под влиянием сложившихся условий ухудшилось.

В свою очередь, по мнению известного специалиста В. К. Бальсевича (2004), категория волеустановки тесно сопряжена с аналогичным по смыслу феноменом — культура здоровья. Оба понятия включают культурное освоение окружающего мира, образование, здоровье на уровне личности. Такие категории как «культура эмоций», «культура питания», «культура движения», «гигиеническая культура»; «культура общения», характеризуемые как составляющие здорового образа жизни, безусловно, относятся к общему определению человека культурного.

В базовое понятие «гармоничная и всесторонне развитая личность» всё чаще включается личность здоровая, ориентированная на здоровье.

Существует ряд противоречий, например, несоответствие между требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем развития. А это является основной движущей силой его развития средствами фитнес-культуры.

Фитнес-культура в вузе является одним из компонентов процесса формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки [2].

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности. Достигая при этом гуманизации педагогического процесса, которая характеризует его очеловечивание, выдвижение студента в качестве главной ценности.

Фитнес-культура охватывает свойства личности, позволяющие ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческих действий, разрешить противоречия между производством, трудом и отдыхом. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает её социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создаёт ей психологический комфорт.

Из всего изложенного следует, что фитнес-культура важна для студентов, она жизненно необходима. Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. С точки зрения физиологии это один из стресс-факторов гиподинамии на фоне интеллектуальных перегрузок, который является противоречием между достижениями студентов в освоении профессии и потерями в состоянии здоровья.

Многолетний опыт использования фитнес-программ в зарубежных странах позволяет определить основные факторы их эффективной реализации в современных условиях:

  1. Фитнес-программа способствует формированию у занимающихся осознанного отношения к участию в ней.
  2. Комплексы упражнений составляются с учётом подготовленности и доступности.
  3. Фитнес-программа нацелена на получение удовольствия от занятий. На первый план выносятся потребности, мотивы и интересы занимающихся.
  4. Фитнес-программа состоит из конкретных целей, которые перед ними ставятся: активный отдых, повышение уровня физической подготовленности, снижение массы тела.
  5. Фитнес-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с помощью комплексного контроля и проводится через определенные промежутки времени, так как это способствует поддержанию интереса занимающихся к программе.
  6. Фитнес-программа способствует общению занимающихся друг с другом на фоне положительных эмоций в процессе выполнения упражнений.
  7. Фитнес-программа регулярно обновляется, что поддерживает здоровую конкуренцию, избегая выражений соревновательности и связанных с этим больших и значительных нагрузок.

Литература:

  1. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В., Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. — СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.
  2. Магин В. А., Психолого-педагогический аспект культуры здоровья личности будущего специалиста по физической культуре и спорту. / Мат. VII Межд. Научн. Конгресса, Т.1 — М. Спорт Академ Пресс, 2003. — 543 с.
  3. Малозёмов О. Ю., Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся социально педагогический аспект: Монография. Екатеринбург: УроРАО, УГМА. Изд-во АМБ, 2008. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, уровня физической подготовленности, будущего специалиста, физическая культура, личности будущего специалиста, личности современного специалиста, занятий оздоровительной физической, физическому воспитанию студентов, мнению известного специалиста, развитию будущего специалиста, уровня физического состояния, психофизиологического состояния студентов, фактором укрепления здоровья, оценку состояния здоровья, гуманитарного воспитания студентов, оздоровительная физическая культура, развитие целостной личности, компонент образовательного процесса, сохранении здоровья учащихся, компонент здорового образа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос